В штаб-квартире Международной морской организации IMO (ИМО) в Лондоне досрочно завершилась вторая внеочередная сессия Комитета по защите морской среды от загрязнения с судов (КЗМС), сообщает пресс-служба Минтранса России [2]. На рассмотрение в ускоренном порядке были вынесены для окончательного принятия предварительно одобренные весной этого года поправки к VI Приложению Международной конвенции о защите морской среды от загрязнения с судов (Конвенция МАРПОЛ).
Это приложение устанавливает требования к морским судам в части контроля и последовательного сокращения выброса парниковых газов судовыми двигателями. Предложенные поправки предлагали ввести обязательные рыночные меры по борьбе с выбросами парниковых газов в морском судоходстве, предусматривающие сборы с морских судов в специальный фонд, контролируемый ИМО, в зависимости от объема годового выброса парниковых газов, рассчитанного для каждого судна. Собранные средства предлагалось расходовать на продвижение углеродно нейтральных технологий в морском судоходстве, а также для поддержания развивающихся стран в усилиях по уменьшению выбросов парниковых газов.
По заключению российских экспертов и экспертов ряда иных стран, членов ИМО, сбор средств с судоходной индустрии предложенным образом представлял собой перераспределение финансов путем изъятия из судоходного бизнеса и вложения в иные сферы мировой экономики, не связанные с судоходством. Кроме того, в случае принятия, поправки привели бы к удорожанию морской транспортировки грузов, обеспечивающей 90% мировой торговли, и, как следствие, к удорожанию товаров для конечных потребителей.
После 4-дневных интенсивных обсуждений международное морское сообщество разделилось поровну на противников и сторонников рыночных мер регулирования сокращения выбросов парниковых газов с судов. По предложению России и ряда стран, не поддержавших такое спешное глобальное переустройство международных норм, Комитет прервал свою сессию на один год.
Российская делегация, возглавляемая департаментом государственной политики в области морского и речного транспорта Минтранса России [2] (дистанционно) и постоянным представителем России при ИМО (очно), сыграла одну из ведущих ролей в формировании консолидированной позиции, направленной на более продуманный и приводящий к практическому результату, а не к простому перераспределению глобальных финансовых средств, подход.
По заявлению генерального секретаря ИМО, сделанному в качестве финального комментария сессии КЗМС, такого разделения и противостояния в ИМО не наблюдалось в течение десятилетий.
Таким образом, рыночные меры по сокращению выбросов парниковых газов с морских судов будут существенно пересмотрены, и ИМО вернется к их обсуждению не ранее, чем через год.
/portnews.ru/ [3]
