ВОЛС в Арктике: третий пошел
Прокладка подводной оптоволоконной линии связи в Арктике, которая получила название «Полярный экспресс», начнется в мае-июне 2021 г. На новую ПВОЛС потратят сумму, сравнимую с бюджетом, выделенным в 2021 г. на развитие в России физической культуры и спорта, — 65 млрд руб. Это уже третий проект по созданию оптической кабельной линии между Европой и Азией, идущей по дну российских северных морей. Конкурирующие проекты — Arctic Connect российского «МегаФона» и финской фирмы Cinia, а также «Северное Сияние», инициатором которого выступило ОАО «Супертел»
О сроках начала проекта и его названии сообщил на пресс-конференции в ТАСС заместитель министра транспорта РФ Александр Пошивай. Прокладывать кабель будет головной исполнитель проекта — компания «Управление перспективных технологий» (УПТ). Оператором подводной оптической линии определено ФГУП «Морсвязьспутник».
По данным, опубликованным в статье РБК 18 ноября 2020 г., сумма инвестиций в проект составит 65 млрд руб. Генеральный директор АО «Управление перспективных технологий» Алексей Стрельченко рассказал, что, помимо «Полярного экспресса», УПТ построит в Мурманске новый завод по производству подводного оптического кабеля. «Этот завод начнет работу в мае 2021 г., — уточнил Алексей Стрельченко. — Он расположится рядом с причальной стенкой, чтобы сразу грузить произведенный кабель на суда. Дело в том, что подводный оптический кабель очень тяжелый — 1 км такого кабеля весит две тонны».
В самом УПТ на запрос ComNews не ответили. АО «Управление перспективных технологий» принадлежит группе физических лиц, а реестродержателем этой компании является АО «Независимая Регистраторская Компания Р.О.С.Т.». Интернет-сайт УПТ не работает, однако по доступной в открытых источниках информации, эта структура создана еще в 1989 г. в рамках программы Академии наук СССР для работы в области телекоммуникаций. Среди первых крупных кабельных проектов УПТ — построение волоконно-оптических линий связи для Центра управления полетами Российского космического агентства и агентства ИТАР-ТАСС. По информации, предоставленной ФГУП «Морсвязьспутник», у УПТ есть опыт построения подводных ВОЛС, в том числе и в Арктике.
«Трансарктическая линия «Полярный экспресс» пройдет от Мурманска до Владивостока. Ее общая протяженность составит 12 650 км, и она будет проложена по географически кратчайшему и не имеющему аналогов маршруту между Европой и Азией», — сказал Александр Пошивай. Вдоль кабельной трассы планируется установить 150 оптических ретрансляторов, а кабель будет состоять из шести пар волокон: четыре пары — для транзита трафика Европа — Азия, а две — для выхода на берег. Скорость передачи по волокнам составит до 100 Тбит/с. Зарубежные операторы в Европе и Азии, с сетями которых будут организованы стыки «Полярного экспресса», пока не определены (за это, как и за международное взаимодействие проекта в целом, отвечает ФГУП «Морсвязьспутник»).
Заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Денис Ушаков отметил, что основная задача проекта «Полярный экспресс» — обеспечение инфокоммуникационными сервисами инфраструктуры портов в Арктике, вдоль Северного морского пути и в Дальневосточном федеральном округе, а также создание ЦОДов в этой зоне. Генеральный директор ФГУП «Морсвязьспутник» Андрей Куропятников добавил: «Порты связаны с агломерациями — городами и поселками. Параметры проекта учитывают и перекрывают потребности портовой инфраструктуры, и мы заинтересованы в работе не только с портами, но и гораздо шире».
Генеральный директор ФГУП «Росморпорт» Александр Смирнов сообщил: «Мы оперируем 68 портами, 16 из них — в Арктической зоне, их годовой грузооборот — 996 млн тонн (46% — нефть, 20% — СПГ, 16% — уголь), и 22 порта в ДВФО. Мы проектируем объекты ГМССБ, эксплуатируем объекты безопасности мореплавания, и для этих целей нужна связь — спутник для этого не годится. Автономная навигация также невозможна без высокоскоростного интернет-соединения».
Алексей Стрельченко заявил на пресс-конференции, что вся линия будет построена к 2026 г. УПТ будет вести инженерные изыскания, проектировать линию, прокладывать кабель и создавать необходимую береговую инфраструктуру. В проекте «Полярный экспресс» будет задействовано девять судов, два из которых — кабелеукладчики. По словам гендиректора УПТ, прокладка первого участка линии «Полярный экспресс» — от поселка Териберка в Мурманской области (где уже создана береговая станция и наземная инфраструктура) до поселка Амдерма в Ненецком АО — стартует в июне 2021 г. Параллельно УПТ займется инженерными изысканиями на участке Диксон — Тикси.
Наряду с «Полярным экспрессом» в Арктической зоне РФ запланированы еще два подводных кабельных проекта: Arctic Connect (за ним стоят ПАО «МегаФон» и финская Cinia Oy) и «Северное Сияние» (инициатор — петербургское ОАО «Супертел»). Инициаторы проекта «Полярный экспресс» обошли вопрос о конкуренции с этими линиями, при этом Андрей Куропятников сказал: «У нас год назад было взаимодействие с компанией «МегаФон», но никаких договоренностей пока не существует».
«Мы рады, что вопросы создания инфраструктуры и цифровизации Арктического региона привлекают все больше внимания со стороны госструктур и бизнеса, — сказала корреспонденту ComNews представитель пресс-службы ПАО «Мегафон». — Это актуальная и важная задача. Мы поставили ее перед собой в 2019 г., подписав соглашение, давшее старт проекту Arctic Connect. Трансарктическая линия связи позволит справиться с растущим трафиком между континентами, а отводы от основной линии обеспечат доступ к качественной связи для потребителей Арктики и Дальнего Востока — как частных абонентов, так и бизнеса».
В июне 2020 г. ПАО «МегаФон» и АО «Росгеология» подписали договор на проведение морских исследований для прокладки Arctic Connect. В начале этого года оператор подписал соглашения о взаимодействии в рамках этого проекта с пятью российскими регионами — Республикой Саха (Якутия), Чукотским автономным округом, Коми, Ненецким автономным округом, Сахалинской областью.
«МегаФон» и Cinia Oy объявили о создании международного консорциума для строительства океанического оптоволоконного маршрута, соединяющего Европу и Азию по Арктическому пути, летом 2019 г. В консорциуме предполагалось участие нескольких компаний. 3 декабря 2019 г. совет директоров «МегаФона» одобрил участие в компании Arctic Link Development Oy путем приобретения до 50% ее голосующих акций. Arctic Link Development Oy — совместное предприятие «МегаФона» и Cinia Oy для реализации проекта Arctic Connect.
Arctic Connect — не единственный проект создания волоконно-оптических линий связи по дну арктических морей. Альтернативная идея зародилась на два года раньше: в 2017 г. ОАО «Супертел» (российский производитель оборудования связи) разработало проект по прокладке подводной ВОЛС по дну российских северных и восточных морей от Мурманска до Владивостока, получивший название «Северное Сияние». В начале 2020 г. проект обрел финансового партнера в лице банка «Россия», но для старта требовалось определить участников со стороны государства.