Геннадий Любин: «Добыча на Приразломном будет расти»
Второй год на шельфе Печорского моря ведется добыча нефти в рамках первого отечественного морского проекта по освоению ресурсов Арктики. Для Геннадия Любина, генерального директора компании «Газпром нефть шельф», ведущего разработку Приразломного месторождения, главный итог прошедших двух лет в том, что добыча нефти в Арктике может быть безопасной
— В декабре 2013 года ООО «Газпром нефть шельф» начало разработку Приразломного месторождения с помощью морской ледостойкой стационарной платформы. Ваша оценка первых итогов проекта?
— Нам удалось приступить к добыче сырья в промышленных объемах. В октябре разгрузили в Роттердаме уже 13-й по счету танкер с российской арктической нефтью сорта ARCO. Проект вышел на стадию промышленной добычи еще в 2014 году, когда на Приразломном было добыто 300 тыс. тонн нефти. В текущем году планируется увеличить добычу более чем в два раза. По мере бурения новых скважин будет расти и добыча, которая после 2020 года достигнет уровня порядка 5 млн тонн. В целом на сегодняшний день разработка Приразломного месторождения позволила нам приобрести уникальный, не имеющий аналогов в России опыт освоения арктического шельфа. Действия по отгрузке нефти с платформы на танкеры были доведены до автоматизма, а наши челночные танкеры «Михаил Ульянов» и «Кирилл Лавров» продемонстрировали свою надежность при работе в экстремальных условиях Арктики.
Мы не в теории, а на практике доказали, что добыча нефти в таком чувствительном к экологическим вопросам регионе, как Арктика, может быть безопасной. Наверное, даже этот момент, а не общее количество отгруженной нефти я могу назвать нашим главным достижением. С каждым годом добыча на Приразломном будет расти, но вопросы промышленной безопасности и сохранения окружающей среды всегда останутся для нас на первом месте.
Действительно, запасы нефти промышленной категории (С1) на Приразломном увеличились на 13,7 млн тонн. Эти данные утверждены Госкомиссией РФ по запасам в результате переоценки запасов месторождения после строительства первой эксплуатационной скважины. Таким образом, суммарный объем извлекаемых углеводородов Приразломного (по категориям С1 + С2) вырос более чем на 13%, до 82 млн тонн. Каждая новая скважина для нас это возможность получить дополнительные данные о геологическом строении месторождения, и мы активно пользуемся этими возможностями.
По состоянию на начало года накопленные инвестиции в проект составили порядка 126 млрд руб. В ближайшие годы на месторождении будет вестись планомерное наращивание объемов добычи нефти, а общий объем инвестиций мы собираемся сохранить на одном уровне — порядка 10 млрд руб. в год. Именно столько, к слову, составил общий объем инвестиций в разработку Приразломного в 2014 году.
— Влияние санкций ощутимо?
— Определенные сложности санкции создают, удлиняют сроки отдельных этапов проекта. Есть единичные случаи отказа от поставок некритичных видов оборудования и комплектующих, во всех случаях нам удается найти альтернативу. При необходимости мы имеем возможность планомерно переходить на аналоги отечественного или азиатского производства, точечно решая вопросы с поставкой ЗИП — не в последнюю очередь это происходит благодаря заблаговременно начатой до санкций программе импортозамещения. Аналогичная ситуация складывается в сфере нефтесервисных услуг: соответствующие работы для компании «Газпром нефть шельф» сегодня выполняют отечественные подрядчики, и мы полностью удовлетворены уровнем предоставляемых ими услуг.
— Какие работы запланированы на ближайшее время?
— Бурение всех скважин проходит в соответствии с графиком развития проекта. В 2014 году была пробурена добывающая скважина и начато бурение поглощающей. В текущем году мы пробурили и ввели в эксплуатацию вторую добывающую, а также нагнетальную скважины, чуть позже введем в строй поглощающую и еще одну добывающую. В общей сложности проектом предусмотрен ввод в эксплуатацию 36 скважин, в том числе 19 добывающих, 16 нагнетательных и одной поглощающей. Все скважины на МЛСП «Приразломная» бурятся методом наклонно-направленного бурения, их протяженность составляет от 4 тыс. до 8 тыс. м.
