Большая нефть — большие данные
Нефтегазовая отрасль переживает кардинальные перемены. В недавней статье Wall Street Journal суммированы проблемы и возможности, стоящие перед отраслью: «Когда цена на нефть достигала 100 и более долларов за баррель, энергетические компании делали упор на бурение скважин и перекачку сырой нефти максимально быстрыми темпами. Но сейчас, при цене, установившейся в районе 50 долларов, компании уделяют больше внимания оптимизации, повышению эффективности и надежности — стремятся добывать как можно больше нефти с минимальными затратами. И многие обращаются за помощью к современным технологиям».
Среди прочих тенденций, бесповоротно меняющих статус-кво: сокращение числа опытных сотрудников в связи с выходом на пенсию, повышение темпов истощения залежей, снижающее рост производительности, изменение законодательства и устаревшие технологии автоматизации.
Одним из многообещающих решений может оказаться продолжение использования ресурсов Интернета вещей.
Шумиха вокруг Интернета вещей угасает, но нефтегазовые компании пользуются его преимуществами уже не первый год, и потенциал роста использования по-прежнему значителен. По оценке источника Upstream Analytics, в 2016 году в распоряжении 50 процентов нефтегазовых компаний должны были оказаться новейшие аналитические возможности.
Учитывая реалии сектора, компании уже не могут рассчитывать на небольшие, постепенные усовершенствования — необходим существенный сдвиг парадигмы, который приведет к фундаментальным переменам в деятельности. Цель использования Интернета вещей в нефтегазовой отрасли — радикальный пересмотр продолжительных процессов с ручным управлением для повышения общей эффективности и реального перелома ситуации.
Рассмотрим три элемента Интернета вещей, которые способны внести эти радикальные и значительные изменения.
1. Удаленный мониторинг
Широкое использование сенсоров позволяет компаниям вести мониторинг и управление ресурсами в удаленных точках. Современные сенсоры и беспроводные технологии связи открывают нам новую область — «полномасштабный контроль» в режиме реального времени. Мы получили возможность удаленного мониторинга и регулирования таких параметров, как энергопотребление, окружающие условия, параметры безопасности и производительности, и накопление этих ценных данных позволяет повысить надежность, безопасность и энергоэффективность. Это особенно важно для опасных, грязных, удаленных или изолированных производств (4D: Dangerous, Dirty, Distant и Dull), где персонал испытывает особые сложности.
Там, где оборудование и производство обходились по большей части ручными средствами управления и мониторинга, новые, удобные для установки сенсоры позволят следить за процессом, регистрировать параметры, а при необходимости производить и удаленную настройку. Полномасштабный контроль оказывает существенное влияние на экологические показатели, такие как выбросы газа, утечки и разливы.
Инвестиции могут окупаться очень быстро. Например, благодаря новым сенсорам удаленного мониторинга компании способны определить, какой из конденсатоотводчиков неисправен, экономя на этом 5 процентов энергозатрат предприятия на производство пара.
Управление энергопотреблением будет и дальше представлять важную точку роста, поскольку при автоматизации процессов мониторинга и управления потреблением энергии применяются информационные системы управления энергопотреблением в режиме реального времени. Предметная информация об энергоэффективности предприятия позволяет операторам непрерывного производства выявлять несоответствия и нестандартные ситуации и принимать корректирующие меры, что экономит в среднем от 5 до 10 процентов годовых энергозатрат.
2. Сокращение простоев
Незапланированные простои из-за поломок оборудования, которые приводят к потере времени и денег, можно сократить благодаря надежному текущему мониторингу состояния с помощью технологии Интернета вещей, а также через прогностический анализ состояния и неисправностей. Вот здесь и начинаются «большие объемы данных».
Если компания способна определить, когда потребуется обслуживание оборудования до его остановки, можно существенно сократить затраты.Международная добывающая компания BHP Billiton обнаружила, что прогнозирующее обслуживание газокомпрессорного оборудования помогло сократить незапланированные простои, каждый из которых ранее обходился ей в 20 млн долларов.
Так, мониторинг и прогнозирование состояния компрессора с помощью сенсоров в комплексе с анализом данных позволяет инженерам отслеживать производительность компрессора, что помогает им определить, когда потребуется ремонт, не доводя компрессор до выхода из строя, а значит, сократить число простоев и расходы на них. Это очередной пример полномасштабного контроля, который несет значительные преимущества.
