- PRO-ARCTIC - https://pro-arctic.ru -

Согласно новому исследованию, Суэцкий канал останется предпочтительным морским путем в последующие десятилетия, несмотря на глобальное потепление

CBS Cover-01 [1]

Согласно новому исследованию, посвященному коммерческим возможностям и сложностям арктического судоходства, проведенному исследователями отдела судоходства Копенгагенской школы бизнеса, сезон судоходства на Северном морском пути останется слишком коротким для возникновения экономической целесообразности инвестиций в суда ледового класса в предстоящие десятилетия. И только после 2035 года арктический морской путь вдоль северного побережья России сможет стать конкурентоспособным для некоторых судов сопоставимых размеров.

Цель исследования заключалась в определении того, когда (если это вообще возможно) инвестиции в контейнеровозы с ледовыми подкреплениями, использующие Северный морской путь, станут более выгодными, чем инвестиции в суда, работающие в открытых водах и ходящие только по Суэцкому каналу.

Авторы сравнивали судно, использующее Северный морской путь, вместимостью 8000 контейнеров (ДФЭ) с тремя контейнеровозами, работающими в открытых водах и ходящими по Суэцкому каналу, вместимостью 8000, 10 000 и 15 000 ДФЭ соответственно. В рамках исследования было принято, что судно с ледовыми подкреплениями ходит по Северному морскому пути на протяжении сезона судоходства и по Суэцкому каналу в случае, когда лед препятствует доступу в арктические воды.

Screen Shot 2016-01-20 at 7.57.15 PM [2]

В своем исследовании Копенгагенская школа бизнеса задействовала инновационную программу расчета для определения года, когда инвестиции в суда с ледовыми подкреплениями, предназначенные для судоходства по Северному морскому пути, станут более выгодными, чем инвестиции в обычные контейнеровозы, использующие Суэцкий канал. При помощи данной программы исследователи рассчитали сравнительные затраты на один контейнеровоз, принимая во внимание более десятка переменных, включая технические характеристики и размер судна, тип и мощность двигателя, среднюю скорость и расстояние хода, сезон судоходства, транзитные сборы и коэффициенты нагрузки. Согласно заявлениям авторов исследования, данная программа сочетает экономическую модель с вопросами прикладного судостроения и является первой в своем роде программой, специально разработанной для сравнения арктического судоходства с традиционными морскими путями.

CBS Infographic-02 [3]

Кроме этого, вместо вынесения детерминистических суждений об арктическом судоходстве по состоянию на единичный момент времени применяемые комплексные методы позволяют создавать подробные сценарии, способствующие пониманию того, как различные факторы и переменные влияют на целесообразность использования Северного морского пути для судоходства и когда в отдельно взятом сценарии достигается уровень безубыточности. Таким образом, данная программа позволяет детально рассмотреть, как, к примеру, более высокая или низкая стоимость топлива влияет на экономический расчет судоходства через Арктику.

Screen Shot 2016-01-20 at 7.33.33 PM [4]

Рисунок 1. Больше льда на Северном морском пути, более короткий сезон судоходства

Объяснение. На рисунке представлено отношение между затратами на судно с ледовыми подкреплениями вместимостью 8000 ДФЭ и затратами на судно, работающее в открытых водах, такой же вместимостью за период с 2015 по 2035 гг. Коэффициент, равный 1, означает, что затраты одинаковые, а коэффициент меньше 1 означает, что у судов, работающих в открытых водах, затраты ниже. На рисунке показано, как при более высокой цене на нефть Северный морской путь становится более конкурентоспособным.

Longer Navigation Season [5]

Рисунок 2. Меньше льда на Северном морском пути, более продолжительный сезон судоходства

Объяснение. На рисунке показано, как при более продолжительном сезоне судоходства Северный морской путь становится более конкурентоспособным. И снова сценарий с более высокой ценой на нефть является наиболее предпочтительным для арктического судоходства.

По словам Петера Грёнсетта (Peter Grønsedt), старшего научного сотрудника в рамках данного исследования, «в настоящее время ежегодный сезон судоходства слишком короткий, чтобы компенсировать более высокий расход топлива и капитальные затраты на суда с ледовыми подкреплениями в сравнении с судами, ходящими по Суэцкому каналу». Кроме этого, «сезон судоходства остается слишком непостоянным, чтобы можно было установить строгое расписание, на которое полагается большинство линейных перевозок».

В исследовании было проанализировано несколько сценариев, включая «движение малым ходом», когда суда идут с меньшей скоростью для снижения затрат на топливо. В связи с этим Грёнсетт делает вывод, что «судоходные компании могут добиться дополнительной экономии средств за счет прохода судов по Северному морскому пути с меньшей скоростью хода по сравнению с Суэцким каналом». «Однако текущее снижение цен на нефть уменьшило мотивацию к использованию арктических путей, несмотря на сокращение расстояний плавания», — добавляет он.

И хотя результаты исследования показывают, что арктическое линейное судоходство может стать экономически целесообразным примерно к 2040 году, возможность регулярного сообщения по Северному морскому пути зависит от нескольких важных предпосылок, каждая из которых связана с серьезными неопределенностями.

К таковым относятся размеры судна, наличие ледокола, сдерживающие обстоятельства при использовании пути, такие как транзитные сборы и сборы за ледокол, цены на нефть и будущее сокращение морского ледового покрова. Даже при быстром увеличении безледового судоходного сезона и значительном увеличении цен на нефть по Суэцкому каналу смогут ходить самые большие суда при меньших затратах ввиду зависимости экономических показателей от размеров судна.

Оригинал статьи: /www.highnorthnews.com/ [6]