Морской утюг: корабли с инверсным носом

c186e53ab3dcbfab3d76313938a48621_fitted_800x600

 

В середине прошлого десятилетия в судостроении произошла маленькая революция: в море вышло судно странной наружности. Судовая настройка его смещена к носу,а сам нос имеет необычную форму, придающую морскому транспорту сходство с утюгом. Сегодня моря «утюжат» уже несколько судов такой конструкции. В чем же причина ее популярности?

Инверсный нос, передняя точка которого находится в нижней (у ватерлинии), а не в верхней части, изобрели, конечно, не в XXI веке. Можно вспомнить, например, боевые корабли столетней давности. Инверсным носом оснащались русские броненосцы класса «Бородино», имевшие в своей основе французский прототип. Причем эта конструктивная особенность шла «в пакете» с завалом бортов внутрь. Это означает, что весь корпус корабля выше ватерлинии постепенно сужался, подобно усеченной пирамиде. Все пять кораблей этого типа ждала трагическая судьба. Три из них погибли в Цусимском сражении, перевернувшись и затонув, один был захвачен японцами, пятый — «Слава» — дожил до Первой мировой и был потерян в Моонзундском проливе в 1917 году. Корабли схожей конструкции строили и в других странах, в частности в США, однако впоследствии про инверсный нос практически позабыли.

e1a85c97a157b565f9348cdfb02827c2_fitted_800x3000

Судно обеспечения VOS Patience «Patienc» в переводе с англ. — «терпение», а VOS — сокращенное название компании-владельца, голландской фирмы по обслуживанию буровых платформ. Функции судна схожи с теми, что были и у первенца X-Bow — килектора Orca

Спасибо викингам

На новой норвежской банкноте в сто крон изображен гокстадский корабль — обнаруженный в ходе раскопок драккар викингов IX века. Дальние потомки средневековых скандинавских воинов из компании Ulstein (Норвегия) уверяют, что вернуться к хорошо забытому старому их сподвигли вовсе даже не бронированные монстры начала века, а именно гокстадская находка и ряд других дошедших до нашего времени драккаров и кнорров (боевых и грузовых судов викингов). Обводы закругленных носов старинных кораблей вдохновили создателей судов, сконструированных по технологии X-Bow.

Первым заказчиком такого судна стала норвежская же компания Bourbon Offshore, занимающаяся монтажом и обслуживанием энергетической инфраструктуры в море (буровые платформы, трубопроводы, ветрогенераторы). В этой сфере востребованы специальные суда обслуживания, называемые у нас килекторами. У килекторов много функций: они ставят так называемые мертвые якоря для статичных объектов типа буровых платформ, обеспечивают подводные работы, служат буксирами. При сравнительно небольших размерах им приходится преодолевать большие расстояния в открытом море, противостоять штормам. Килектор, построенный компанией Ulstein, получил имя Orca, что значит «косатка». Плавные, более свойственные живой природе обводы носовой части судна, очевидно, навели на мысль назвать килектор в честь морского животного.

f551ac53029574b8eb5da1f045cedad9_fitted_800x600

Врубаемся в волны

Однако кроме оригинального дизайна есть в технологии X-Bow и чисто прагматическое содержание. Когда судно движется в воде, среда сопротивляется его движению. И речь идет не только о трении корпуса о воду. Нос корабля создает носовую (ударную) волну, на преодоление которой также требуется энергия. Еще больше энергии приходится тратить, если вода неспокойна и судно движется против волн. Чуть больше ста лет назад, еще в эпоху боевых кораблей с инверсным носом, был придуман «бульб». Бульб — это продолговатый округлый выступ в носу судна, располагающийся ниже ватерлинии. Если конструкция рассчитана правильно, при обтекании водой бульба образуется волна, которая своей нижней точкой совпадает с гребнем волны, формируемой собственно носом корабля.

2d6d5460d6c65cd786ebe7c6f03b948a_fitted_800x3000

Bravenes Интересное судно, построенное по технологии X-Bow. Оно оборудовано специальной техникой для засыпки на дно камня. Цель — защита трубопроводов, укрепление стоящих на дне опор. Судно спроектировано Ulstein, а построено в Китае

Таким образом, волны «вычитают» друг друга, и лобовое сопротивление судна уменьшается, заметно экономится топливо. Кроме того, объемный выступ увеличивает плавучесть носовой части, что несколько снижает килевую качку. За прошедший век бульб стал распространенным элементом в конструкции судов большого размера (танкеры, боевые корабли, круизные лайнеры), которые большую часть своего времени передвигаются на высокой крейсерской скорости (при небольшом размере корпуса и малых скоростях более важным фактором становится трение, а бульб увеличивает омываемую водой площадь корпуса судна).

