Сергей Кукушкин: «Крупные судоходные компании приходят на СМП»
Северный морской путь к концу 2017 года обеспечит существенный рост объемов грузоперевозок в Арктике. Здесь начинаются новые транспортные маршруты для экспорта российских углеводородов, на трассы Севморпути приходят крупные иностранные судовладельцы. Об этом в интервью ИАА «ПортНьюс» рассказал и.о. руководителя Администрации Севморпути Сергей Кукушкин
— Сергей Владимирович, текущий год близок к завершению, видимо, уже можно подвести предварительные итоги навигационного периода-2017 на Северном морском пути (СМП)?
— Год еще не закончился, ведь навигация по трассам Севморпути осуществляется круглый год. Промежуточные показатели свидетельствует о том, что в целом навигация по СМП проходит успешно. Например, на 1 ноября 2017 года было перевезено 7 925 861 тонн груза, что больше чем годовой объем 2016 года, который составил 7 265 655 тонн. А это уже на 8,3 % больше, чем за весь прошлый год, причем, без учета транзита. Что касается транзитных перевозок, то к ноябрю по акватории СМП было перевезено 194 364 тонн против 214 513 тонн в 2016 году и экстремально низких объемов перевозки в 2015 году — 39 586 тонн.
— Приходится ли отказывать судовладельцам в проходе по СМП, по каким причинам?
— Плавание в акватории Северного морского пути осуществляется в разрешительном порядке. Названный порядок определен в Правилах плавания в акватории Северного морского пути, утвержденными Приказом Минтранса России № 7 (от 17.01.2013). Количество уведомлений об отказе в выдаче разрешений ничтожно мало в сравнении с выданным количеством разрешений. К примеру, в текущем 2017 году, по состоянию на 17 ноября, Администрация Северного морского пути оформила 642 разрешения и только два уведомления об отказе. Следует отметить, что, исправив замечания, эти суда подали документы снова и получили разрешения на плавание в акватории СМП. В прошлом году было выдано три уведомления об отказе, после устранения замечаний два из них благополучно получили разрешения.
— Какие действующие и новые проекты формируют грузовую базу СМП?
— Значительная доля грузопотока традиционно обеспечивается судами «Норильского никеля», которые заходят на Енисей. С прошлого года из Обской губы на запад осуществляются перевозки нефти Новопортовского месторождения компании «Газпром нефть». Доставляются строительные грузы и грузы по программе Северного завоза.
Постепенно грузовая база увеличивается по мере запуска новых проектов. Так, в скором времени компания «ВостокУголь» планирует запустить проект по вывозу угля с месторождения Малолемберовское. Первые тестовые отгрузки угля в Енисейском заливе были успешно произведены в зимнюю навигацию 2016-2017 года. Ожидаются рейсы на Восток в целях доставки грузов в интересах Минобороны, а также для строительства причальных сооружений в порту Певек, где в будущем планируется принять плавучую атомную электростанцию «Академик Ломоносов».
На днях предстоит запуск самого масштабного арктического проекта «Ямал СПГ», в рамках которого намечены отгрузки сжиженного природного газа в порту Сабетта. Вскоре новый порт будет принимать новые газовозы серии Yamalmax. Несомненно, что до порта Сабетта в Обской губе их также буду проводить ледоколы.
— Действительно, все с нетерпением ждут первой отгрузки газа из порта Сабетта. Какая работа Администрации Севморпути предшествовала запуску этого проекта?
— Сотрудники Администрации Севморпути провели подробные консультации судовладельцев и операторов еще перед подачей заявлений на плавание первого танкера-газовоза. Судовладельцам были представлены требования к судам, экипажу, подробно разъяснены Правила плавания в акватории Северного морского пути. Как следствие, все обратившиеся судовладельцы и операторы газовозов уже получили разрешения на плавание в акватории Северного морского пути.
— Какова на сегодняшний день доля дизельных ледоколов в операциях проводки судов по СМП? Сколько судов прошли без ледоколов?
— Ледокольная проводка в акватории СМП обеспечивается как атомными, так и дизельными ледоколами.
Атомные ледоколы обеспечивают проводку судов в Обскую губу к порту Сабетта на мыс Каменный. Также атомоходы при необходимости могут выполнять проводки и в восточный район акватории СМП. Например, в декабре 2016–январе 2017 года ледокол «50 лет Победы» провел с востока на запад два судна.
Вместе с этим, атомный флот занимается поддержанием рабочего канала в Енисейском заливе для обеспечения коммерчески оправданной скорости флота ПАО «ГМК Норильский никель».
Дизельные ледоколы также имеют высокую загрузку. Дизельный ледокол «Дудинка» работает в одноименном порту в период зимней навигации. Некоторые ледоколы ФГУП «Росморпорт» зимой работают в порту Сабетта. Также дизельные ледоколы «Адмирал Макаров» и «Красин» выполняют дежурство в восточном районе акватории СМП, в порту Певек. Там же при необходимости они обеспечивают проводки судов.
Самостоятельное плавание судов ледового класса без ледокольного обеспечения возможно только в летний период, когда площадь арктических льдов минимальна. В зимний период плавание без ледоколов практически невозможно. Даже высокотехнологичные суда с высокими ледовыми классами прибегают к услугам ледоколов.
