- PRO-ARCTIC - https://pro-arctic.ru -

ВЭБ выделит 18,5 млрд руб на строительство танкера ледового класса для «Роснефти»

варандей

Как выяснил “Ъ”, ВЭБ выделит 18,5 млрд руб. на строительство нефтяного танкера ледового класса Arc6 для «Роснефти», который предназначен для перевозки нефти с терминала Варандей на плавучую нефтебазу в Мурманске. Судно будет построено на верфи «Звезда» на Дальнем Востоке. Эксперты отмечают, что ЛУКОЙЛ строил сходные танкеры для Варандея в Южной Корее, а «Газпром нефть» — для платформы «Приразломная» на «Адмиралтейских верфях», и в обоих случаях суда обошлись в два раза дешевле.

ВЭБ предоставит 18,5 млрд руб. «на строительство такого танкера-челнока нового поколения с улучшенными ледовыми и маневровыми характеристиками», заявил в пятницу глава набсовета ВЭБа премьер РФ Дмитрий Медведев по итогам заседания совета. Позднее в тот же день глава госкорпорации Игорь Шувалов сообщил, что «выгодоприобретателем по сделке является перевозчик, который контролируется «Роснефтью»», а судно будет построено на верфи «Звезда» (управляется консорциумом нефтекомпании, «Роснефтегаза» и Газпромбанка). Поскольку господин Медведев говорил об этой сделке в контексте развития перевозок сжиженного газа по Севморпути, агентства сочли, что речь идет о строительстве СПГ-танкера. Но как пояснили “Ъ” в ВЭБе, предмет сделки — нефтяной танкер ледового класса Arc6 дедвейтом 69 тыс. тонн «с улучшенными ледовыми и маневровыми характеристиками». В «Роснефти» это подтвердили.

Собеседник “Ъ”, знакомый с ситуацией, пояснил, что танкер будет использоваться для вывоза нефти с терминала Варандей на Печорском море на перевалочное судно на рейде Мурманска без ледокольной проводки. На ПМЭФ-2018 «Роснефть» подписала со «Звездой» договор о строительстве такого танкера-челнока с опционом на еще один, владельцем судна будет структура нефтекомпании «Роснефтефлот». Варандей принадлежит ЛУКОЙЛу и в основном сейчас используется для отгрузки нефти с месторождений Требса и Титова, разработкой которых занимается СП ЛУКОЙЛа и «Роснефти». При этом у компаний есть спор относительно тарифов на перевалку.

Строительство двух челноков типоразмера Panamax ледового класса Arc6 связано, очевидно, со стремлением «Роснефти» создать собственную схему транспортировки нефти, добываемой на северо-востоке Тимано-Печорской провинции, полагает глава консультационного центра «Гекон» Михаил Григорьев. Он отмечает, что только по месторождениям Требса и Титова ожидаемый объем добычи и отгрузки по проектным документам может составить в 2020 году 4,7 млн тонн. По мнению эксперта, речь идет о варианте танкера, концептуальный проект которого был создан финской компанией Aker Arctic Technology. На его основе для Варандейского терминала южнокорейская Samsung Heavy Industries построила три танкера, еще два построены на «Адмиралтейских верфях» Объединенной судостроительной корпорации для платформы «Приразломная» «Газпром нефти» (проект Р-70046; в последнее время Крыловский ГНЦ проводил доработку математических моделей проекта).

«Стоимость строительства танкера на «Адмиралтейских верфях» оценивалась в $124 млн (8,43 млрд руб. по текущему курсу.— “Ъ”), на Samsung Heavy Industries — $138 млн (9,4 млрд руб.— “Ъ”)»,— отмечает Михаил Григорьев. Напомним, что в 2017 году «Звезда» и Samsung Heavy Industries подписали основные условия по созданию СП по строительству арктических танкеров. Если новый танкер для «Роснефти» будет строиться в сотрудничестве с Samsung, это может объяснять его более высокую стоимость, так как первые три танкера для Варандея корейцы сдали в 2007–2009 годах, когда курс рубля к доллару был вдвое ниже.

/www.kommersant.ru/ [1]