Глобальное потепление может привести к обрушению зданий в Арктике

1445

Стоимость строительства домов в Арктике в два-три раза выше, чем в обычных городах России, при этом возводить новые дома не только дорого, но и опасно: глобальное потепление грозит обрушением зданий, построенных на вечной мерзлоте. Вице-президент союза городов Заполярья и Крайнего Севера, глава города Норильск Олег Курилов рассказал РИА Новости, в чем специфика строительства в арктических условиях и как можно спасти дома от обрушения в условиях повышения средней температуры

— Олег Геннадьевич, чем привлекательна Арктика для страны?

— Арктику необходимо развивать уже потому, что здесь производится продукция, обеспечивающая получение более десяти процентов национального дохода России.

В апреле 2014 года президент России Владимир Путин заявил на специальном заседании Совбеза, что общие запасы топливно-энергетических ресурсов арктической части Российской Федерации превышают 1,6 триллиона тонн, а арктический континентальный шельф содержит около четверти всех шельфовых запасов углеводородного сырья в мире. Сейчас существующие месторождения нефти и газа обеспечивают потребности страны, но непонятно, что будет, например, через 20 лет.

Реализация любого проекта в Арктике требует много времени. Как правило, с момента принятия решения о разработке месторождения до добычи первой тонны нефти или руды проходит от 5 до 15 лет. Значит, решать, что будет через десятилетие в Арктике, нужно уже сегодня.

Принадлежность огромных участков шельфа четко не определена. Оценки того, что именно из этого богатства находится в пределах территории и акватории России, до конца не ясны, ведь здесь, кроме нас расположены  еще четыре страны — Дания, Канада, Норвегия и США.  Сейчас уже заметно обострение территориальных претензий по поводу прав на Арктическую зону и на использование ее минеральных и биологических ресурсов.

— Сейчас основные инвестиции в Арктику делает государство и принадлежащие ему компании. А готовы ли вкладываться в арктические проекты частные инвесторы?

— Потенциально готовы, но с оговорками: любая частная компания вынуждена учитывать огромные риски, которые связаны со сложной логистикой и необходимостью привлекать рабочую силу извне, поскольку собственного населения в северных регионах явно недостаточно.

Основные надежды на снижение транспортных издержек для арктических проектов связаны с развитием судоходства по Северному морскому пути (СМП). Сейчас обсуждается экономическая модель функционирования СМП, возможность его использования всеми хозяйствующими субъектами по всей территории арктической зоны.

Активно обсуждаются и вопросы пребывания людей в Арктике. Понятно, что Арктику невозможно освоить вахтовым методом — поэтому, кроме вахтовых поселков, должны существовать стационарные поселки и крупные города — такие, как Норильск. Человек не может и не должен годами жить в палатках, бараках или сборных временных городках — он нуждается в качественном медицинском обслуживании, возможности разместить семью (а дети в такой ситуации должны получать образование), в культурном отдыхе, наконец. Ну и условия для жизни тоже должны быть достойными — на дворе XXI век, и люди не будут жить в допотопной обстановке, если у них будет малейшая возможность уехать. Что, собственно, мы и наблюдаем все последние десятилетия — из Арктики за 10 лет уехало 200 тысяч человек, люди «голосуют ногами». Однако нужно отметить, что в том же Норильске в последние годы удается поддерживать численность населения на стабильном уровне: уезжающих замещают новые переселенцы.

На государственном уровне сейчас обсуждаются льготы для бизнеса в Арктике. Мы понимаем, что не могут быть одинаковые налоговые условия для освоения южных и северных месторождений. Работать в Арктике в разы дороже.

-Насколько глобальное потепления опасно для природного фундамента в виде вечной мерзлоты, на котором построены здания в Арктике? 

— Возводить здания в Арктике непросто — требуется особый профессиональный подход.

В Арктике надежным будет строительство на скальном основании и на мерзлых грунтах, которые хорошо держат свайные фундаменты. У вечной мерзлоты очень большая несущая способность — в несколько раз больше, чем у обычного грунта. Проблема в том, как сохранить мерзлоту во время строительства и при последующей эксплуатации здания. Если температура грунта под зданием превысит порог растепления, здание может просто рухнуть. В последние годы мы наблюдаем постоянное повышение температуры вечномерзлотных грунтов. Причины разные — и техногенное воздействие, и изменения климата — но это в любом случае серьезная проблема. При этом раньше были научные организации, которые следили за температурой грунтов в Норильске и за состоянием зданий и в случае необходимости вырабатывали предложения, но теперь таких организаций очень мало.

Скажем, на Аляске за 40 лет наблюдений температура вечномерзлых грунтов повысилась в среднем на три градуса. Это явление, естественно, не обходит стороной и нас. По прогнозам ученых, через 20-30 лет средняя температура арктических грунтов может повыситься еще на два-три градуса (такие цифры приводили специалисты существующего при МЧС центра мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций «Антистихия»), что может повлиять на состояние вечной мерзлоты.

