А мы пойдем на Север
23 января 2017 г., Игорь Зубков, Российская газета
На проекты в Арктике отраслевые министерства просят у минфина 214 миллиардов рублей
Деньги планируется потратить на строительство атомного ледокола «Лидер», средств подъема затонувших ядерных объектов, развитие проектов на шельфе и многое другое, рассказал «Российской газете» замминистра экономического развития Александр Цыбульский.
Эти проекты должны быть закреплены в госпрограмме «Социально-экономическое развитие Арктической зоны РФ на период до 2025 года и дальнейшую перспективу». Ее согласование затянулось главным образом из-за «капиталоемких мероприятий», но в ближайшее время после финальных согласительных совещаний программу будет внесена в правительство. Ведомства уже снизили свои запросы: в марте прошлого года стоимость «погруженных» в программу проектов оценивалась в 260 миллиардов рублей.
Речь идет об изменении подхода к развитию Арктики — он должен стать проектным. В основных «очагах» хозяйственного освоения на Севере планируется создать «каркас» из взаимоувязанных по срокам и финансированию комплексных проектов на основе государственно-частного партнерства. Для этого выделяются восемь «опорных зон развития»: Кольская, Архангельская, Ненецкая, Воркутинская, Ямало-Ненецкая, Таймыро-Туруханская, Северо-Якутская и Чукотская. У каждой будет свой утвержденный правительством перечень приоритетных проектов.
«Причем это могут быть как проекты в Арктике, так и вне Арктики, но для Арктики (техника и технологии для арктических нужд, кадровое и научное обеспечение), а также проекты, для которых Арктика формирует грузопоток или, наоборот, выступает транспортным коридором», — пояснил «Российской газете» Александр Цыбульский. По его словам, при создании инфраструктуры под конкретный проект будут учитываться потребности всех «интересантов», работающих в опорной зоне.
Это не является чем-то абсолютно новым, еще в советское время рядом друг с другом создавались взаимосвязанные производства, и за счет использования общей инфраструктуры, энергетических мощностей, кадровой базы и так далее достигался синергетический эффект. Называлось это территориально-производственным комплексом.
В современной России по этому же принципу был запущен ряд крупных проектов, например, «Урал Промышленный — Урал Полярный», комплексное развитие Нижнего Приангарья и Южной Якутии. «Но зачастую амбициозные планы откладывались на неопределенный срок из-за отказа ключевых участников от своих обязательств, — говорит Александр Цыбульский. — При этом получается, что добросовестная сторона, а это, как правило, государство, просто теряет уже сделанные вложения».
Поэтому он предлагает вводить «безотзывные обязательства» для участников проектов в опорных зонах — должна быть установлена ответственность и государства и бизнеса за отказ от заявленных инвестиций.
Всего, по итогам «ревизии», проведенной минэкономразвития вместе с другими ведомствами, региональными властями и крупными компаниями, было выбрано около 150 реализуемых или запланированных приоритетных проектов общей стоимостью почти 5 триллионов рублей. Из них около 4 триллионов приходится на частные инвестиции, оставшийся триллион — на федеральный и региональные бюджеты. Две трети проектов в Арктике связаны с добычей и переработкой полезных ископаемых, включая геологоразведку и шельфовые проекты.
На севере Урала, Сибири и Дальнего Востока опорные зоны будут строиться вокруг минерально-сырьевых центров (МСЦ). В Якутии это оловорудный МСЦ «Усть-Яна», добыча алмазов и нефтяные месторождения на Западно-Анабарском лицензионном участке. На Ямале крупнейшими МСЦ являются месторождения проекта «Ямал СПГ», Новопортовское нефтегазовое и Бованенковское газовое месторождения, там же ближе к 2030 году планируется разработка еще ряда нефтегазовых центров. Таймыро-Туруханская опорная зона включает Норильский промышленный район, Ванкорский нефтедобывающий кластер, Таймырский центр угледобычи и перспективные МСЦ нефтегазодобычи — Усть-Енисейский, Хатангский и Авамский.
Все эти планы и подходы невозможны без развития транспорта на Севере. Например, для добычи на Ямале нужен железнодорожный коридор «Обская — Сабетта» с выходом на трассы Севморпути, а приступить к разработке перспективных месторождений в Якутии можно будет только после развития речного судоходства. Там реки, по существу, являются единственными транспортными артериями, но чтобы их использовать, потребуются дноуглубительные работы, воссоздание портовой инфраструктуры, восстановление речного флота и так далее.
Кроме того, в госпрограмме будет уделено место вопросам экологии и развития коренных малочисленных народов Севера, подчеркнул Александр Цыбульский.