3. Усовершенствованный анализ данных
Компании нуждаются в информации, позволяющей принимать конкретные меры по повышению безопасности и предсказуемости ситуации на предприятиях, как и их эффективности с точки зрения затрат, рисков и времени. Оперативные данные помогают принимать подкрепленные информацией решения и повышать производственные показатели, но ключ к их успешному использованию — в интерпретации и анализе, на основе которых предпринимаются эффективные действия. Одних данных недостаточно.
Ответ – интегрированное управление производством
Три представленных выше элемента сами по себе не реализуют потенциал Интернета вещей — здесь вступает в игру такой подход, как интегрированное управление производством (iOps). Суть — в использовании функций Интернета вещей для взаимодействия нужных людей и процессов независимо от их физического местоположения.
Объединение различных потоков данных, как правило, ранее обособленных, может создать новую организацию работы. Многие компании сформировали центры кросс-функционального взаимодействия, куда стекаются прежде децентрализованные данные от самых разных специалистов с целью более быстрого принятия эффективных решений.
Командный центр интегрированных операций помогает компаниям вывести стратегию использования Интернета вещей на новый уровень. В команде, где организован центр интегрированного управления производством, вырабатывается целостный взгляд на всю производственную деятельность, поскольку там хранятся данные различных информационных источников, что позволяет принимать наилучшие решения в повседневной работе с акцентом на оперативности и эффективности. Это дает возможность кросс-функциональным командам обрабатывать и оценивать информацию в текущем режиме, способствуя взаимному обмену и принятию решений на основании расширенных данных, а также смягчению эффекта автономизации подразделений, препятствующего восприятию общей картины и инновационному мышлению.
Упущенные возможности?
Итак, сбор данных сам по себе не панацея. Основные преимущества становятся очевидны, когда все три элемента интегрированы в единое, целостное решение. В отчете Economist Intelligence Unit указывалось, что 62 процента респондентов выразили сомнения в своей способности отслеживать большие объемы собираемых ими данных, а половина не уверены, что смогут сделать из них полезные выводы. Причина — многообразие источников, форматов и скоростных режимов.
Ценность заключается в таком обобщении данных, которое позволит ответственным лицам выявлять закономерности и делать прогнозы, обращая информацию в реальные действия. Наиболее заметные преимущества получают компании, рассматривающие технологии Интернета вещей как стимул к переходу на новые — более комплексные парадигмы операционной деятельности.
Ясно, что можно сделать больше. Как показало Международное исследование цифрового бизнеса 2015 года MIT Sloan Management Review в сотрудничестве с Deloitte нефтегазовая отрасль с точки зрения развития цифровых технологий занимает одну из самых низких позиций с оценкой 4,68 по 10-балльной шкале (1 — минимальное развитие, 10 — максимальное).
Оценки показывают, что в нефтегазовой отрасли лишь один процент собранной информации доходит до тех, кто принимает решения. А ведь повышение объемов сбора и анализа данных могло бы сэкономить миллионы долларов за счет сокращения половины незапланированных простоев в работе скважин и повышения показателей добычи нефти на 10 процентов за два года.
Интернет вещей вместе со всеми данными, аналитикой, сенсорами, оборудованием и соответствующими приложениями — это, несомненно, технологический прорыв, который приведет к более рациональным действиям и лучшему пониманию процессов изнутри. Однако, здесь можно провести параллель с промышленной революцией — созревание этого процесса будет долгим, неравномерным и эволюционным. Малыми шагами изменений не достичь, и потребуется глобальный пересмотр процессов с выдвижением на передний план новой, технологически более совершенной промышленности.
Интернет вещей способен стать фактором существенных сдвигов, которые необходимы нефтегазовой отрасли для повышения эффективности в свете изменяющихся условий. Понимание того, как через технологию прийти к измеримой прорывной бизнес-деятельности — актуальная задача, с которой можно справиться с помощью более комплексного подхода к Интернету вещей».
Автор статьи: Питер Зорнио, директор по стратегическому развитию компании Emerson.
Оригинал статьи: www.oilgasmonitor.com