— Можно ли спасти здания в условиях меняющейся температуры?

— Нужно заранее предпринимать необходимые меры, чтобы сохранить все, что построено в Арктике, за грунтом надо следить. Кстати, в некоторых случаях начавший таять грунт удается вновь заморозить и восстановить его несущую способность. Меры спасения разрабатываются индивидуально для каждого здания, универсальных средств тут нет.

Вопросы строительства в зоне вечной мерзлоты были рассмотрены на заседании государственной комиссии по Арктике в Сочи. Глава комиссии, заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Рогозин дал министерствам поручение тщательно проработать этот вопрос.

Но недостаточно внести изменения в программу развития арктической зоны и выделить средства на учет изменений условий вечной мерзлоты, необходимо изменить законодательство, дать муниципалитетам полномочия, например, раз в месяц проверять состояние зданий на своей территории, предъявлять претензии в случае некачественного строительства, штрафовать за нарушения и так далее. В целом же система должна быть государственной и общенациональной — я считаю, что этим должна заниматься федеральная структура типа МЧС, у которой на пульт должна выводиться информация с датчиков по всей территории арктической зоны. Даже если бы один муниципалитет мог самостоятельно финансировать такую программу, он делал бы это только в своих пределах, а этого мало.

Кроме того, все строительные и проектные организации, предлагающие свои услуги по строительству в арктической зоне, должны получать особые лицензии. Необходимо также в первую очередь привлекать те строительные организации, которые имеют опыт строительства на севере и соответствующую репутацию. Сейчас этого нет, и любой может прийти и сказать: «Я готов построить». Но без опыта в проектировании и строительстве на вечной мерзлоте сложно возвести надежный объект. На строительство в Арктике сейчас выделяются большие средства из бюджета, поэтому контроль в этой сфере должен быть жесткий и четкий. На наш взгляд, нужно также ужесточить ответственность за неисполнение строительных норм, ведь от этого зависит не только безопасность людей, но — в конечном счете — и то, сохраним ли мы контроль над арктической территорией.

— Дорого ли строить дома в условиях вечной мерзлоты?

— Стройка в дальних северных городах обходится в два-три раза дороже, чем в центральной части России. В Арктике предприятия по производству строительных материалов практически отсутствуют, в основном все приходится завозить.

В Москве можно отправить фуру на оптовый склад и привести необходимые материалы, а вот путь этих материалов до Норильска будет гораздо более долгим. Сначала стройматериалы необходимо привести в порт Мурманска, погрузить их на судно, которое должно будет прийти в порт Дудинка на Енисее, а уже оттуда материалы для стройки необходимо доставить до Норильска. Схема доставки стройматериалов во многие арктические города аналогична.

При этом сами по себе сроки строительства в Арктике практически не отличаются от сроков строительства в Москве. Материалы используются в основном те же, только предъявляются более строгие требования к маркам бетона, к теплоизоляции зданий, к расчету ветровой и снеговой нагрузок.

— Расскажите про условия проживания в Арктике. В каких домах в основном проживают люди?

— В целом дома похожи на те, что строили в позднее советское время в других городах страны, за одним важным исключением: в зоне вечной мерзлоты — в частности, в Норильске — их возводили на сваях. Именно в Норильске в 1937 году впервые применили метод свайного строительства: эту технологию придумал Михаил Ким — репрессированный инженер-гидротехник, который в 1939 году был освобожден и стал сначала начальником мерзлотной станции, затем — директором Норильского научно-исследовательского отдела Красноярского Промстройпроекта Госстроя СССР. Свайные дома позволяют избежать воздействия тепла от здания на вечную мерзлоту, иначе грунт начал бы подтаивать, а здание — «ползти «. С 60-х годов все жилые дома в Норильске, Кайеркане, Талнахе и других соседних населенных пунктах строятся исключительно на сваях. В городе больше тысячи многоэтажных зданий, которые за полярным кругом в других странах стараются не строить.

Правда, в последние годы часто возникали случаи, когда новые дома, построенные с отступлениями от технологии, быстро становились непригодными для жизни, и их приходилось сносить. А все это из-за того, что сейчас практически нет институтов, которые занимались бы проектированием зданий именно для арктических условий; при этом главный критерий отбора строительных организаций для заключения госконтрактов, согласно закону № 44-ФЗ — это цена. Хотелось бы, чтобы появились особые нормативы по строительству жилых домов для Севера. Однако, проблема не только в качестве строительства — до 40% возникновения аварийности — это следствие неправильной эксплуатации. По крайней мере, мы занимаемся мониторингом состояния зданий — у нас есть опыт своевременного выявления растеплённых мерзлых пород, что позволяет спасти здания. Удалось сократить количество выводимых из эксплуатации зданий.