Разрабатывая технологию X-Bow, компания Ulstein проводила в бассейнах испытания моделей судов с инверсным носом и носом обычной конструкции, но оснащенным бульбом. Эти тесты показали, что идея, заимствованная у викингов, работает более эффективно. В самом названии X-Bow («bow» — это «нос корабля») угадывается слово «axe», произносящееся точно так же, как название буквы X в английском алфавите. «Axe» значит «топор». И нос судна, построенного по технологии X-Bow действительно напоминает лезвие топора — он суженный, с острой кромкой (форштевнем) и округлый. При погружении в воду по ватерлинию мы видим только верхнюю, выступающую вперед часть дуги. Наваливаясь на волну, корабль обычной конструкции сначала задирает нос вверх, а затем падает с гребня волны вниз, сотрясаясь и рассыпая облако брызг, заливающих палубу. Судно X-Bow буквально ныряет в волну, «разрубая» ее своим инверсным носом.

c3beb14a499056b0935021d84ead8f16_fitted_800x3000

Более традиционная для современных судов конструкция носа, который при этом оснащен бульбом. По сравнению с X-Bow бульб оказался менее эффективным средством снижения лобового сопротивления и противостояния волнам

Результат? Тратится меньше энергии на сопротивление волне, не так сильны удары корпуса о воду, на палубу и надстройку летит минимум брызг. Уменьшается килевая и бортовая качка. X-Bow обеспечивает не только больший комфорт в бурном море, но и дает реальные экономические преимущества на спокойной воде. В 2007 году компания Ulstein организовала своего рода соревнование между двумя судами, обладающими сопоставимыми водоизмещением и мощностью силовой установки. В соревновании участвовали Skandi Caledonia с обычной конструкцией носа плюс бульб и уже принадлежащее компании Bourbon судно Orca. При отсутствии сильного волнения и одинаковых затратах энергии Orca показывала скорость 13 узлов против 8 у Skandi Caledonia.

Но еще до этого судно Bourbon Orca не раз прошло испытание открытым морем. В ноябре 2016 года на пути к нефтедобывающей платформе «косатка» встретила мощный шторм, двигаясь наперекор 15-метровым волнам. Члены экипажа отметили удивительную мягкость хода судна в таких сложных условиях плавания. Мореходные качества новинки превысили все ожидания.

 

Комфорт в арктических морях

Лучшим подтверждением успешности конструкции X-Bow стал тот факт, что за прошедшие с момента постройки Bourbon Orca без малого полтора десятилетия около сотни кораблей с аналогичной конфигурацией носа были введены в эксплуатацию или начали строиться. Причем среди них есть суда самого разного назначения. В октябрьском номере 2017 года мы поместили репортаж о визите на судно сейсморазведки, которое исследует дно с помощью акустических импульсов, посылаемых в недра и принимаемых обратно буксируемыми многокилометровыми зондами (косами). Судно со схожими функциями, но невероятно продвинутыми — способностью буксировать 20 девятикилометровых кос — было построено компанией Ulstein и получило имя Oceanic Vega.

Технология, обеспечивающая более комфортное плавание, разумеется, найдет свое применение и в пассажирском кораблестроении. Многие думают, что морские круизы организуются только где-то в теплых морях, вблизи экзотических коралловых островов и популярных курортов. Однако есть на свете и те, кто мечтает увидеть с борта судна красоты приполярных морей, суровые скалы и айсберги. И для них тоже существуют круизы, причем довольно давно. К сожалению, плавание в этих широтах сопряжено с повышенным риском. Например, построенный в 1969 году полярный круизный лайнер Lindblad Explorer затонул в 2007 году, столкнувшись с айсбергом в антарктических водах.

В память о погибшем судне компания Lindblad заказала у Ulstein новый Explorer. Разумеется, судно, постройка которого закончится в 2020 году, будет изготовлено по технологии X-Bow, чтобы пассажиры меньше страдали от штормов. Кроме того, лайнер получит достаточно высокий ледовый класс.

Технология строительства судов с инверсным носом постепенно завоевывает и новые страны, и новые отрасли. В самом конце минувшего года на «Северной верфи» Санкт-Петербурга состоялась закладка нового траулера-процессора «Капитан Соколов», заказчиком которого выступила компания АО «Рыбпроминвест». Это будет целая плавучая фабрика, которая прямо на борту сможет перерабатывать в готовые продукты выловленную рыбу. Если взглянуть на доступные сегодня эскизы нового строящегося траулера, то нельзя не заметить знакомые обводы инверсного носа.

 

/www.popmech.ru/



Print This Post Print This Post
©2024 Pro-arctic.ru