ВОЛС в Арктике: третий пошел

 

(ВОЛС) Мурманск – Владивосток

Прок­ладка под­водной оп­то­воло­кон­ной ли­нии свя­зи в Ар­кти­ке, ко­торая по­лучи­ла наз­ва­ние «По­ляр­ный экс­пресс», нач­нется в мае-и­юне 2021 г. На но­вую ПВОЛС пот­ра­тят сум­му, срав­ни­мую с бюд­же­том, вы­делен­ным в 2021 г. на раз­ви­тие в Рос­сии фи­зичес­кой куль­ту­ры и спор­та, — 65 млрд руб. Это уже тре­тий про­ект по соз­да­нию оп­ти­чес­кой ка­бель­ной ли­нии меж­ду Ев­ро­пой и Азией, иду­щей по дну рос­сий­ских се­вер­ных мо­рей. Кон­ку­рирую­щие про­ек­ты — Arctic Connect рос­сий­ско­го «Ме­гаФо­на» и фин­ской фир­мы Cinia, а так­же «Се­вер­ное Сия­ние», ини­циа­то­ром ко­торо­го выс­ту­пило ОАО «Су­пер­тел»

О сроках начала проекта и его названии сообщил на пресс-конференции в ТАСС заместитель министра транспорта РФ Александр Пошивай. Прокладывать кабель будет головной исполнитель проекта — компания «Управление перспективных технологий» (УПТ). Оператором подводной оптической линии определено ФГУП «Морсвязьспутник».

По данным, опубликованным в статье РБК 18 ноября 2020 г., сумма инвестиций в проект составит 65 млрд руб. Генеральный директор АО «Управление перспективных технологий» Алексей Стрельченко рассказал, что, помимо «Полярного экспресса», УПТ построит в Мурманске новый завод по производству подводного оптического кабеля. «Этот завод начнет работу в мае 2021 г., — уточнил Алексей Стрельченко. — Он расположится рядом с причальной стенкой, чтобы сразу грузить произведенный кабель на суда. Дело в том, что подводный оптический кабель очень тяжелый — 1 км такого кабеля весит две тонны».

В самом УПТ на запрос ComNews не ответили. АО «Управление перспективных технологий» принадлежит группе физических лиц, а реестродержателем этой компании является АО «Независимая Регистраторская Компания Р.О.С.Т.». Интернет-сайт УПТ не работает, однако по доступной в открытых источниках информации, эта структура создана еще в 1989 г. в рамках программы Академии наук СССР для работы в области телекоммуникаций. Среди первых крупных кабельных проектов УПТ — построение волоконно-оптических линий связи для Центра управления полетами Российского космического агентства и агентства ИТАР-ТАСС. По информации, предоставленной ФГУП «Морсвязьспутник», у УПТ есть опыт построения подводных ВОЛС, в том числе и в Арктике.

«Трансарктическая линия «Полярный экспресс» пройдет от Мурманска до Владивостока. Ее общая протяженность составит 12 650 км, и она будет проложена по географически кратчайшему и не имеющему аналогов маршруту между Европой и Азией», — сказал Александр Пошивай. Вдоль кабельной трассы планируется установить 150 оптических ретрансляторов, а кабель будет состоять из шести пар волокон: четыре пары — для транзита трафика Европа — Азия, а две — для выхода на берег. Скорость передачи по волокнам составит до 100 Тбит/с. Зарубежные операторы в Европе и Азии, с сетями которых будут организованы стыки «Полярного экспресса», пока не определены (за это, как и за международное взаимодействие проекта в целом, отвечает ФГУП «Морсвязьспутник»).

Заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Денис Ушаков отметил, что основная задача проекта «Полярный экспресс» — обеспечение инфокоммуникационными сервисами инфраструктуры портов в Арктике, вдоль Северного морского пути и в Дальневосточном федеральном округе, а также создание ЦОДов в этой зоне. Генеральный директор ФГУП «Морсвязьспутник» Андрей Куропятников добавил: «Порты связаны с агломерациями — городами и поселками. Параметры проекта учитывают и перекрывают потребности портовой инфраструктуры, и мы заинтересованы в работе не только с портами, но и гораздо шире».

