Владимир Чупров: Есть большие сомнения в корректности оценки Норникелем разлива дизтоплива в Норильске
ПАО «ГМК «Норильский никель» оспаривает размер вреда, причиненного окружающей среде в результате разлива дизельного топлива. При этом компания подтверждает обязательство ликвидировать все последствия за свой счет. По мнению предприятия, расчеты вреда, причиненного водным объектам и почве, выполненные Енисейским межрегиональным управлением Росприроднадзора, основаны на принципах, которые привели к искажению результатов и нуждаются в корректировке. Росприроднадзор 6 июля сообщил, что ущерб от разлития 21 163 т нефтепродуктов составил почти 148 млрд рублей. В свою очередь, компания ликвидацию последствий, прежде всего сбор мазута из рек, оценила примерно в 10 млрд рублей. Свое мнение по данному вопросу Агентству нефтегазовой информации высказал директор по проектам российского отделения «Гринпис» Владимир Чупров:
— Сказать насколько точны расчеты Росприродназдора сложно. Надо увидеть их формулу и сравнить с тем, что дает официальная Методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства. Аналогично хотелось бы посмотреть формулу Норникеля, который озвучил сумму в 10 млрд рублей.
Но если в случае с Росприроднадзором пока неизвестно, какие они использовали коэффициенты, и эту цифру можно обсуждать, то в случае с оценками Норникеля есть большие сомнения в корректности исчислений. Так как только базовая такса с инфляционным коэффициентом дает порядка 15 млрд рублей. А сверху есть еще несколько — календарный, региональный и другие.
Единственное, Норникель может надеется на то, что ему удастся доказать, что из водных объектов компании действительно удалось собрать 90% вылившихся нефтепродуктов. Но это нереально, так как пятно дизтоплива несколько дней беспрепятственно спускалось по рекам. Боны поставили в нескольких десятках километров ниже от точки сброса нефтепродуктов. То есть за несколько дней пятно, конечно же, в основном ушло за границу, где в последствии были поставлены заграждения. Тут также важно помнить, как полиция и другие люди в штатском пытались не допустить экологов и журналистов на реку Пясина, чтобы не дать отобрать пробы на нефтепродукты как раз ниже бонов.
Сейчас Норникель заявил о том, что собирается строить двадцать километров трубопровода для перекачки разлитого топлива. Теоретически это сделать можно. Такой опыт, кстати, есть у компании. На одном из своих хвостохранилищ они эксплуатировали временные трубопроводы для сброса жидких отходов в лесотундру. Они неоднократно демонстрировали, как специалисты оперативно демонтирует временный трубопровод. Возможно, данная мера будет полезна.