Вице-президент «Сколково» : нефтегазовые компании проявляют большой интерес к декарбонизации
Олег Дубнов, вице-президент, исполнительный директор кластера энергоффективных технологий фонда «Сколково» об экологической ответственности нефтегазовых компаний:
Сейчас многие нефтегазовые компании начинают позиционировать себя как энергетические, а не только добывающие нефть и газ, поэтому многие активно взялись за разработки и инновации в альтернативной энергетике: солнечной, ветряной, геотермальной, а также оптимизации энергоэффективности. У России огромный потенциал для развития возобновляемой энергетики, но пока внедрение идет не так активно, как, например, в Европе, США и Китае. Так, у нас есть свои разработки солнечных батарей: не хуже зарубежных аналогов, и все это может быть использовано.
Кроме того, многие нефтегазовые компании проявляют большой интерес к декарбонизации, а некоторые планируют стать углеродно-нейтральными к 2030 году. Это заметно, прежде всего, по европейским нефтегазовым компаниям, где экологические требования жестче, как со стороны контролирующих органов, так общества. Так как наш основной потребитель – Европа, существенную часть газа и нефти Россия экспортирует туда, нашим компаниям придется соответствовать возросшим требованиям.
Я бы выделил следующие тренды нефтегазовой индустрии в мире:
- Первый – в ближайшей перспективе уголь и нефть для генерации электроэнергии и тепла будут замещаться газом, что поможет значительно снизить выбросы парниковых газов в мире.
- Второй – возобновляемые источники энергии. В «Сколково» довольно много резидентов, занимающихся подобной тематикой…
- Третий – это энергоэффективные технологии, которые помогут снизить затраты энергии в разных технологических процессах. Точечные решения для повышения энергоэффективности будут востребованы в индустрии. Несколько компаний резидентов «Сколково» занимаются подобной тематикой.
- Четвертый – набирающие популярность технологии: закачка СО2 обратно в пласт для поддержания пластового давления. Проблема в том, что многие перерабатывающие мощности в России находятся ближе к югу, а нефтедобыча идет на севере. Поэтому для перекачки углекислого газа нужно строить весьма длинные трубопроводы, и разработок, упрощающих этот процесс, пока не так много. Но я уверен, они появятся в ближайшее время.
Если говорить о СО2, не стоит забывать про леса, перерабатывающие углекислый газ. Все нефтегазовые компании проводят высадки лесов, и я уверен, что методика расчета выбросов СО2 на предприятиях должна это учитывать.
Для российской нефтегазовой отрасли, кроме вышеперечисленных, я бы добавил следующие актуальные задачи.
- Первая задача индустрии – это предотвращение розливов нефти и нефтепродуктов, а также переработка нефтешлама. Например, компания «БиоМикроГели» принимала активное участие в ликвидации розлива топлива в Норильске, а ООО «Нью Грин Технолоджи» уже несколько лет занимается переработкой и утилизации всех видов нефтешлама, образующегося на этапах добычи, транспортировки и переработки нефти и газа.
- Вторая задача – это утечки метана как при добыче, так и при транспортировке природного газа. Известно, что выбросы метана пересчитываются в СО2 с коэффициентом 21, поэтому предотвращение выбросов на производствах – актуальная задача. Например, компания «Пергам Рисерч энд Девелопмент» – резидент «Сколково», разработала и активно внедряет решение дистанционного обнаружения и мониторинга утечек метана на газовых и нефтяных промышленных объектах.
Как видите, экологических вызовов перед нефтегазовой индустрией стоит довольно много. Ключом для решения многих их них будут технологии. Именно поэтому «Сколково» инициировало экологическую программу – GreenTech Startup Booster. Ее цель для России – внедрение «зеленых» технологий в ключевых отраслях промышленности, поддержка стартапов и зрелых разработок компаний, работающих в сфере экологии, консолидация бизнеса, науки и государства в решении экологических проблем, но самое главное — реализация глобальной модели устойчивого развития общества.