Вопрос импортозамещения в ТЭК является фундаментальным

технологии

По мнению экспертов, санкционный запрет на покупку некоторых видов технологий и оборудования для ТЭК неизбежно приведет нефтегазовую отрасль к технологическому отставанию, которое в ближайшие 5-7 лет может стать необратимым. Следовательно, вопрос импортозамещения является фундаментальным. Ключевую роль в его решении играют флагманские нефтегазовые компании, а также отраслевые организации, которые ведут поиск импортозамещающих решений.

Так, АНО «Агентство по технологическому развитию» (АТР) и Национальная ассоциация нефтегазового сервиса (НАНГС) подписали меморандум, в рамках которого партнеры будут вести совместную деятельность по подбору технологических решений для объектов нефтегазовой сферы. Документ был подписан на «Дне главного инженера», состоявшемся 13 марта в Инновационном центре «Сколково».

Как отметил генеральный директор АТР Максим Шерейкин, проекты импортозамещения в ТЭК станут новым направлением в работе агентства. При этом АТР и НАНГС будут проводить экспертизу технологических решений в рамках своих компетенций для обоснования выбора тех или иных технологических предложений.

«Нам нужно максимально интегрироваться с существующими игроками, одним из которых и является Ассоциация нефтегазового сервиса, куда входят как потребители, так и производители продуктов отрасли, и использовать обе площадки, чтобы найти лучшие решения по импортозамещению», – подчеркнул Шерейкин.

По словам президента НАНГС Виктора Хайкова, в рамках сотрудничества на базе АТР планируется создание проектного офиса, в работе которого ассоциация будет делиться своим опытом, компетенциями и наработками для эффективного выстраивания взаимодействия, давать обратную связь от участников отрасли – разработчиков и потребителей нефтегазовых технологий и оборудования.

«Для нас важно, чтобы процесс импортозамещения в отрасли шел максимально открыто и эффективно, учитывая интересы всех сторон. Мы намерены участвовать в реализации проектов, связанных с нефтегазовым комплексом, предоставлять для них решения от членов ассоциации, давать экспертные оценки. Это будет способствовать развитию отрасли и решению стоящих перед ней вызовов», – отметил Хайков.

Как отмечают эксперты, системная работа по импортозамещению критически важна для нефтегазового сектора. До 80% закупаемого российскими нефтяниками оборудования было импортным, по отдельным категориям показатель достигал 100%.

В результате реализации стратегии импортозамещения, по некоторым оценкам, доля импортного оборудования снизилась до 53% (контрольным ориентиром было 55%). Ожидается, что к 2020 году потребность отрасли в импорте сократится до 30-40%.

Однако, по мнению промышленного эксперта Леонида Хазанова, действительно ли доля импорта снизилась до 53%, однозначно сказать сложно, хотя по ряду позиций, например по электродвигателям, импортозамещение идет полным ходом. С цифровой электроникой ситуация, скорее всего, гораздо сложнее, ведь ее элементная база в России в массовых масштабах не выпускается. Примерно так же обстоят дела с автоматизированными буровыми ключами.

Говоря о доле импортного оборудования в нефтегазовой отрасли, Павел Блохин, генеральный директор Урало-Сибирской компании «НЕКСАН», ссылается на данные президента Союза нефтепромышленников России Геннадия Шмаля: текущее соотношение отечественных и импортных составляющих в закупках нефтяных и газовых компаний в России составляет 50% на 50%.

«Это соответствует действительности. Уже сейчас многое собирается в России, правда по западным технологиям и патентам. К 2020 году отрасль планирует достичь уровня 70% на 30% в пользу отечественных компонентов, а целевым показателем названо соотношение 80% на 20%»,

– говорит Блохин.

По его словам, в ближайшие годы драйвером развития нефтегазовой отрасли, как добывающей, так и перерабатывающей, будет освоение арктического шельфа, а также строительство СПГ малой и средней производительности. Это значит, что возрастет спрос на технологии компактного высокоэффективного оборудования, пригодного к автономной работе в условиях низких температур. Здесь имеется в виду и технологичное оборудование с функциями IoT, и совершенствование материалов, и смещение акцента от ГОСТов советских времен в сторону индивидуальных решений.

