- PRO-ARCTIC - https://pro-arctic.ru -

База «Левый берег»: вчера, сегодня, завтра

 

DJI_0192_web [1]

Архангельск издавна считался северными воротами России. Именно здесь был основан первый морской порт, открывший окно не только в Европу, но и в Арктику. Гораздо позже часть нагрузки взял на себя Мурманск, однако к этому городу ведет одноколейная железнодорожная ветка. Это обуславливает простои составов на разъездах и, соответственно, более долгий срок ожидания поставок, что удорожает грузоперевозки. Кроме того, терминалы сильно загружены и ощущается недостаток площадей — торговый порт Мурманска изначально был ориентирован на сыпучие грузы, и не был предназначен для работы с внешними клиентами и современных объемов перевозок.

Если говорить о дальнейшем развитии Арктики, то порты, которые могут быть задействованы в обеспечении арктических регионов, это Мурманск, Архангельск и Кандалакша, в среднесрочной перспективе к ним присоединится Сабетта. Но Мурманск ориентирован на экспорт, в Кандалакше лишь один порт, способный обеспечить сравнительно небольшие объемы грузов, хотя развитие идет на огромной скорости. Таким образом, основная нагрузка приходится на Архангельск.

Сегодня в городе пять действующих портов, один из которых принадлежит компании «МРТС Холдинг», и носит название «МРТС Терминал». Собственно, это не просто терминал, а крупный логистический комплекс.

Логистический комплекс «МРТС Терминал» («Левый берег») расположен на левом берегу Северной Двины, напротив деловой части Архангельска. Комплекс занимает 50 гектар, из которых 200 000 кв.м. ― открытые площадки для хранения грузов и 15 000 кв. м. ― крытые отапливаемые склады. Вкупе с новейшим оборудованием и двумя причалами общей протяженностью 360 метров, это позволяет эффективно организовывать погрузочно-разгрузочные работы.

«Географическое» название комплекса выбрано не случайно. Дело в том, что левый берег Северной Двины это место, путь от которого к федеральной трассе и железнодорожной магистрали не прегражден мостами. Как говорится, прямой доступ. Такое расположение имеют лишь два терминала ― «Левый берег» и Бакарица. Однако, доступ к Бакарице со стороны моря ограничен двумя разводными мостами, пройти под которыми можно лишь ночью, при температуре не ниже -20°С (при более низкой температуре мосты не разводят). К комплексу «МРТС Терминал» путь ничем не ограничен. Таким образом, к железной дороге и федеральной автомагистрали «Левый берег» находится гораздо ближе, чем другие терминалы, выход в море свободен. Выгодная позиция позволяет компании максимально быстро и эффективно выполнять погрузочно-разгрузочные работы и предлагать заказчикам оптимальные тарифы.

DJI_0234 Panorama_web [2]

Терминал работает в течение всего года, круглосуточно. В зимний период проходной канал поддерживается ледоколами. «Левый берег» ―терминал, принадлежащий частной компании. На первый взгляд, для заказчиков форма собственности не имеет значения, однако лишь до тех пор, пока дело не доходит до скорости обработки документов и легкости решения возникающих вопросов и проблем, удовлетворения нужд и требований каждого конкретного клиента.

Значительные площади, безусловно, дают перспективы роста и развития комплекса. Благодаря наличию обширных площадок хранения, компания может предложить клиентам длительное хранение их грузов. «МРТС Терминал» ― комплекс, оборудованный в том числе крытыми отапливаемыми складами. Это позволяет обеспечивать хранение грузов, для которых необходимо соблюдение определенного температурного режима. Это могут быть лако-красочные изделия, продукты питания, сварочное оборудование и т.д.

Собственная производственная база дает дополнительный приток клиентов. На «Левом берегу» действует уже четыре цеха – цех по производству труб диаметром до 3500 мм, с толщиной стенки до 40 мм; цех по изготовлению металлоконструкций различного назначения, без ограничения по габаритам и массе; цех по нанесению антикоррозийных покрытий и цех по переработке металла. В цехах производятся все необходимые элементы для строительства портовых и иных гидротехнических сооружений – коффердамов, причалов, волноломов, ледозащитных сооружений, технологических эстакад.

На производственной базе действует центр повышения квалификации специалистов сварочного производства. В центре проходят обучение сварщики МРТС.

Также на территории «Левого берега» работает лаборатория неразрушающего и разрушающего контроля, проводящая испытания на всех этапах производственного цикла — от прецизионного анализа химического состава металла, проводимого при помощи оптико-эмиссионного спектрометра, и до проверки качества выполнения сварных швов и нанесения антикоррозийного покрытия. Испытания проводятся с помощью ручных и автоматических ультразвуковых дефектоскопов, в том числе цифровых, с фазированной решеткой.

Далее изделия проходят выборочный разрушающий контроль качества на разрывной машине и маятниковом копре с целью определения механических свойств материала на соответствия требованиям Проекта. Для определения пригодности металлоконструкций к службе в арктических условиях порта Сабетта, проводятся испытания металла с целью определения его ударной вязкости при температуре –50 градусов. На самой Сабетте, при проведении бетонных работ в строительной лаборатории на гидравлическом прессе проводят испытания бетона на прочность.

