- PRO-ARCTIC - https://pro-arctic.ru -

В САФУ обсудили будущее Севморпути.

Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова стал главной площадкой для проведения Арктического экспертного клуба, в рамках которого 15 мая состоялся круглый стол «Северный морской путь: проблемы и перспективы развития в XXI веке». Совещание специалистов проходило в формате видеоконференции и было приурочено к Дню полярника.

20150518_kr_stol_sevmorputj_04_x660 [1]

Организаторами экспертного клуба выступили Арктический центр стратегических исследований САФУ, Институт региональных исследований и городского планирования НИУ ВШЭ, Арктический региональный информационно-аналитический центр Российского института стратегических исследований (Арктический РИАЦ РИСИ) и Ассоциация поставщиков нефтегазовой промышленности «Созвездие». В обсуждении актуальных вопросов участвовали руководители и сотрудники этих организаций. Главные цели новой дискуссионной площадки – обсуждение проблем, с которым предстоит столкнуться России в процессе освоения Арктики. Эксперты должны выработать идеи и предложения, которые будут доведены до органов власти.

20150518_kr_stol_sevmorputj_01_x660 [2]

Поясняя выбор темы для первой встречи участников клуба, Константин Зайков, директор Арктического центра стратегических исследований, напомнил присутствующим, что освоение Арктики связано с Северным морским путем теснейшим образом. Поддержал эту точку зрения в своем приветственном слове и Лев Левит, советник губернатора Архангельской области по Арктике.

«Тема крайне важна для многих регионов России, для развития экономики в целом. В настоящее время я принимаю участие в формировании Государственной комиссии по вопросам развития Арктики и, безусловно, точки зрения участников клуба будут очень ценны как для федеральных властей в Москве, так и для Архангельской области и других регионов», – отметил советник губернатора.

Также Лев Левит сообщил, что председатель Государственной комиссии по развитию Арктики Дмитрий Рогозин поручил Минтрансу разработать комплексный проект развития Севморпути и предоставить предложения по совершенствованию органов управления морской магистралью. Работа будет вестись в восьми рабочих группах и двух советах при госкомиссии.

С докладом выступил Александр Данилов, к.ф.-м.н., заместитель директора Арктического и Антарктического научно-исследовательского института. Тема сообщения – «Климатические изменения и перспективы развития арктического судоходства».

По словам эксперта, идеальный образ Севморпути через несколько десятков лет выглядел бы следующим образом: это, во-первых, беспрепятственные круглогодичные перевозки грузов (сейчас ледовая обстановка может вносить свои коррективы в маршруты судов, увеличивая временные издержки). Второе – низкие (выгодные для компаний) страховые сборы. В настоящий момент картина далека от идеала: возможность перевозить грузы есть в летний период, но с большим количеством затрат. Чтобы приблизится к этому идеалу должны произойти как инфраструктурные изменения, так и климатические метаморфозы.

Согласно второму оценочному докладу Росгидромета 2014 года об изменении климата Арктики и их последствиях, климатические изменения в России можно охарактеризовать как продолжающееся потепление. Замедления этого процесса на территории РФ не прослеживается. Более того темпы превышают в два с половиной раза скорость глобального потепления. Наиболее существенное изменение климата происходит на арктических морях России. Что же нас ожидает в XXI веке?

Сохранится тренд повышения приземной температуры и сокращения площади льда в летний период. Толщина льда будет уменьшаться, во второй половине XXI века льды станут однолетними. Но при этом сохраняется вероятность рисков. Торосы и айсберги станут главными опасностями морских судов.

При строительстве морских сооружений в ближайшем будущем придется учитывать условия меняющегося климата и не сильно полагаться на данные прошлого века. Для судоходства на акватории Севморпути открываются перспективы использования высокоширотных трасс и увеличение периода безледокольного движения судов, но в то же время сохраняется вероятность возникновения сложных ледовых условий: совершать движение по Севморпути будет проще, но ледоколы все же будут востребованы.

Владимир Селин, главный научный сотрудник Института экономических проблем Кольского научного центра РАН, представил доклад «Драйверы развития и роста потенциального грузопотока по СМП».

