Тающий лед — подарок танкерам, перевозящим ископаемое топливо в Арктике
17 августа 2020 г, Мария Галуччи, grist.org, США
Большой синий танкер длиной 980 футов под названием «Кристоф де Маржери» отплыл с крайнего севера России, полуострова Ямал, в Берингов пролив недалеко от Аляски в мае, за два месяца до того, как такие корабли обычно проходят через крупный арктический морской путь. Судно перевозило и работало на сжиженном природном газе в сопровождении ледокола «Ямал» в 12-дневном плавании. Рекордно низкий уровень льда на маршруте позволил его российскому владельцу, «Совкомфлоту», отправить ископаемое топливо в Китай, совершив самый ранний рейс такого рода пишет портал grist.
Если эта веха указывает на большие возможности для производителей нефти и газа, то она также отражает две тревожные тенденции для остальной части планеты.
Более крупные суда, такие как «Кристоф де Маржери» , работают на сжиженном природном газе или СПГ. Согласно новому отчету международных экспертов в области судоходства, этот переход приводит к более высоким выбросам метана, мощного парникового газа. Рейс судна также связан с расширением судоходства в Арктике, что становится все более возможным благодаря температурам выше среднего и исчезновению морского льда, особенно вдоль Северного морского пути по которому движется «Кристоф де Маржери» . Недавнее исследование показало, что к 2035 году летом в Арктике не будет морского льда.
«Поскольку климат становится теплее, он становится все более и более открытым», — сказал Марк Серрез, директор Национального центра данных по снегу и льду, о проходе протяженностью 3000 миль.
Лед в морях Лаптевых и Восточно-Сибирском море начал таять раньше, чем обычно, в этом году из-за сибирской жары, которая также вызвала массивные лесные пожары. «Кристоф де Маржери» все еще приходилось преодолевать опасные льды, но к середине июля маршрут оказался незамерзающим, что было первым из известных случаев.
По словам Серрезе, состояние морского льда по-прежнему «сильно меняется» от года к году и зависит от сезонных ветров и погодных условий. Но раннее открытие маршрута «является частью тенденции», — добавил он. «В целом мы теряем ледяной покров над Северным Ледовитым океаном ».
Ни одна группа не может лучше использовать потепление в Арктике, чем российские нефтегазовые гиганты. «Газпром» и «Роснефть» недавно расширили бурение на шельфе Арктики, а «Новатэк» и другие партнеры построили крупный завод по производству СПГ в Сабетте, который был запущен в конце 2017 года. С тех пор корабли перевели десятки миллионов тонн газа на европейские рынки и, доставив Северный морской путь к крупным портам Азии.
Многие из этих танкеров СПГ также сжигают топливо в пути, что судоходные компании рекламируют как благоприятное воздействие на окружающую среду. Группа компаний «Совкомфлот», российская судоходная компания, владеющая «Кристофом де Маржери» , недавно заявляла, что «судно, открывшее новую эру в арктическом судоходстве, перевозит СПГ, самое чистое топливо из доступных на сегодняшний день, и само использует СПГ, что значительно снижает воздействие судна на среда.»
Поскольку страны и международные регулирующие органы работают над ограничением загрязнения с судов, все больше компаний используют СПГ не только для специализированных арктических танкеров, но и для пассажирских круизных лайнеров и гигантских контейнеровозов. При сжигании СПГ производит мало оксида азота и практически не производит диоксида серы — двух вредных загрязнителей, вызывающих астму, сердечную недостаточность и другие проблемы со здоровьем. Также предполагается, что это снизит выбросы углекислого газа на борту судна примерно на 20 процентов по сравнению с обычным судовым топливом.
По меньшей мере 750 грузовых судов, танкеров, буксиров, паромов и других судов сегодня могут работать на СПГ, или вдвое больше, чем в 2012 году.
Однако сжигание СПГ означает, что они выбрасывают больше парникового газа, метана. Этот газ улавливает в атмосфере гораздо больше тепла, чем углекислый газ, что еще больше ускоряет изменение климата. Экологические группы выразили обеспокоенность тем, что переход на СПГ в конечном итоге будет препятствовать, а не помогать, более широким усилиям судоходной отрасли по сокращению выбросов.
По мере того, как все больше судов перешло на использование СПГ, выбросы метана в отрасли выросли на 150 процентов с 2012 по 2018 год, согласно недавнему исследованию, проведенному по заказу Международной морской организации, органа ООН, регулирующего деятельность грузоотправителей. И это несмотря на то, что суда сожгли примерно на 28 процентов больше СПГ за шестилетний период.
Проблема в том, что многие судовые двигатели «довольно негерметичны», — сказал Брайан Комер, старший морской исследователь Международного совета по чистому транспорту, который участвовал в исследовании ИМО. «Большое количество метана выходит из дымовой трубы (корабля) несгоревшим», — сказал он. «Он просто выбрасывается прямо в атмосферу».
Исследователи подсчитали выбросы еще одного сильного загрязнителя, который не учитывался в предыдущих отчетах IMO: «черный сажи» или частицы темного цвета сажи, которые выросли на 12% за период исследования. Большая часть этих выбросов приходится на суда, сжигающие тяжелое топливо на основе нефти, а не на СПГ, который практически не производит черного углерода.
Этот рост выбросов особенно заметен в Арктике, регионе, который исключительно чувствителен к саже. Когда темные частицы попадают на лед, белые поверхности льда поглощают больше солнечной энергии, что ускоряет таяние. В отдельном исследовании команда Комера обнаружила, что только в Арктике выбросы черного углерода выросли на 85 процентов с 2015 по 2019 год. Рыболовные суда и нефтеналивные танкеры — многие под флагами России — являются главными виновниками.
ИМО пока не регулирует выбросы метана или черного углерода с судов, а только двуокись углерода. Орган ООН хочет сократить общие выбросы парниковых газов в отрасли как минимум на половину от уровня 2008 года к 2050 году. Но он все еще не понимает, как достичь этой цели.
И экологи, и торговые организации настаивают на включении метана в набор обязательных стандартов агентства ООН для вновь построенных судов. Сторонние группы также призывают устранить лазейки в запрете на использование мазута в арктических водах, чтобы сократить количество сажи. Крупное совещание ИМО по пересмотру экологических норм в марте было отложено из-за пандемии COVID-19 и теперь запланировано практически на ноябрь.
Тем временем сотни арктических судов продолжат движение по Северному морскому пути. По данным ледовой карты, проход, вероятно, останется открытым в течение следующих двух-трех месяцев, что обеспечит широкий доступ для производителей газа в России. «Кристоф де Маржери» , большой синий танкер, вернулся в Сабретту в начале этого месяца, заправляя свои огромные резервуары СПГ.