— Какая команда занята в проекте «Приразломное»?
— На сегодняшний день команда проекта состоит из примерно 700 человек. Что касается непосредственно платформы, то на ней в вахтовом режиме ежедневно работает более 200 человек персонала со сменой вахт через каждые 30 дней.
— Как вы могли бы прокомментировать мнение ряда специалистов, которые высказывали опасения в отношении возможных подвижек грунта под «Приразломной»?
— Платформа надежно удерживается на дне моря за счет своего гравитационного веса, превышающего 500 тыс. тонн, и после установки фактически стала искусственным островом. Ее гравитационная устойчивость и защита от подмыва грунта обеспечиваются также щебне-каменной бермой (ее объем — свыше 45 тыс. куб. м), отсыпанной по периметру днища платформы. Надеюсь, эти цифры дают представление о том, что мы изначально закладывали в проект максимально возможную безопасность. Для контроля над геодинамическими процессами на платформе создана система мониторинга, которая позволяет вести регулярные наблюдения. На данный момент никаких геодинамических процессов не зафиксировано. Устойчивость платформы и состояние грунтов под ней опасений не вызывают.
— А как в случае разлива будут действовать механизмы ликвидации и возмещения возможного ущерба?
— С учетом конструктивных особенностей самой платформы и используемых систем возможность возникновения аварийных ситуаций крайне мала. Тем не менее вокруг платформы постоянно несут дежурство два судна, на которых установлено нефтесборное оборудование последнего поколения для работы в том числе в зимних условиях. Разработанный нами план ликвидации разливов нефти основывается на принципе ликвидации разлива в максимально сжатые сроки. Именно поэтому на несущих дежурство судах находится более 1,5 тыс. м бонов высотой 2 м для ограждения пятна нефти. Использование бонов, намотанных на катушку хранения, позволит быстро и легко провести их развертывание с учетом наличия ветра и течений. Кроме того, на берегу в районе Варандея размещено оборудование для ликвидации разливов нефти, которое позволяет защитить береговую линию.
— Каков объем льгот, действующих в отношении Приразломного?
— Разработка месторождения подпадает под такие льготы, как освобождение от транспортного налога и налога на имущество, расположенного на континентальном шельфе за пределами территории РФ. Кроме того, для Приразломного применяется так называемый шельфовый режим, предусмотренный для новых морских месторождений. Снижение налогового бремени позволяет рентабельно добывать нефть на шельфе и платить налоги. В частности, в 2014 году на «Приразломной» было получено 300 тыс. тонн нефти, а в бюджеты разных уровней заплачено 1 млрд руб. налогов. К 2022 году, когда добыча достигнет отметки около 5 млн тонн нефти в год, мы оцениваем поступления от проекта в бюджет в 40 млрд руб. ежегодно. В целом же за весь срок реализации проекта государство получит от него в виде налогов около 650 млрд руб. Существующий налоговый режим позволит нам окупить затраты на проект к 2020 году. Нужно понимать: специальный налоговый режим, установленный для шельфовых проектов,— это не столько поддержка отдельных компаний, сколько инвестиции в будущее: возможность наработать опыт и развить технологии, необходимые для дальнейшего развития шельфовых проектов в масштабах страны с максимальной эффективностью.
— Ваша оценка экономической эффективности разработки нефтегазовых ресурсов в Арктике?
— Освоением арктического шельфа наша страна занимается не один десяток лет: еще в 1970-1980-х годах было доказано, что почти 70% ресурсов всего шельфа бывшего СССР сосредоточены в арктических морях. Поэтому хоть и не люблю громких слов, но сегодня развитие Арктического региона можно с полным основанием назвать важнейшей стратегической задачей России. И лично мне очень приятно, что проект «Приразломное», который дал стране первую арктическую нефть, становится уникальным центром шельфовых компетенций. Уверен, накопленный нами кадровый потенциал, а также опыт проектного управления будут обязательно использованы при разработке арктического шельфа России в дальнейшем.