- PRO-ARCTIC - https://pro-arctic.ru -

Архангельская область будет развивать судостроение и сервисные услуги

1057143033 [1]

14–15 июня в Архангельске состоялся первый международный форум «Судостроение в Арктике», организованный региональным Кластером судостроения и производства морской техники, ассоциацией поставщиков нефтегазовой промышленности «Созвездие» и правительством Архангельской области при поддержке ГАУ АО «Дом предпринимателя».

В форуме приняли участие около 120 человек: представители российских и иностранных верфей, судоходных компаний, проектно-конструкторских бюро, органов федеральной и региональной власти. В ходе пленарных сессий и «круглых столов» участники обсудили вызовы, стоящие перед отечественной судостроительной отраслью, и пути их преодоления. По итогам форума можно сделать вывод: российские верфи готовы строить новые суда, а судоходные компании хотят заказывать их на этих верфях. Однако диалог между заказчиками и исполнителями необходимо развивать. Нужно налаживать и взаимодействие между государством и бизнесом, чтобы предприятия могли эффективней использовать предлагаемые меры поддержки.

В ходе обсуждений многие участники отмечали: компании Архангельской области уже занимают определенную нишу в судостроительной отрасли, однако потенциал для развития гораздо больше. В первую очередь это касается северодвинских «Звездочки» и «Севмаша». Предприятия ОПК активно расширяют ассортимент выпускаемой продукции гражданского назначения. В частности, «Звездочка» производит современные винторулевые колонки, движительные системы и винты для океанских лайнеров и арктических судов. И разнообразие «гражданского» производства будет расти. Об этом на форуме заявил директор департамента маркетинга и продаж «Объединенной судостроительной корпорации» Илья Пантелеев:

– Поставлена задача довести долю гражданского судостроения на предприятиях, которые специализируются в военном судостроении, до 40–50%. «Севмаш», «Звездочка», завод «Красная Кузница» готовы это сделать.

С ним согласен представитель губернатора Архангельской области по развитию Арктики Лев Левит:

– Архангельская область всегда была сильным регионом в плане судостроения, работы в арктических морях. Сегодня мы находимся на новом витке развития: внедряются новые технологии, модернизируются предприятия, переосмысливаются подходы. В Северодвинске есть целый ряд предприятий, способных внести весомый вклад в развитие современного гражданского судостроения. Такой опыт уже имеется: здесь строили траулеры, платформы «Приразломная» и «Арктическая», элементы подводных добычных сооружений. Компании региона готовы к кооперации. Архангельская область может стать одним из важнейших центров гражданского судостроения.

В ходе форума было подписано соглашение о сотрудничестве между «Звездочкой» и «Архангельским траловым флотом». Предприятия нацелены на долгосрочное партнерство. Например, в рамках государственной программы «квот под киль» тралфлот заказывает строительство четырех новых траулеров на «Выборгском судостроительном заводе», но в будущем такую работу вполне могла бы выполнять «Звездочка», соответствующий опыт у северодвинского завода уже есть.

Начальник отдела гражданского судостроения АО «ЦС «Звездочка» Дмитрий Угренюк рассказал о намерении создать в Северодвинске центр сервисного и послегарантийного обслуживания морской техники. Еще одна идея, озвученная в ходе форума – формирование в регионе научно-образовательного арктического центра, нацеленного на подготовку кадров для предприятий. Об этом сообщил председатель правительства Архангельской области Алексей Алсуфьев:

– Президент поручил до 2024 года создать в России 15 научно-образовательных центров. Абсолютно реально открыть такой центр в Архангельске. База есть, ресурсы есть. Всё, что касается новых технологических решений в этом вопросе, нам абсолютно понятно. Мы можем этот центр создавать.

Подводя итоги форума, директор Кластера судостроения и производства морской техники Архангельской области Сергей Смирнов говорит:

– Мы нацелены на то, чтобы привлекать гражданские заказы на архангельские верфи. Рынок судостроения развивается и в России, и во всем мире, поэтому нам предстоит работать в условиях жесткой конкуренции. Необходимо оптимизировать работу, и один из путей этого – развитие кооперации предприятий. Наши компании стремятся занять достойные, лидерские позиции на рынке судостроения, судоремонта, сервисных услуг. Эта работа полностью согласуется с задачами, обозначенными в новом «майском» указе президента, с необходимостью технологического прорыва и диверсификации производства. Самое важное, что удалось сделать в ходе форума – увидеть направление дальнейшего развития и найти точки соприкосновения между компаниями, между бизнесом и властью.

/Ассоциация «Созвездие»/