Shell верит в российский СПГ
Англо-голландская Royal Dutch Shell верит в большое будущее российского сжиженного природного газа (СПГ), но на этом рынке России предстоит серьезная конкуренция, рассказал в интервью РИА Новости руководитель направления по реализации новых проектов Shell Стюарт Брэдфорд
Сейчас в России работает только один завод по производству СПГ — «Сахалин-2″ (в операторе проекта Sakhalin Energy «Газпрому» принадлежит 50% плюс одна акция, у Shell — 27,5% минус одна акция). «Газпром» планирует расширить его производство в России, построив завод «Балтийский СПГ» в порту Усть-Луга Ленинградской области, а также реализовав третью очередь на действующем «Сахалине-2″; меморандумы по этим проектам подписаны Shell и «Газпромом».
Однако, как стало известно в марте из проспекта выпуска еврооблигаций «Газпрома», «Газпром» решил перенести запуск этих объектов на более поздние сроки, и теперь планирует ввести в эксплуатацию третью очередь «Сахалина-2″ в 2023-2024 годах (вместо 2021 года), а завод «Балтийский СПГ» — в 2022-2023 годы (вместо декабря 2021 года — в 2022 года) с возможностью дальнейшего пересмотра даты.
Интерес к проектам сохраняется
Как рассказал Брэдфорд, Shell удовлетворен сотрудничеством с «Газпромом» не только по существующему, но и по запланированным СПГ-проектам. «К сожалению, мы не даем оценку такому решению «Газпрома» (о переносе сроков реализации «Балтийского СПГ» — ред.), но Shell вполне доволен прогрессом, достигнутым по коммерческим и техническим аспектам проекта», — сказал Брэдфорд на интервью в рамках IV ежегодного конгресса и выставки «СПГ-конгресс Россия 2017″.
По словам Брэдфорда, компания видит значительные потенциальные выгоды как инвестор в этом проекте, а также выгоды для России в целом. По мнению Shell, проект внесет вклад в улучшение общего инвестиционного климата, даст возможность развития для российских поставщиков и локальных производителей оборудования, сделает доступными для России множество наиболее привлекательных рынков газа в мире.
«Проект может столкнуться с вызовами, энергетические проекты такого размера всегда имеют не только возможности, но и вызовы. На этом этапе сложно сказать, какие это будут вызовы и возможности. До сих пор мы удовлетворены достигнутым прогрессом и другими вещами, которые мы сделали в сотрудничестве с «Газпромом» по этому проекту», — отметил Брэдфорд.
Он также отметил, что компания сохраняет интерес к реализации третьей очереди завода «Сахалин-2″ и в целом позитивно оценивает инициативу создания четвертой очереди.
«Четвертая очередь завода на Сахалине технически возможна, и это дает пространство для принятия решения. Четвертая очередь будет иметь такие же преимущества, как и третья – подготовленную инфраструктуру, а также отличную репутацию компании Sakhalin Energy, оператора проекта «Сахалин-2″. Однако сейчас приоритетом для нас является реализация третьей очереди завода СПГ на Сахалине», — подчеркнул он.
Будущее российского СПГ
Shell также прогнозирует значительный рост рынка СПГ, что открывает потенциал для инвестиций в эту сферу, которые могут быть невероятно выгодными, подчеркнул собеседник агентства.
«Shell прогнозирует огромные рыночные возможности для СПГ — спрос на СПГ будет расти на 4-5% в год до 2030 года, вдвое быстрее, чем спрос на природный газ. То есть это один из самых быстрорастущих секторов в энергетике, и конечно, для России, как главного держателя ресурсов газа, это фантастическая возможность войти на новые рынки», — отметил он.
Впрочем, Брэдфорд подчеркнул, что за этот новый спрос есть конкуренция. «Например, в 1990-2000 были построены большие мощности в Катаре, позже на рынок вышли австралийские проекты, следующей волной, возможно, станут проекты в США, которые имеют ряд конкурентных преимуществ: зачастую они построены с очень хорошей возможностью развития, низкой стоимостью инфраструктуры и облегченным налоговым режимом», — отметил он.
Тем не менее, по словам Брэдфорда, у российских проектов есть хороший потенциал, и они могут стать конкурентами американским и катарским проектам. Чтобы быть конкурентоспособными, российским проектам необходимо несколько условий.
«Это небольшая общая стоимость, условия налогообложения, стоимость транспортировки, цена поставок газа должна быть ниже, чем в США. Shell убежден, что российские проекты могут быть конкурентоспособными, вот почему мы так активно занимаемся развитием двух многообещающих проектов совместно с «Газпромом», — заключил он.