Хазанов добавляет, что освоение углеводородных ресурсов Арктики, стоящее на повестке дня, однозначно потребует качественного оборудования и уповать в данной связи на иностранную технику (китайскую, европейскую или американскую) ошибочно.

«Нужно отдать должное государству, которое старается стимулировать выпуск нефтегазового оборудования. Логично ожидать поступательного развития производства в долгосрочной перспективе», – говорит эксперт.

Так, в 2017 году экспертный совет Фонда развития промышленности (ФРП) одобрил предоставление займа компании «УралСпецАрматура» (Челябинск), планирующей выпускать фонтанную арматуру для применения при многостадийном гидравлическом разрыве нефтяных пластов. Общая стоимость проекта – 43,3 млн руб., из них средства ФРП – 47%. Рынком может стать не только Россия, но и страны Средней Азии.

В 2018 году Ижевский опытно-механический завод получил от ФРП заем на 75 млн руб. на расширение производства штанг с муфтами и устьевых штоков для нефтяных насосов. К 2020 году объем выпуска должен достичь 70 тыс. штанг в год, устьевых насосов – 3,5 тыс. штук.

«Мы видим высокий рост спроса со стороны нефтегазовой отрасли на экологичное оборудование, позволяющее снизить энергетические издержки и экологическую нагрузку от деятельности предприятий. Кроме того, импортозамещение должно включать не только оборудование, но и технологии, квалифицированный и современный инжиниринг, которого сейчас не хватает на внутреннем рынке», – отмечает Блохин.

Эксперт добавляет: опыт разработок говорит о том, что от идеи до внедрения проходит не менее двух лет. Отечественным разработчикам не хватает полигонов для тестирования, на предприятия заводить новую технологию корпорации не торопятся, а мест, где можно смоделировать условия производства для подтверждения всех заявленных показателей, не существует.

По его мнению, решение задач импортозамещения для ведущих отраслевых компаний отнюдь не вынужденная мера, а реальное понимание необходимости снижения затрат. Кроме того, объекты права, такие как запатентованные технологии, являются товаром. Мировой рынок интеллектуальной собственности растет, и, по данным аналитиков, от него напрямую зависит конкурентоспособность национальных экономик: выигрывают те страны, которые владеют большими долями в мировом обороте интеллектуальных прав. Поэтому крупные компании заинтересованы не просто в производстве, а именно в разработке инноваций внутри страны.

«Уже можно говорить, что импортозамещение нефтегазового оборудования в России развивается, поскольку отечественные компании, добывающие углеводороды в условиях санкций, были вынуждены переориентироваться с западных поставщиков на российских»,

– говорит Хазанов.

Однако, по его словам, к сожалению, подчас в нефтегазовых проектах используется китайское оборудование. Например, для проекта «Ямал СПГ» модули для сжижения природного газа были поставлены из КНР, хотя, конечно же, лучше, если бы они были сделаны в России. Наше машиностроение, хоть и понесло большие потери, но вполне может изготавливать практически любое оборудование – было бы желание и заказчики.

К слову, согласно данным доклада «Влияние санкций на российский энергетический сектор», подготовленного американским аналитическим центром Atlantic Council, большая часть американских санкционных запретов должна была осложнить развитие российских технологий в сфере разведки и добычи углеводородов, особенно в трудных геоклиматических условиях – к примеру, на арктическом шельфе. Однако санкционное давление, в первую очередь на арктические, а также сланцевые проекты, сыграло парадоксальную роль в повышении их привлекательности.

Российские власти изменили налоговую и тарифную политику, что сделало добычу на шельфе выгодным делом, туда пошли иностранные инвесторы. Правда, некоторые из них были вынуждены впоследствии сократить свое участие в проектах по политическим причинам.

