- PRO-ARCTIC - https://pro-arctic.ru -

Маршрут «Европа — Азия» под вопросом

38084_64c2cb62331ea222b6f157f63c49b4353b7084e5 [1]

В течение последних 10 лет операторы убеждали, что сухопутный магистральный транзитный маршрут Европа — Азия лучше морского пути. Неожиданно оказалось, что российские операторы видят больше минусов, чем плюсов в этой схеме: и с технической точки зрения, и с точки зрения бизнес-процессов. Аналитики посчитали, что Россия стремительно теряет и без того невысокую долю на рынке транзитного трафика по маршруту Европа — Азия. Об этом шла речь на пленарной сессии в ходе Х Международной конференции «Transport Networks Russia & CIS: Развитие телекоммуникационных транспортных сетей в России и СНГ»

Географическое положение России между Европой и Азией, казалось бы, открывает уникальные возможности транзита трафика через ее территорию. Этот путь короче любого из океанских подводных магистральных линий связи и безопаснее. Так считали первые российские игроки на рынке транзита трафика «Азия — Европа» — «Ростелеком» и «ТрансТелеКом» (ТТК). Они начали активные действия по освоению сухопутного маршрута в 2006 г. Тогда «Ростелеком» рассчитывал отвоевать как минимум 30% евроазиатского транзитного трафика у кабельных систем, идущих через Северную Америку.

Участники пленарной сессии конференции Transport Networks Russia & CIS, стартовавшей 21 марта, неожиданно высказались против российского транзитного маршрута Европа — Азия. Их вера в преимущества сухопутного маршрута резко поубавилась.

Директор департамента по работе с международными операторами связи ПАО «Ростелеком» Максим Акинин заявил, что сети российских операторов изначально не строились под транзит (разве что сеть ТТК, и то с оговорками).

«Ни один из продуктов, которые предлагаем мы, ТТК и «МегаФон», не предназначен как транзитный», — пояснил он и сделал вывод, что российские операторы неконкурентны на рынке транзита трафика Европа — Азия.

«Доля в международном транзите у российских операторов снижается. Хотя в абсолютном выражении объем транзитного трафика растет. Но только потому, что за рубежом он растет существенно быстрее», — сказал Максим Акинин.

Исполнительный директор J’son & Partners Сергей Шавкунов в беседе с корреспондентом ComNews привел данные, что сейчас доля российских операторов на рынке транзита трафика Европа — Азия составляет порядка 16%. «В 2010 г. эта цифра была около 65-70%. Из всего объема китайского и японского трафика, идущего в Европу, на долю российских операторов в 2015 г. приходилось 53%. Еще в том году их доля составляла около 40%, а сегодня — около 15-16%», — сказал Сергей Шавкунов.

Причиной резкого падения он назвал стоимость. Также он отметил, что старая система не соответствует новым требованиям. «Каналы в 8 Тбит/с — это уже мало для транзита Европа — Азия. В ближайшие семь лет спрос возрастет до 100 Тбит/с. Они морально устарели для глобального рынка, хотя для внутреннего — вполне подходят», — прокомментировал Сергей Шавкунов.

Руководитель направления департамента по работе с международными операторами связи ПАО «Ростелеком» Всеволод Коржаев сказал, что «Ростелеком» и «ТрансТелеКом» пока выполняют планы по транзиту трафика Европа — Азия за счет заказов трех китайских операторов, но те постоянно говорят, что цены на подводные маршруты меньше и к тому же имеют тенденцию к дальнейшему снижению. «С учетом высоких цен на оборудование через пару лет старая бизнес-модель транзита трафика из Европы в Азию через Россию работать не будет», — считает он.

Директор департамента интернет и канальных ресурсов блока по развитию операторского бизнеса корпоративного центра группы МТС Ольга Макарова отметила, что непонятно, за счет чего может окупиться перестройка кабелей по всей России. Она также отметила, что транзитный маршрут через Россию интересен только Китаю. «Другие азиатские страны, которые географически находятся «под Сибирью» при транзите трафика в Европу через Китай и Россию вынужденно сделают петлю», — добавила Ольга Макарова.

Помимо дороговизны построения сухопутного маршрута и устаревания сетей участники также назвали минусы использования такого кабеля.

«Подводные ВОЛС работают в благоприятном температурном режиме. Колебания температуры в океане составляют всего несколько градусов в течении года. А на наземном маршруте через Россию перепады температур могут составлять до 100 градусов», — отметил руководитель департамента по работе с операторами связи АО «Компания ТрансТелеКом» (ТТК) Сергей Яковлев.

Ольга Макарова объяснила, что аварии на подводных кабельных системах бывают реже, чем на наземных. «Чего стоят наши дятлы, которые клюют воздушные участки оптического кабеля. Кроме того, строительство сухопутной ВОЛС дороже чем подводной», — поддержала она участников дискуссии.

Сергей Яковлев отметил, что то оборудование, которое делает Huawei, близко подходит по характеристикам для подводных кабелей (ТТК его тестировал). Так что в технологическом смысле у российских операторов не такое уж большое отличие от подводных кабелей.

Максим Акинин намекнул на намерение «Ростелекома» осваивать просторы океана. Он рассказал, что «Ростелеком» увлекает идея в воображаемом будущем составить конкуренцию морским маршрутам. «Сейчас ни один из крупных игроков в России не может всерьез конкурировать с морским маршрутом. Мы владеем «русским морем» и исходя из этого считаем, что тот, кто первый построит систему, которая станет по-настоящему транзитным решением с точки зрения бизнес-модели и набора услуг, сможет переломить тенденцию и снизить долю наземного трафика. Для этого изменить нужно бизнес-модель с точки зрения технологий, а также коммерческой составляющей», — подвел он итог.

 

/www.comnews.ru/ [2]