- PRO-ARCTIC - https://pro-arctic.ru -

Сдача ледокола «Арктика» может снова сдвинуться

KSP_009665_00464_1_t218_182845 [1]

Техническая доработка второго главного турбогенератора (ГТГ), создаваемого Кировским заводом (КЗ) для атомного ледокола проекта 22220 «Арктика», может привести к очередной задержке строительства атомохода. Балтийский завод приостановил монтажные работы в машинном отделении судна до момента поставки агрегата, находящегося сегодня на испытательном стенде КЗ. Источники «Ъ» утверждают, что на объединение ГТГ с обеспечивающими системами ледокола уйдет около полутора лет, притом что судно должно быть полностью готово летом следующего года. В Минпромторге утверждают, что держат процесс изготовления турбины на контроле

Сроки сдачи головного атомного ледокола ЛК-60Я «Арктика», строящегося на Балтийском заводе (входит в ОСК), могут снова сдвинуться. Летом прошлого года указом президента России Владимира Путина сдача ледокола была перенесена с 2017 года на лето 2019 года (см. «Ъ» от 12.07.2017). Тогда президент потребовал принять кадровые и организационно-управленческие решения в связи со срывом госконтракта. Параллельно Счетная палата, Генпрокуратура и ФСБ должны провести проверку проекта.

В этот раз причиной задержки строительства может стать поставка второго главного турбогенератора, предназначенного для левого борта ледокола. Первый — для правого борта — поставлен Балтийскому заводу осенью прошлого года. Поставщиком обоих агрегатов общей стоимостью 2,7 млрд рублей является «Киров-Энергомаш» (КЭМ), входящий в структуру петербургского Кировского завода Георгия Семененко.

На прошлой неделе в Минпромторге состоялось совещание, касающееся строительства ледокола, по итогам которого министр Денис Мантуров дал Кировскому заводу указание «обеспечить неукоснительное соблюдение сроков производства и поставки паротурбинных установок для всех трех ледоколов» («Арктики», «Сибири» и «Урала».— «Ъ»). Как рассказывал «Ъ» (см. «Ъ» от 25.09.2017), производитель турбин обещал поставить второй ГТГ еще в ноябре прошлого года. По словам источника «Ъ» в ОСК, судостроители ожидали, что главной проблемой для КЭМ станет сдача первого ГТГ: в судостроении наиболее сложным считается головной заказ, на котором отрабатываются все технологические новации, последующие суда строятся значительно быстрее. Однако в случае с Кировским заводом проблемы возникли и при создании второго ГТГ. «Видимо, проблема в испытательном стенде, который на КЭМ фактически построили с нуля»,— полагает собеседник «Ъ» в ОСК.

Как говорят на Кировском заводе, дополнительные инвестиции предприятия в производство турбин составили 1,4 млрд рублей, значительная часть которых ушла на создание испытательного стенда. По информации «Ъ», в начале января ГТГ для левого борта еще не был установлен на испытательный стенд. На КЭМ утверждают, что испытания агрегата на стенде начались в январе. В настоящее время ГТГ находится на испытательном стенде. «В ходе испытаний цилиндра низкого давления (ЦНД, один из узлов турбогенератора.— «Ъ») выявлен ряд технических отклонений. На КЭМ приостановили испытания и вызвали представителей субподрядчика (Уральский турбинный завод, входит в группу «Ренова».— «Ъ») для устранения отклонений»,— рассказали на предприятии. Испытания возобновились в минувшую пятницу.

 Как пояснили на УТЗ, два комплекта оборудования для «Арктики» изготовлены и поставлены еще в первой половине 2015 года. «По не зависящим от нас причинам сроки испытания оборудования неоднократно переносились КЭМ, и испытания первого ГТГ прошли только в июне — августе 2017 года. А стендовые испытания второго начаты в феврале текущего года»,— утверждают на заводе-субподрядчике. «УТЗ делал для КЭМ, кроме цилиндров низкого давления, и дополнительное оборудование. Все его сдали в срок, еще в 2015 году. И эти цилиндры не то чтобы два года на КЭМе лежали — они там валялись без должного присмотра и консервации»,— категоричен председатель совета директоров УТЗ Михаил Лифшиц. Технические отклонения в поставленных ЦНД он называет некритичными. «Когда КЭМ наконец собрал агрегат и дело дошло до испытаний, отклонения, которые обычно выявляются на этой стадии, мы исправили за три дня»,— отмечает господин Лифшиц.

«Киров-Энергомаш» планирует сдать ГТГ к началу марта. К этим срокам скептически относятся собеседники «Ъ» на Балтийском заводе. «Они там волшебники? — иронизирует собеседник «Ъ» на Балтийском заводе.— Хорошо бы получить агрегат к концу марта. Дело даже не в количестве технических проблем, а в их «качестве»».

После поставки ГТГ и его погрузки на борт «Арктики» его необходимо увязать с обеспечивающими системами судна. «На соединение агрегата с коммуникациями уйдет не менее полутора лет»,— убежден источник «Ъ» на Балтийском заводе. «На относительно простую винто-рулевую колонку на дизельном судне уходит около полугода. Полтора года — вполне реальный срок для атомного ледокола»,— считает другой собеседник «Ъ».

Как рассказали в ОСК, из-за непоставки турбины в срок на Балтийском заводе остановлены монтажные работы в машинном отделении «Арктики». «Несмотря на значительный срыв сроков поставки ПТУ, Балтийский завод предпринимает все усилия для обеспечения сдачи головного ледокола в согласованные с генеральным заказчиком сроки»,— говорят в корпорации.

Начальник аналитического отдела ЛМС Дмитрий Кумановский отмечает, что в России турбины для флота делают также Калужский турбинный завод, Уральский турбинный завод, НПО «Сатурн», Ленинградский металлический завод, «Пермские моторы». Зарубежные производители — Siemens и General Electric. По словам эксперта, КЭМ проектировал и делал установки для всех десяти атомных судов ледового класса, построенных в СССР. «УТЗ был готов сделать установки полностью, но ПТУ требовалась Балтийскому заводу в собранном состоянии. По рельсам эти агрегаты в сборе не отправить, а «воды» в Екатеринбурге нет»,— комментирует господин Лифшиц. По его словам, завод уже изготовил оборудование и для остальных ледоколов серии, оно принято Морским регистром.

В Минпромторге утверждают, что вопрос изготовления ГТГ находится на постоянном контроле федерального министерства и ГК «Росатом». В «Росатоме» отказались комментировать сложности в строительстве атомохода.

/www.kommersant.ru/ [2]