Экономист СПбГУ: развитие Севморпути — важнейшая часть российской стратегии освоения Арктики
В Санкт-Петербургском государственном университете проходит первый в истории Конгресс Университета Арктики, участники которого обсуждают самые актуальные проблемы Арктического региона. О перспективах Северного морского пути как важнейшей транспортно-энергетической артерии России и о том, какие сложности существуют сегодня при его использовании, рассказал доктор экономических наук, первый заместитель декана ‘экономического факультета СПбГУ Андрей Белов
Преимущество Северного морского пути (СМП) при транзите грузов из Восточной Азии в Европу заключается в том, что по сравнению с традиционными транспортными маршрутами через Суэцкий канал выигрыш в расстоянии может составлять около 7 тысяч морских миль (9 тысяч километров). Однако сложная ледовая обстановка, ограниченные сроки навигации, слабая портовая инфраструктура и целый ряд других проблем не позволяют полностью использовать эти преимущества, обеспечив бесперебойную доставку грузов с существенно меньшими затратами.
«Вопрос снижения затрат сегодня особенно актуален в связи с открытием в прошлом году второго русла Суэцкого канала и удвоением его пропускной способности. «Однако развитие добычи углеводородов в арктических регионах России (особенно строительство завода Ямал-СПГ, эксплуатация платформы на месторождении Приразломное в Печорском море и возобновление работ на Штокмановском месторождении в Баренцевом море) позволяют взглянуть на СМП как на важнейшую для России транспортно-энергетическую артерию», — рассказал Андрей Белов.
Несмотря на то что практическая работа по транспортному использованию СМП никогда не прекращалась, именно с начала 2010-х годов были сделаны важнейшие шаги по развитию ледокольного флота, обустройству портов и практической проводке судов. «Неудивительно, что начиная с этого времени Китай, а затем и Япония начали высказывать интерес к транспортному использованию СМП. При этом выявились и проблемы, которые предстоит решить: необходимость использования российских ледоколов для проводки иностранных судов, сложности в обеспечении автономного плавания грузовых судов в арктических водах, отставание в развитии портовой и навигационной инфраструктуры», — отметил эксперт.
По словам ученого, в 2015 г. по СМП было перевезено всего лишь 39,5 тысяч тонн транзитных иностранных грузов. Это минимальная цифра с начала 2000-х годов. «При этом российские каботажные перевозки непрерывно росли, и в том же году достигли 5,4 миллиона тонн. Таким образом, потенциал для будущего развития СМП, безусловно, есть. Я убежден, что Арктический конгресс, проходящий в эти дни в Санкт-Петербургском университете, внесет существенный вклад в решение стоящих перед нами задач, а значит, и в развитие транспортной составляющей российской арктической стратегии», — подчеркнул профессор Белов.