В следующем году плавучую станцию подключат к тепловым сетям города Певек, чтобы она смогла обеспечивать его жителей теплом. В январе и феврале средняя температура в Певеке составляет минус 25 градусов по Цельсию. В настоящее время там живет менее 5 тысяч человек.Российские власти надеются, что эта плавучая станция, а также строительство и необходимость обслуживать инфраструктуру создадут условия для ускоренного социально-экономического развития Чукотки и станут одним из ключевых элементов инфраструктуры в рамках программы развития Северного морского пути.
«Задача на следующий 2020 год — выполнить сдачу ПАТЭС в промышленную эксплуатацию», — отметил генеральный директор АО Концерн Росэнергоатом Андрей Петров в пресс-релизе.
Строительство «Академика Ломоносова» началось в 2008 году на Балтийской верфи. Строительством этой плавучей станции занималось «ОКБМ Африкантов» — научно-производственный центр атомного машиностроения. Станция оснащена двумя реакторными установками ледокольного типа КЛТ-40С, которые используются в российских атомных ледоколах.
Первая реакторная установка была готова уже в декабре 2018 года.
Поскольку правительство субсидирует затраты на электроэнергию на Чукотке, для потребителей ее стоимость не изменится.
Россия любит называть «Академика Ломоносова» первой в мире плавучей атомной станцией. И в этой части мира она действительно первая. Но в конце 1960-х годов у американского правительства была его собственная плавучая атомная электростанция MH-1A Sturgis, которая вырабатывала энергию для Панамского канала.
Помимо того, что сегодня «Академик Ломоносов» является единственной плавучей атомной станцией в мире, он также станет самой северной АЭС в мире, когда Билибинская АЭС прекратит работу.
Представители Росатома заявили, что они намереваются построить еще как минимум семь таких плавучих АЭС. В настоящее время эта государственная компания уже ведет разработку второго поколения плавучих атомных станций, стремясь сделать их более компактными и более мощными.
Эксперты в области атомной энергии, на которых ссылались российские СМИ, утверждают, что новыми реакторами станут водо-водяные ядерные реакторы РИТМ-200М, разработанные «ОКБМ Африкантов», которые способны вырабатывать 100 МВт и срок службы которых достигает 400 лет. Росатом хочет экспортировать эти технологии в Латинскую Америку, Африку и Азию, о чем сообщает издание The Financial Times.
Росатом получил задание использовать российские ноу-хау в области атомных технологий, чтобы создать альтернативы ископаемым видам топлива не только внутри России, но и по всему миру.
В этой области у него мало конкурентов. Китай строит большие ядерные реакторы. А Соединенные Штаты в настоящее время работают над более компактными атомными станциями, несмотря на сопротивление экологических организаций, которые настаивают на [использовании] энергии солнца и ветра. Плавучие атомные станции — это вклад России в эту смесь новых атомных технологий.
Росатом попал в заголовки газет по всему миру в августе, после взрыва на военном полигоне, который произошел во время испытаний нового двигателя. Тогда пятеро сотрудников Росатома погибли, и еще трое получили травмы.
После того инцидента прозвучали уже ставшие привычными призывы поставить разработку ядерных технологий на паузу, и в центре дискуссий оказались безопасность и ядерные отходы.
Владимир Чупров, руководитель энергетической программы Гринпис России, заявил, что отправка этой плавучей атомной станции к девственно чистым берегам Чукотки рано или поздно обернется катастрофой. По словам Чупрова, риск радиационных аварий слишком высок.
Этот регион уже получает атомную энергию. Часть необходимой ему энергии вырабатывается путем сжигания угля, который Гринпис называет причиной «климатического кризиса». Гринпис призывает прекратить добычу угля по всему миру.
Представители Росэнергоатома, государственного оператора российских АЭС, утверждают, что плавучая атомная станция безопасна.
По их словам, эта реакторная установка создавалась поэтапно, чтобы у разработчиков была возможность проводить испытания оборудования постепенно.
Гринпис считает, что радоваться нечему. «Остается проблема утилизации ядерных отходов, — сказал Чупров в интервью российской газете «Ведомости». — Строительство станции высокой мощности означает, что в этом районе невозможно будет развивать ветровую и солнечную генерацию».
/inosmi.ru/