Как спутники меняют наши знания об Арктике и наши возможности в этом регионе
Спросите обычного человека, что он может увидеть в Арктике из космоса, и, вероятно, он ответит: «Ничего».
Но в реальности все совершенно не так.
Изменение климата не просто физически меняет Арктику, оно приводит к изменению того, что происходит в этом регионе и кто работает в нем.
Если посмотреть на Арктику из космоса сейчас, то можно увидеть изменение и смещение кромки льда, увеличение количества танкеров в северных водах и даже то, что некоторые люди осуществляют там определенную деятельность, которой им не следовало бы заниматься.
Эти и другие сложности стали темой обсуждения в секциях политики, науки и бизнеса на конференции «Арктические рубежи», которая проходит в Норвегии на этой неделе. И хотя различные стратегии обсуждались по отдельности, становится ясно, что космические спутники будут играть все более важную роль.
«Арктика — обширное пространство, которое невозможно контролировать одними самолетами и судами», — заявил старший советник Норвежского космического центра Пол Брекке изданию Eye on the Arctic.
«Единственный способ наблюдения за всей Арктикой — использование спутников, и это сейчас стало понятно как ученым, так и политикам», — добавил он.
Спутниковые технологии уже помогают в обеспечении соблюдения законов по охране окружающей среды, особенно в отношении деятельности на открытой воде.
Распознавание судов, ответственных за разлив нефти, или судов, незаконно промывающих свои танки в океане, всегда было одной из самых больших проблем для представителей власти в прибрежных регионах.
На всех коммерческих судах есть транспондеры, которые их идентифицируют для береговых считывающих станций. Но эти транспондеры можно легко отключить, и суда становятся невидимыми для властей.
А спутники могут поменять эту ситуацию. В собственности Норвежского космического центра есть два спутника, отслеживающих судоходство в особенности в районе Арктике, где, как считается, это больше всего необходимо.
«Сейчас мы используем спутники, работающие в рамках канадской программы RADARSAT, и можем видеть разливы нефти, — рассказал Брекке. — А при помощи нашего спутника мы можем увидеть, какое именно судно это сделало. Мы можем увидеть незаконный промысел и суда, которые незаконно перегружают свой улов на другие суда, чтобы избежать рыбной квоты».
«Но сейчас мы наблюдаем снижение этой деятельности на Севере, потому что люди знают, что спутники могут обнаружить их неправомерные действия», — сообщил он.
Сотрудничество между Канадой и Норвегией развивается не только в пределах программы RADARSAT.
Корпусы для норвежских спутников NORSAT-1, собирающих данные о солнечном излучении, космической погоде и обнаруживающих движение судов, были изготовлены в Торонтском университете.
Спутники, работающие на полярной орбите, и поддерживающие их наземные станции все чаще используются на Севере и даже в самой Канаде.
В 2010 году в арктическом канадском городе Инувик была установлена спутниковая станция «Инувик» для отслеживания и получения различной информации, необходимой для составления карт, наблюдения за погодой и текущей обстановкой в регионе.
Коммерческая компания Kongsberg Satellite Services, расположенная в норвежском городе Тромсё и специализирующаяся на поддержке спутников, работающих на полярной орбите, в настоящее время занимается установкой антенны в рамках европейской космической программы «Коперник».
Планируется, что антенна начнет работать в сентябре 2016 года.
«(Коперник) является самым крупным военным и природоохранным проектом в истории», — заявил Рольф Скаттебо, президент компании Kongsberg Satellite Services.
«Нам нравится считать, что мы следуем по стопам таких норвежских исследователей, как Руаль Амундсен и Фритьоф Нансен», — добавил он.
Компания KSAT планировала установить еще две антенны в Инувике для двух отдельных заказчиков, но от этих планов пришлось отказаться, поскольку конечная стоимость проектов в Инувике оказалась выше стоимости проекта на дальнем норвежском архипелаге Шпицберген (Свальбард) и на Южном полюсе.
«Это очень грустно, — сказал Рольф Скаттебо, президент компании Kongsberg Satellite Services. — Это отличное место: расположено на Крайнем Севере и легкодоступно. К сожалению, «Инувик» оказался слишком дорогим в сравнении с похожими станциями на Шпицбергене и в Антарктике».
Вместо этого антенны были установлены в Фэрбенксе.
С изменением климата и таянием льда спутники могут также помочь с навигацией и доставкой ресурсов в чрезвычайных ситуациях.
Но они не всесильны.
«Люди считают, что это будет чем-то в духе фильма о Джеймсе Бонде, когда у вас есть спутниковый сигнал, позволяющий вам в реальном времени увидеть, соответствует ли цвет галстука человека, за которым вы наблюдаете, цвету его ремня», — заявил Роб Аясс, канадец, работающий в компании KSAT и специализирующийся на вопросах энергии, окружающей среды и безопасности.
«Но это не так. Информацию необходимо загрузить, обработать и проанализировать, и затем мы должны составить отчет. В некоторых местах на это уйдет меньше 30 минут. Но это самое меньшее время, за которое это можно сделать», — рассказал он.
Фредрик Ландмарк, первый вице-президент компании KSAT по развитию считает, что анализ является ключевой частью процесса.
В одном из случаев полученное изображение выглядело как разлив нефти и вызвало понятную обеспокоенность. Но при рассмотрении снимка оказалось, что на нем было запечатлено судно береговой охраны, буксировавшее мертвого кита к берегу. След жира, оставляемый китом при буксировке его тела к берегу, из космоса оказался похожим на разлив нефти.
«Видеть что-то и знать, на что вы смотрите — две разные вещи», — объяснил Ландмарк.
И хотя спутники уже выполняют важные функции, по словам Брекке из Норвежского космического центра, существуют и другие проблемы, которые они могут решить.
По его словам, поскольку спутники связи в основном расположены в районе экватора, отсутствие связи в высокоширотной Арктике остается серьезной проблемой, которую необходимо решить в связи с продвижением коммерческой, научной и туристической деятельности дальше на север.
«Нам необходимо установить спутниковую систему, которая может покрыть высокоширотную зону Северного полюса, — заявил он. — Это поможет авиационной промышленности. Это также поможет развитию круизных линий, работе научно-исследовательских судов и проведению спасательных мероприятий на высокоширотном Севере. Ни у кого пока нет такой системы».
И хотя большинство людей согласны, что это необходимо, возникает другой вопрос: кто будет за это платить?
«Норвегия сейчас старается построить систему, которая может помочь в решении этой проблемы, — утверждает Брекке. — Необходимо построить первый спутник, чтобы показать, что он работает. Затем мы надеемся, что промышленность подключится и поможет построить второй, поскольку нам необходимо два спутника для круглосуточного покрытия.
Поживем — увидим. Нужно еще многое сделать, а для Арктики это сейчас более важно, чем когда-либо прежде».
Оригинал статьи /www.rcinet.ca/