Генеральный директор ФГУП «Росморпорт» Александр Смирнов сообщил: «Мы оперируем 68 портами, 16 из них — в Арктической зоне, их годовой грузооборот — 996 млн тонн (46% — нефть, 20% — СПГ, 16% — уголь), и 22 порта в ДВФО. Мы проектируем объекты ГМССБ, эксплуатируем объекты безопасности мореплавания, и для этих целей нужна связь — спутник для этого не годится. Автономная навигация также невозможна без высокоскоростного интернет-соединения».

Алексей Стрельченко заявил на пресс-конференции, что вся линия будет построена к 2026 г. УПТ будет вести инженерные изыскания, проектировать линию, прокладывать кабель и создавать необходимую береговую инфраструктуру. В проекте «Полярный экспресс» будет задействовано девять судов, два из которых — кабелеукладчики. По словам гендиректора УПТ, прокладка первого участка линии «Полярный экспресс» — от поселка Териберка в Мурманской области (где уже создана береговая станция и наземная инфраструктура) до поселка Амдерма в Ненецком АО — стартует в июне 2021 г. Параллельно УПТ займется инженерными изысканиями на участке Диксон — Тикси.

Наряду с «Полярным экспрессом» в Арктической зоне РФ запланированы еще два подводных кабельных проекта: Arctic Connect (за ним стоят ПАО «МегаФон» и финская Cinia Oy) и «Северное Сияние» (инициатор — петербургское ОАО «Супертел»). Инициаторы проекта «Полярный экспресс» обошли вопрос о конкуренции с этими линиями, при этом Андрей Куропятников сказал: «У нас год назад было взаимодействие с компанией «МегаФон», но никаких договоренностей пока не существует».

«Мы рады, что вопросы создания инфраструктуры и цифровизации Арктического региона привлекают все больше внимания со стороны госструктур и бизнеса, — сказала корреспонденту ComNews представитель пресс-службы ПАО «Мегафон». — Это актуальная и важная задача. Мы поставили ее перед собой в 2019 г., подписав соглашение, давшее старт проекту Arctic Connect. Трансарктическая линия связи позволит справиться с растущим трафиком между континентами, а отводы от основной линии обеспечат доступ к качественной связи для потребителей Арктики и Дальнего Востока — как частных абонентов, так и бизнеса».

В июне 2020 г. ПАО «Ме­гаФон» и АО «Рос­гео­ло­гия» подписали до­говор на про­веде­ние мор­ских ис­сле­дова­ний для прок­ладки Arctic Connect. В начале этого года оператор подписал соглашения о взаимодействии в рамках этого проекта с пятью российскими регионами — Республикой Саха (Якутия), Чукотским автономным округом, Коми, Ненецким автономным округом, Сахалинской областью.

«МегаФон» и Cinia Oy объявили о создании международного консорциума для строительства океанического оптоволоконного маршрута, соединяющего Европу и Азию по Арктическому пути, летом 2019 г. В консорциуме предполагалось участие нескольких компаний. 3 декабря 2019 г. совет директоров «МегаФона» одобрил участие в компании Arctic Link Development Oy путем приобретения до 50% ее голосующих акций. Arctic Link Development Oy — совместное предприятие «МегаФона» и Cinia Oy для реализации проекта Arctic Connect.

Arctic Connect — не единственный проект соз­да­ния волоконно-оп­ти­чес­ких ли­ний свя­зи по дну арктических морей. Альтернативная идея зародилась на два года раньше: в 2017 г. ОАО «Супертел» (российский производитель оборудования связи) разработало проект по прок­ладке подводной ВОЛС по дну рос­сий­ских се­вер­ных и вос­точных мо­рей от Мур­ман­ска до Вла­дивос­то­ка, получивший название «Се­вер­ное Сия­ние». В начале 2020 г. проект обрел финансового партнера в лице банка «Россия», но для старта требовалось определить участников со стороны государства.

/www.comnews.ru/



Print This Post Print This Post
©2021 Pro-arctic.ru