Председатель правления Совета директоров ГК «СиДиСи», заместитель директора по стратегическому развитию Института развития цифровой экономики Финансового университета при Правительстве РФ Хусейн Аз-зари говорит, что среди вызовов, стоящих сейчас перед российским ТЭК, значимое место занимают задачи снижения незапланированных простоев производственного оборудования. Отрасли необходимо повышать сроки эффективной эксплуатации оборудования и инфраструктуры, наращивать производительность труда на всех уровнях, внедрять системы поддержки обоснованного принятия оперативных и стратегических решений.

По его мнению, без внедрения реально работающих технологий IoT в самое ближайшее время будет теряться конкурентоспособность как отдельных предприятий, так и целых регионов. Проблема – в устаревших системах принятия решений и управления в целом, есть еще психологическая подоплека в виде «традиций» и местничества. Важно создать сбалансированную конкурентную среду на уровне всей страны.

«Лоббизм и административный ресурс в этом вопросе «убийца прогресса». Мир движется очень быстро, и уровень эффективности каждой российской компании ТЭК для страны очень важен. На данный момент производительность труда относительно низкая, а основные фонды изношены, несмотря на модернизацию, проходившую в последние годы. Нужен синергетический эффект всех участников отрасли», – напоминает Аз-зари.

Говоря о требуемом объеме инвестиций для решения вышеуказанных задач в нефтегазовой отрасли, Хусейн Аз-зари отмечает, что он не столь большой, как кажется. Есть целый ряд готовых, как минимум уже успешно прошедших пилотные испытания и нагрузочные тестирования российских решений.

«Но до сего момента они проигрывали западным на этапе выбора, так как иностранные компании тратили огромные деньги на маркетинг и процесс «входа» на крупные предприятия. В России очень хорошие программисты и инженеры по внедрению, но конек западных игроков – лоббизм и продажа решений. Настало время потребителям сделать шаг навстречу лучшим отечественным разработкам»,

– убежден Аз-зари.

Между тем Иван Коровин, заместитель генерального директора компании «ИВК», отмечает, что в создание существующих ИТ-инфраструктур, в том числе на предприятиях ТЭК, вложены миллиарды рублей. Эти инвестиции необходимо сохранить, а менять зарубежные программные средства на российские надо эволюционно и поэтапно.

«Нужно уметь не заменять, а развивать и модернизировать уже имеющиеся системы, но на отечественных технологиях. Один из первых шагов – внедрение совместимых системных механизмов, заменяющих Microsoft Active Directory (служба каталогов) и Microsoft Exchange (ПО для корпоративного взаимодействия). Эти и другие проприетарные технологии позволили Microsoft монополизировать рынок. Такие механизмы уже встроены в семейство российских операционных систем АЛЬТ (таких как «АЛЬТ Сервер», «АЛЬТ Рабочая станция» и др.). Они позволяют эволюционным путем заменить ОС MS Windows, чтобы в дальнейшем развивать ИТ-инфраструктуру уже полностью на российских технологиях», – говорит Коровин.

В свою очередь, Александр Кузьмин, генеральный директор Retail&HoReCa/РусХОЛТС, считает, что нефтегазовая отрасль потенциально технологически очень емкая сфера – сдерживает традиционный консервативный подход.

«Средний российский бизнес в лице разработчиков терпеливо ждет, когда системообразующие заказчики обратят на него внимание. Идеи лежат на поверхности, а технологии развиваются такими темпами, что через пару лет придется внедрять очередной передовой зарубежный опыт и заниматься его «импортозамещением» вместо того, чтобы уже сейчас сработать на опережение и создать что-то по-настоящему инновационное. Россия занимает лишь 2-3% общего мирового объема в области потребления программного обеспечения и IT. Этого очень мало, поэтому у нас так мало игроков глобального мирового уровня»,

– говорит Александр Кузьмин.

По его мнению, если российский проект реализуется на российской почве и на свои же деньги, то занять глобальную рыночную нишу просто не успевает. Мировые рынки очень конкуренты, незанятые ниши заполняются моментально, почти любое программно-аппаратное решение повторяется быстро. Так теряется лидерство, даже не успев начаться.

 



Print This Post Print This Post
©2024 Pro-arctic.ru