Согласно сообщению Владимира Степановича, на данный момент объем грузового потока по СМП, несравним с показателями Суэцкого канала (альтернативой которому должен стать арктический маршрут). Сейчас Севморпуть активно эксплуатируют три-четыре российских компании, и в дальнейшем системообразующих компаний вряд ли станет намного больше. Перевозки в основном связаны с транспортировкой энергоносителей. Факторами, которые определят грузопотоки СМП, станут климат и состояние глобальных рынков. Большую роль здесь будут играть потребители российской нефти и газа. Если рынками США и Европы российские «черное золото» и «голубое топливо» не будут востребованы, то логистический вектор необходимо нацеливать на Китай и страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Возможно, Севморпуть станет международной (а не внутренней российской) транспортной артерией далеко не сразу.

Аналогичной точки зрения придерживается Юрий Лукин, главный редактор электронного научного журнала «Арктика и Север» САФУ. Юрий Федорович рассказал о возможностях и рисках эксплуатации Северного морского пути.

По мнению профессора Лукина, потенциал альтернативы Суэцкого канала переоценен. Зарубежные компании могут столкнуться на Севморпути со множественными рисками и неудобствами: ледовые повреждения судов, дополнительные страховые расходы, сложные процедуры согласования захода в большинство морских портов и прочее. Россия, вложив в инфраструктуру СМП серьезные средства, рискует их не «отбить», если интерес к морской артерии будет недостаточно высок.

Севморпуть становится внутренней транспортной магистралью РФ с учетом потребностей развития прибрежных территорий, северного завоза, имеющихся прогнозов по объемам добычи углеводородов. Увеличение грузопотока СМП связано с развитием отечественных ТЭК, металлургии и химической промышленности. Однако с нынешними ценами на сырье транспортировка углеводородов может стать нерентабельной.

Впрочем, Юрий Лукин высказал мнение, что СМП действительно может стать мостом, который соединит Азию и Европу. Для этого необходимо обеспечить инвестиции и модернизацию инфраструктуры, новые суда, потоки грузов, безопасность мореплавания и высокое качество сервиса. Немаловажен позитивный имидж России в контексте Арктики, обоснованные и понятные тарифы, геополитическая стабильность, солидарность в сбережении окружающей среды.

Руководитель АЦСИ САФУ Константин Зайков совместно с руководителем филиала администрации Севморпути в г. Архангельске Евгением Остапенко представили доклад «Роль и место Архангельского и Мурманского портов в развитии СМП: соперничество или сотрудничество?».

Согласно выводам экспертов, все разговоры о неперспективности Архангельского морского торгового порта для арктических грузоперевозок, основаны на ошибочных представлениях. Архангельский морской порт несколько веков исправно обслуживает суда арктического каботажного плавания, и более других арктических портов приспособлен для завоза генеральных грузов, контейнеров, труб, оборудования по Севморпути.

Мурманский порт имеет другую, не менее важную арктическую специализацию – обеспечение ледокольной проводки по СМП, международного транзита грузов и безопасности мореплавания. Никакой естественной конкуренции между российскими арктическими портами, специализирующимися на взаимодополняющих транспортно-логистических направлениях, быть не может.

Подводя итоги круглого стола, его участники отметили, что собранное в рамках клуба экспертное сообщество готово решать проблемы и ставить задачи по развитию Архангельской области и Арктической зоны Российской Федерации.

«По итогам совещания будет подготовлена резолюция, в которой будет представлено большое количество практических предложений для разных органов исполнительной власти по совершенствованию политики на Севморпути», – пояснил Константин Зайков.

По его словам, будет предложено создать единый интегратор логистики для Северного морского пути. Функции этого интегратора может играть администрация Севморпути.

«Таким образом можно делегировать различные полномочия, такие как мониторинг грузоперевозок, распределение грузопотоков. Кроме того, есть предложения по более активному включению нашего университета в систему консультирования и мониторинга ситуации в Арктике, предложения по развитию программ стратегического планирования. На данный момент такое планирование в Арктике отсутствует, но вузовская миссия направлена на то, чтобы разные арктические проекты дали синергетический, общий эффект развития всего региона», – пояснил эксперт САФУ.