Обсуждая климат, лидеры Арктики должны отказаться от планов бурения нефтяных скважин
20 мая 2021 г, Алтэ Стаалесэн, The Barents Observer, Норвегия
Отчет Международного энергетического агентства (МЭА) под названием «Net Zero to 2050» делает странам-производителям нефти еще более затруднительным оправдание расширения своих секторов ископаемой энергетики.
Эксперты МЭА четко заявляют, что необходимо провести полную трансформацию производства, транспортировки и потребления энергии и прекратить планирование новых углеводородных проектов, пишет The Barents Observer.
«Разрыв между риторикой и действиями должен сократиться, если мы хотим иметь шанс достичь чистого нуля к 2050 году и ограничить рост глобальных температур до 1,5 ° C», — говорит д-р Фатих Бирол, исполнительный директор МЭА.
Отчет подготовлен всего за несколько дней до министерской встречи в Арктическом совете. За столом переговоров в Рейкьявике соберутся несколько государственных чиновников, которые стремятся продвинуть своих нефтяников глубже на нетронутые арктические территории.
Россия перенимает арктическое председательство у Исландии и будет возглавлять Совет в течение следующих двух лет. Арктический совет является ключевым органом международного сотрудничества в самых северных частях планеты, а защита окружающей среды, изменение климата, коренные народы и устойчивое развитие являются основными приоритетными направлениями.
Эти приоритеты явно противоречат энергетической политике нового председателя.
Принятие председательства происходит в период беспрецедентного промышленного освоения Россией Арктики.
В новой арктической стратегии страны на период до 2035 года изложены амбиции по значительному увеличению судоходства по Северному морскому пути и строительству большого числа новых проектов по добыче нефти, природного газа и угля.
Уже к 2024 году Россия намерена увеличить перевозки по Северному морскому пути как минимум до 80 миллионов тонн, что более чем вдвое по сравнению с объемами 2020 года. Быстро растущие объемы перевозок основаны на сырье из ряда новых проектов по добыче.
Среди них — проект «Восток Ойл» на Таймыре. Нефтяной проект, разработанный госкорпорацией «Роснефть», предусматривает добычу 25 миллионов тонн в год уже в 2024 году и целых 100 миллионов тонн в год в 2030 году. Нефть будет добываться в тундре полуострова Таймыр и прокладываться по трубопроводам на несколько сотен километров. на север до нового терминала на берегу Карского моря.
Также «Газпром нефть», «Газпром», «Новатэк» и «Лукойл» разрабатывают новые арктические месторождения. Также есть планы по добыче на шельфе, в том числе в Обской губе.
Нефть и природный газ составляют более половины экспортных доходов страны, и правительство в Москве вряд ли обратит внимание на новый отчет МЭА. Вместо этого руководители российских энергетических компаний теперь ищут новые способы использования огромных углеводородных ресурсов страны, в том числе для нефтехимических продуктов и производства водорода и аммиака.
Страна также утверждает, что природный газ, в том числе СПГ, на самом деле является экологически чистым топливом, отвечающим все более высоким климатическим стандартам. На этой неделе на встрече с лидером «Новатэка» Леонидом Михельсоном президент Путин утверждает, что СПГ может помочь «декарбонизировать Европу».
Новый отчет МЭА создает головную боль и для Норвегии, которая продолжает приглашать нефтяников в Баренцево море. 25-й лицензионный раунд страны был объявлен в июне 2020 года и включает 136 предложенных блоков, из которых 125 находятся в дальних северных водах.
В 2020 году Норвегия увеличила как инвестиции, так и производство ископаемых источников энергии. Данные Норвежского нефтяного директората показывают, что инвестиции в разработку шельфа страны составили 155 миллиардов норвежских крон (15,04 миллиарда евро) по сравнению с 151 миллиардом норвежских крон в 2019 году. Всего было пробурена 31 разведочная скважина и сделано 14 открытий, большинство из них в Норвежском море.
Добыча нефти увеличилась до 1,7 миллиона баррелей в сутки, что является максимальным показателем за девять лет.
В 2021 году в Баренцевом море будет пробурено несколько скважин, ведутся разработки новых месторождений. Среди них — месторождение Castberg, которое должно быть введено в эксплуатацию в конце 2022 года.
Как и российские, норвежские власти, вероятно, отвергнут новый отчет МЭА. Представители правительства страны уже дали понять, что рекомендации отчета не повлияют на национальную нефтегазовую политику.
На заседании Арктического совета на этой неделе в Рейкьявике русские и норвежцы вполне могут присоединиться к общему про-нефтяному фронту в противовес другим членам совета.