По мере приближения европейского запрета российский танкер тестирует арктический маршрут в Китай
18 ноября 2022 г, Атле Столесен, The Barents Observer, Норвегия
Танкер, обычно курсирующий между заполярным нефтяным терминалом «Лукойла» на Варандее и Мурманском, на этой неделе достиг Желтого моря и зашел в порт Жичжао.
Это был трудный почти полуторамесячный рейс протяженностью более 11 тысяч километров. По данным сервисов, отслеживающим передвижение судов, танкер вышел из Мурманска 5 октября и должен ошвартоваться в Жичжао 18 ноября.
Судно, принадлежащее российской судоходной компании «Совкомфлот», обладает высоким ледовым классом Arc6 и предназначено для плавания в суровых условиях Арктики.
Но этот рейс для танкера, скорее всего, оказался первым такого рода.
Всего через несколько дней после рейса «Василия Динкова» вступит в силу запрет Евросоюза на импорт российской нефти. Согласно 6-му пакету санкций ЕС, принятому в июне этого года, с 5 декабря 2022 года будут запрещены покупка, импорт или ввоз сырой нефти и ряда нефтепродуктов из России в ЕС.
Эмбарго создает серьезные проблемы для российской нефтяной промышленности, для которой ЕС является самым важным рынком сбыта. Оно серьезно ударит и по российской Арктике, где расположены крупные месторождения и важная экспортная инфраструктура таких компаний, как «Лукойл», «Газпром нефть» и «Роснефть».
По данным третьей по величине российской нефтяной компании «Газпром нефть», арктические месторождения уже обеспечивают более 30 процентов ее общего объема добычи. В 2020 году добыча на Новопортовском месторождении выросла на 5% до 14,89 млн тонн, а на морском месторождении Приразломное — на 3% до 3,27 млн тонн. Кроме того, еще есть нефть, идущая на экспорт через терминал «Лукойла» на Варандее, объем которой в этом году должен превысить 6 млн тонн.
Из-за скорого запрета российская нефть рискует быть запертой внутри страны, если не найти для нее новые рынки.
По словам российского вице-премьера Александра Новака, значительную часть российских углеводородов теперь необходимо экспортировать в страны Азии и важную роль в этом будет играть Севморпуть.
«В новых условиях беспрецедентного давления на экономику России со стороны стран Запада значение Северного морского пути — как морской транспортной артерии, пролегающей по водам Российский Федерации, — многократно возрастает», — заявил Новак на правительственном совещании в конце октября.
«Наша задача — системно развивать эту артерию», — подчеркнул высокопоставленный чиновник.
Несмотря на масштаб поставленных задач, необходимо учитывать, что каждый год арктический торговый путь несколько месяцев затянут толстыми льдами, и навигация по нему возможна только при поддержке мощных ледоколов.
В ноябре 2021 года из-за стремительного раннего образования льдов на СМП застряло более 20 судов. И в этом году вряд ли можно ждать улучшения. Судя по картам ледовой обстановки, уже в начале ноября значительные акватории моря Лаптевых и Восточно-Сибирского моря были затянутыми толстыми многолетними льдами.