— Как обстоят дела с отоплением, теплоснабжением? Как решаются проблемы в этой области?

— Фасады делают максимально простыми, чтобы на них не скапливался снег. Обязательны мощные стеклопакеты. Особую актуальность приобретают в таких условиях энергосберегающие технологии — начиная с теплоизоляции. В условиях Арктики хорошо зарекомендовали себя навесные вентилируемые фасадные системы. С точки зрения теплоснабжения особую важность приобретает замена ветхих теплосетей и эффективная их изоляция, потому что каждое слабое место — это утечка тепла, которого так не хватает, а каждая авария с приостановкой теплоснабжения — это ЧП. Старожилы наверняка помнят аварию на норильской ТЭЦ-1 в ноябре 1994 года, когда половина города в тридцатиградусный мороз осталась без тепла.

— Какие материалы используются для строительства домов в Арктике?

— При строительстве объектов в Арктике нужно проводить специальную проверку материалов и архитектурных проектов на способность противостоять климатическим условиям — экстремально низким температурам зимой, повышенным ветровым и снеговым нагрузкам. Не все традиционные стройматериалы годятся для использования в таких условиях- например, пластик при сильных морозах изнашивается в несколько раз быстрее, чем в обычных условиях умеренного климата. Спроектированные объекты нужно проверять «на натуре » — скажем, макеты нужно обкатывать в аэродинамической трубе.

— Как обстоят дела с транспортной доступности в Арктической зоне, например, как завозятся товары в Норильск?

— Пока основной путь доставки крупнотоннажных грузов в арктическую зону — судами по СМП. Летом судам пройти легче, в последние годы СМП по месяцу бывает свободным ото льда. Весной и осенью выручают ледоколы, а зимой и им тяжело справиться со льдами. Сейчас строятся новые атомные ледоколы, разрабатывается проект ледокола для всесезонной приполюсной проводки судов.

Мы рассчитываем на резкий рост перевозок грузов по СМП, появление регулярных рейсов, что позволит начать пассажирские перевозки. Пока пассажиров и скоропортящиеся грузы перевозят самолеты.

-Какие пути решения транспортных проблем существуют в Арктике?

— К сожалению, сейчас практически не используются речные суда, которые могли бы перевозить людей и грузы по Оби и Енисею — не потому, что ими не хотят пользоваться, просто их катастрофически не хватает. Енисейское речное пароходство постепенно обновляет флот, но это происходит слишком медленно. Практика показывает, что без прямой помощи государства радикально изменить ситуацию не удастся. Этот вид транспорта тоже надо развивать — как и малую авиацию, без которой Север невозможно было бы освоить, так как это один из наименее затратных видов транспорта на огромных арктических просторах. Если бы самолеты летали, например, хотя бы раз в неделю в дальние поселки с населением несколько сотен человек, куда не долетают вертолеты из крупных городов, отток людей из Арктики был бы значительно меньше. Но самолетов таких у нас пока очень мало, их надо производить массово, проекты есть.

Крайний Север всегда также выручали зимники — трассы, проложенные по замерзшей земле, болотам и рекам. Караваны машин зимой доставляют в арктические поселки продукты питания и горючее. Конечно, это сложно, дорого, опасно, тем не менее, другого выхода пока нет.

В перспективе в Арктику должны прийти железные дороги, наиболее близкий к реализации проект — Северный широтный ход. Эта железная дорога протяженностью 707 километров от станции Обская Северной железной дороги до станции Коротчаево Свердловской дороги через Салехард и Надым. В перспективе трассу планируется продлить до Игарки в Красноярском крае и далее до Дудинки и Норильска и построить дорогу до порта Сабетта в Обской губе.

— На какую зарплату могут рассчитывать строители в Арктике?

— Средняя зарплата в Норильске составляет 75 тысяч рублей. Причем в городе есть все условия для работы и жизни — свободное жилье, медицинские учреждения, спортивные и культурные объекты, базы отдыха, большие супермаркеты, самый северный аква-парк мира.

— Как обстоят дела с подготовкой квалифицированных кадров для строительства объектов в сложных северных условиях?

— Учебные заведения, которые занимаются подготовкой к строительству в вечной мерзлоте, есть в Тюмени, в Якутске и в Норильске. Но я думаю, что наше образование в этой части необходимо развивать дальше, подобные специальности должны быть престижными и хорошо оплачиваемыми. Должно быть увеличено количество бюджетных мест в институтах, чтобы ребята смогли получить дипломы и поехать на Север, а дальше вырасти по карьерной лестнице. Такие специалисты очень востребованы и необходимы для благополучия региона и государства, для обеспечения его конкурентоспособной экономики и будущего российской Арктики.

/riarealty.ru/



Print This Post Print This Post
©2024 Pro-arctic.ru