Контейнеры пробивают льды
Тестовый рейс крупнейшей в мире контейнерной судоходной компании Maersk Line по Северному морскому пути (СМП) открывает российскую Арктику для нового грузового маршрута, который на 35-40% короче традиционного пути из Азии в Европу через Индийский океан
28 августа контейнеровоз ледового класса Venta Maersk вместимостью 3,6 тыс. TEU вышел из южнокорейского порта Пусан и мимо Японских островов направился на север, в сторону Берингова пролива. Судно пройдет транзитом через полярные воды российской Арктики, пересечет Балтику и достигнет конечной точки маршрута в немецком порту Бремерхафен на побережье Северного моря. Согласно оперативной информации на сайте Администрации СМП по состоянию на 10 сентября, контейнеровоз уже прошел бухту Провидения в Беринговом проливе, а пересечение западной границы Севморпути в проливе Карские Ворота (находится на меридиане, проходящем через мыс Желания на самой северной точке Новой Земли) ожидается 15 сентября в час ночи по московскому времени. В Петербурге на терминале «Петролеспорт» (входит в холдинг Global Ports) Venta Maersk ждут в самом конце сентября, если позволят погодные условия и ледовая обстановка в северных морях России.
В пресс-службе Росморречфлота пояснили BG, что никаких особенных дополнительных разрешений для проводки контейнеровоза по СМП для Maersk не выдавалось, рейс осуществляется в соответствии со стандартным пакетом документов, разработанным для коммерческого судоходства по СМП, который опубликован на сайте ФГБУ «Администрация СМП». Этими документами заявитель подтверждает соответствие судна требуемому ледовому классу и уровню технического оснащения для эксплуатации в арктических водах, соблюдение имеющихся требований по страхованию судна и ущерба для экологии от возможных загрязнений, а также ряда других условий, предусмотренных при осуществлении обычного и полярного мореплавания. В ведомстве подчеркивают, что судоходство по Северному морскому пути осуществляется в полном соответствии с общепринятыми морскими конвенциями и требованиями Международной морской организации (IMO), отраженными в национальном нормативно-правовом своде России.
В прошлом году общий объем грузоперевозок по СМП, включая перевозки речными судами в устьях Енисея, Оби, Лены и других северных рек, увеличился на 42,6%, до 10,7 млн тонн. Таких объемов по СМП не перевозили даже во времена СССР, отмечают в Минтрансе РФ. Без учета речных перевозок грузооборот в Арктике выросна 32,8%, до 9,9 млн тонн, в 2016 году — на 38,5%, до 7,48 млн тонн. Но международного коммерческого транзита по СМП пока совсем немного — всего около 2% от общего объема, и в 2017 году он даже снизился на 9%, до 194,4 тыс. тонн с 214,5 тыс. тонн годом ранее.
В майском указе президента РФ Владимира Путина перед чиновниками поставлена стратегическая задача нарастить перевозки грузов по СМП до 80 млн тонн к 2024 году. На заседании коллегии Росморречфлота в конце июня министр транспорта Евгений Дитрих обнародовал цифры за первое полугодие: грузооборот на СМП уже превысил прошлогодние значения на 50% и составил 6 млн тонн, говорится на сайте Минтранса РФ. Сделанный ранее прогноз на летнюю навигацию 2018 года предполагал достижение объема перевозок на уровне 12-14 млн тонн.
В своих комментариях журналистам компания Maersk официально заявила, что пока не рассматривает СМП как альтернативу существующим маршрутам, но с интересом изучает неизвестное ранее грузовое направление. «Пробный проход даст нам возможность изучить годность к эксплуатации Северного морского пути и собрать необходимую информацию»,— заявили в компании (см. интервью BG с директором Maersk Line Eastern Europe Жолтом Катоной на стр. 7).
Тем не менее в Росморречфлоте не исключают, что в случае положительных итогов тестового рейса, в ходе которого Maersk сможет на практике подтвердить возможность прохода судов по СМП в точном графике, перспективы организации регулярного линейного сервиса между Азией и Европой через Северный Ледовитый океан получат дополнительные стимулы. По словам отраслевых экспертов, наиболее чувствительны к точности графика рефрижераторные перевозки замороженных и охлажденных грузов, но как раз именно они больше всего тяготеют к арктическому маршруту: учитывая низкие температуры за полярным кругом даже в летние месяцы, перевозка рефконтейнеров потребует существенно меньше энергии для питания холодильных установок, что сократит затраты перевозчика и снизит цены для грузоотправителей.