Производственные цеха находятся в 500-х  метрах от причалов, что позволяет обойтись без сложной логистики. Для заказчиков металлоконструкций и трубной продукции, требующих дальнейшей доставки, это, безусловно, наиболее выгодный вариант.

DJI_0143_web [3]

Кстати, внутренняя логистика на «Левом берегу» организована на должном уровне. 6 км собственных железнодорожных путей, 7 тупиков и два тепловоза позволяют без задержек размещать вагоны на железнодорожных путях терминала и оптимизировать работу комплекса в целом. На других терминалах Архангельска перемещение грузов происходит с помощью техники РЖД. Приходится изначально закладывать в сроки погрузки-разгрузки время, необходимое на ожидание свободного тепловоза. В «МРТС Терминале» процесс организован проще, и главное, быстрее. К примеру: прибывает состав с грузом. Вместо того, чтобы ожидать свободного тепловоза РЖД, специалисты комплекса распределяют вагоны самостоятельно. В результате не приходится тратить часы и дни на ожидание свободного тепловоза, стоимость и время перевалки груза снижаются, а главное – заказчик не тратит средства на простой вагонов.

На сегодняшний день комплекс «Левый берег» не самый крупный по грузообороту. К примеру, ПРР «Экономия» Архангельского морского порта переваливает больше грузов, имеет больше причалов и глубина Северной Двины позволяет загружать суда с  осадкой 9,2 метра, тогда как к причалам «Левого берега» пока могут приставать суда с проходной осадкой до 7,5 метра. Такая же глубина (7,5 метра) у Соломбальского терминала и в Рыбном порту. В «МРТС Терминал» всерьез озабочены решением этой проблемы. Прорабатывается вопрос дноуглубления по всему проходному каналу, для увеличения допустимой проходной осадки до 9,2 метра. В середине марта 2017 года стало известно, что губернатор Архангельской области Игорь Орлов всецело поддерживает инициативу компании «МРТС» по углублению главного судового хода Северной Двины в морском порту Архангельск.

Игорь Орлов отметил, что данная инициатива открывает новые возможности не только перед регионом, но и перед региональными инвесторами, которые заинтересованы в оперировании через Архангельский морской порт. А значит, предложение создать пул интересантов для проекта можно только приветствовать.

Как рассказал губернатор, проект уже нашел поддержку в Минтрансе РФ, кроме того, была проведена встреча заинтересованных в его реализации компаний на площадке правительства Архангельской области.

Кроме того, для повышения пропускной способности терминала, уже построено ледозащитное сооружение, планируется строительство двух новых причалов и реконструкция существующих.

Сегодня «Левый берег» может переваливать любые типы грузов кроме наливных, насыпных и радиоактивных. С терминалом уже сотрудничают такие компании, как «Роснефть», «Газпром Бурение», «Беломортранс», не говоря уже о том, что именно на терминале комплекса идет отгрузка всех необходимых для проектов «МРТС Холдинг» грузов.

Клиентов, уже пользующихся услугами «МРТС Терминал», в первую очередь привлекают конкурентные ставки перевалки грузов, индивидуальный подход, лояльное отношение менеджмента, более простая организация процесса и удобное расположение терминала.

Еще одно направление, которому в «Левом береге» уделяют повышенное внимание ― оборудование. В распоряжении специалистов терминала мобильный портальный кран Liebherr LHM 550 грузоподъемностью 60 тонн (на ближний борт судна с вылетом 30 м). Кран на пневмоходу и кран козловой грузоподъемностью 32 тонны каждый, кран портальный грузоподъемностью 10 тонн, ричкастеры, погрузчики, тягачи ― далеко не полный перечень техники. Стивидорная деятельность ведется по следующим направлениям: каботажные грузы, экспортные и импортные грузы.

Планы на ближайшие три года включают реконструкцию причалов, приобретение второго мобильного крана, ремонт железнодорожных путей, приобретение дополнительной техники и строительство новых грузовых площадок – все это позволит повысить скорость обработки грузов. Уже действует временный пункт таможенного контроля, в планах открытие постоянного пункта пропуска через государственную границу и постоянной зоны пограничного и таможенного контроля.

Таким образом, «Левый берег» может предложить конкурентные условия по Северному завозу, экспортному и импортным направлениям – перевозкам грузов из Европы или в Европу морем, в обход Скандинавии. На этом направлении очень объемна экспортная составляющая, но обратно возвращаются в основном пустые суда. Ставки перевозчиков на транспортировку грузов из Европы в Архангельск минимальны, они рассчитаны только на то, чтобы компенсировать текущие затраты на топливо. Суда могут ввозить через «Левый берег» технологическое и сервисное оборудование, смазочные материалы или компоненты для металлопроизводства – всю номенклатуру импортной продукции.

Логистический комплекс «МРТС Терминал» ― сравнительно молодое стремительно развивающееся предприятие: планируется организация линейного судоходства, рассматривается возможность организации контейнерного терминала мощностью до 10 000 TEU в год.

Компания  готова принимать участие в снабжении Арктических проектов по Севморпути, перевозке северных грузов в интересах Министерства обороны РФ. Также «Левый берег» готов и к экспортно-импортным операциям.

«МРТС Терминал» растет вместе с оживающей российской Арктикой.

/МРТС/