— Уже почти год действуют правила и требования Полярного кодекса. Какие появились замечания, рекомендации для судовладельцев со стороны Администрации СМП?
— Напомню, с 1 января 2017 года требования Полярного кодекса в отношении безопасности мореплавания начали применяться к новым судам, построенным на эту дату и после нее. К судам, построенным ранее, эти требования будут предъявляться с 2018 года. В связи с этим Минтранс России достаточно оперативно внес изменения в «Правила плавания в акватории Северного морского пути» своим приказом № 5 от 9 января 2017 года.
Теперь для получения разрешения на плавание в акватории Севморпути помимо требуемых ранее судовых документов и форм, созданных Администрацией СМП, необходимо предоставить и международный документ — копию свидетельства судна полярного плавания (Polar Ship Certificate). Администрация СМП своевременно оповестила судовладельцев об этом и продолжает разъяснять всем заинтересованным лицам суть новых требований.
— В этом году состоялся первый транзитный проход из Китая в Европу судна COSCO. Как вы оцениваете эту операцию? Есть заявки от крупных судоходных компаний на выполнение рейсов по СМП?
— На самом деле, первый транзитный проход судна Cosco Shipping состоялся еще в 2013 году, когда судно Yong Sheng прошло из порта Тайцанг (Китай) в порт Роттердам (Нидерланды). Проводка тогда была выполнена атомоходом «50 лет Победы». С тех пор компания COSCO, оценив всю привлекательность Северного морского пути, использует этот арктический маршрут каждый год с нарастающей интенсивностью. Это положительно сказывается на объеме транзитных перевозок в акватории СМП.
Другие крупные судоходные компании приходят на трассы Северного морского пути. Так, например, Maersk не только высказал заинтересованность, но и перешел от слов к действиям. В ходе визита в наш офис в ноябре текущего года представители компании Maersk получили подробные консультации по вопросам условий плавания в акватории СМП, процедуры получения разрешения. Компания планирует пробный транзитный рейс в летнюю навигацию 2018 года. Предположительно, это будет контейнеровоз вместимостью более 3000 TEU.
Также в ноябре Администрацию посетил представитель компании Oldendorff Carriers. Эта ведущая мировая компания судоходного бизнеса в балкерном сегменте, которая оперирует 600 судами. Отмечу, компания уже имеет опыт плавания в акватории СМП. Два судна этой компании прошли летом 2016 года транзитом из Канады в Финляндию с грузом угля более 70 000 тонн каждый. Помимо этого мы активно работаем с такими компаниями, как Совкомфлот, Газпром нефть, Норильский никель, Dynagas, Jan De Nul, Hansa Heavy Lift.
— Совершенствуется ли навигационное обеспечение судоходства по Севморпути?
— На этот момент создана коллекция навигационных морских карт на всю акваторию Северного морского пути. Всего — 680 карт. Однако навигация по наиболее доступным с точки зрения навигационных условий маршрутам ограничена глубинами в проливе Санникова, где минимальная (лимитирующая) глубина на рекомендованных путях составляет 12,8 метра. Для плавания крупнотоннажных судов, имеющих большую осадку, потребовалось обустройство и гидрографическое обследование новых глубоководных маршрутов севернее островов Анжу в соответствии с требованиями стандарта S-44 Международной гидрографической организации. Сейчас там создан глубоководный путь для крупнотоннажных судов с большими осадками.
В этом году были выполнены промерные работы на реках Енисей и Колыма. Также были проведены работы и на подходах к Обской губе в целях обеспечения безопасного плавания судов с учетом нарастающей активности.
Работа по модернизации навигационной инфраструктуры в акватории СМП ведется постоянно. Например, ранее источниками питания средств навигационного обеспечения служили РИТЭГи, которые были вредны для экологии. К концу 2015 года все радиоизотопные источники питания были вывезены с островов и побережья арктических морей России. В настоящее время средства навигационного обеспечения используют энергию ветра, солнца и батареи нового поколения, разработанные с учетом жестких экологических требований.
— Какова ситуация с развитием аварийно-спасательных центров, создание которых запланировано вдоль трасс СМП?
— В акватории СМП уже несколько лет действует спасательно-координационный центр в порту Диксон и его подцентры в портах Тикси и Певек. Спасательно-координационный центр Диксон осуществляет круглогодичное дежурство, подцентры в Тикси и Певеке — сезонно. Во всех пунктах базирования имеются скиммеры и боны, моторные лодки, то есть, средства для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. Аналогичным оборудованием оснащены ледоколы «Вайгач» и «Красин».
Также постоянно проводится модернизация аварийно-спасательного флота. Строятся новые многофункциональные спасательные суда, в том числе ледового класса. В частности, ледокол «Балтика» с аварийно-спасательным оборудованием на борту круглый год дежурит у терминала на мысе Каменный.
— Недавно в СМИ появилась информация о возможной передаче управления Северным морским путем под контроль специально созданного дивизиона Росатома. По Вашему мнению, подобная схема управления будет эффективной для развития Севморпути?
— Никаких распоряжений по данной теме в Администрацию Севморпути не поступало. Насколько мне известно, в настоящий момент Минтрансом России по поручению главы государства готовятся предложения по данному вопросу.
При любом развитии событий я уверен в том, что транспорт является инструментом преобразования всего региона, и от того, насколько профессионально он будет управляем, будет зависеть его дальнейшее эффективное развитие.