Впрочем, торопиться с исследованиями нового грузового маршрута у датского перевозчика есть прямой экономический резон, ведь ближайшие конкуренты компании на глобальном контейнерном рынке уже вовсю используют арктический маршрут. Например, китайская Cosco начала эту работу еще в 2013 году, когда сухогруз Yong Sheng, способный перевозить до 1,2 тыс. TEU контейнеров, вошел в историю как первый транзитный рейс иностранного перевозчика по СМП. С тех пор компания эксплуатирует на СМП 10 аналогичных судов, которые успевают совершить до 14 рейсов за период полярной навигации. В этом году ее открыл сухогруз Cosco Tian Hui, прошедший с запада на восток из немецкого порта Эмден в Северном море в японский порт Кусиро на острове Хоккайдо. По словам представителей китайской госкомпании, благодаря перевозкам по СМП Cosco уже сэкономила 220 дней времени судов в пути, 7 тыс. тонн топлива и $10 млн затрат в сравнении с отправкой грузов по традиционному южному маршруту через Суэцкий канал.
Арктика становится безопаснее
Общие ледовые условия в акватории СМП в 2017 году для плавания судов «складывались благоприятно», сообщила Администрация СМП, которая опубликовала официальные итоги прошлогодней летней навигации лишь в конце нынешнего июля. «Общий ход ледовитости в морях СМП в 2017 году отличался от предыдущего года более ранним, в среднем на полмесяца, началом процессов таяния льдов, но также и более ранним началом процессов ледообразования,— говорится в отчете на сайте госучреждения.— Ход ледовитости 2017 года в акватории СМП практически повторил ход ледовитости 2015 года, хотя минимальное его значение, приходящееся обычно на сентябрь, в 2015 году было на 200 тыс. кв. км меньше, чем в 2017 году».
В Администрации СМП с удовлетворением отмечают рост продолжительности навигации в прошлом году: последнее судно, прошедшее с востока на запад, миновало полярные воды в самый разгар зимы — 25 декабря. Еще одно достижение прошлого года — рекорд скорости проводки по СМП. Сухогруз Baltic Winter, вышедший из китайского порта Тайцанг в немецкий Бремерхафен, потратил на транзит акватории СМП всего 5,6 суток. Эти высокие результаты и безопасность прохода в Арктике обеспечивают единственный в мире флот атомных ледоколов из пяти действующих единиц и одной резервной и группа из более чем трех десятков дизель-электрических ледоколов.
Для активизации судоходства в Северном Ледовитом океане государство активно инвестирует в обновление атомного ледокольного флота: в 2012 году «Атомфлот», входящий в госкорпорацию «Росатом», заказал у Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) сверхмощный ледокол проекта ЛК-60 «Арктика» за 37 млрд руб., в 2014 году — еще два атомохода того же проекта «Сибирь» и «Урал». Но в начале сентября стало известно об очередном срыве сроков строительства головного корабля проекта из-за неготовности паротурбинной установки на «Киров-Энергомаше» (см. «Ъ» от 9 сентября). До сдачи в эксплуатацию первых ледоколов новой серии в 2020 году «Росатом» планирует определиться с решением о продлении ресурса реакторов на действующих атомоходах «Ямал», «Таймыр» и «Вайгач». В интересах контейнерных перевозок «Атомфлот» расконсервировал и поставил на ход уникальное советское судно — единственный в мире атомный лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть», способный на самостоятельное плавание в арктических льдах без ледокольной проводки.
Обновление флота дизель-электрических ледоколов идет быстрее. В 2018 году завершат ледовые испытания новые ледоколы «Илья Муромец» (для ВМФ РФ) и «Александр Санников» (для компании «Газпром нефть»), а в следующем году на смену дизельному ледоколу «Ермак», построенному в 1974 году в Финляндии по заказу СССР, в 2019 году на СМП выйдет новый многофункциональный линейный ледокол «Виктор Черномырдин», строящийся на Балтийском заводе Объединенной судостроительной корпорации в Петербурге. Этот один из самых мощных и самый большой в мире дизель-электрический ледокол был спущен на воду в августе 2016 года, а в нынешнем августе пресс-служба заказчика судна ФГУП «Росморпорт» сообщила, что готовность объекта составляет 93%. Сейчас на АО «Адмиралтейские верфи» (также входит в ОСК) проходят швартовые испытания ледокола и проверка работы отдельных систем оборудования. Длина судна — 142,4 м, ширина — 29 м, водоизмещение — 22,3 тыс. тонн. Мощность силовой установки ледокола — 25 МВт, скорость — около 17 узлов (31,5 км/ч), автономность хода — 60 суток, ледопроходимость — 2 м. На дизель-электроходе имеются две вертолетные площадки и каюты для 130 человек персонала, включая 38 членов экипажа.