- PRO-ARCTIC - https://pro-arctic.ru -

Противоречия «Газпрома» и «Роснефти» мешают реализации проекта «Восток Ойл»

 

роснефть+таймыр

«Роснефть», испытывает трудности с получением трех газовых участков на п-ве Таймыре для производства сжиженного природного газа (СПГ [1]), столкнулась с противоречивой позицией Минприроды, которое опасается, что в перспективе поставки СПГ нефтекомпании могут вступить в конкуренцию с трубопроводным экспортом «Газпрома», который и так переживает не лучшие времена.
Об этом сообщил «Коммерсант».

Профильные министерства разошлись в оценках целесообразности лицензирования газовых участков недр на п-ве Таймыр, которые хочет получить «Роснефть» для транспортировки СПГ по Северному морскому пути (СМП [2]) в рамках ее масштабного арктического проекта «Восток Ойл».
Речь идет о Дерябинском, Турковском участках недр, а также участке, включающем Казанцевское месторождение с запасами 128 млрд м3 газа.

Глава Минприроды Д. Кобылкин отмечает, что вопрос о целесообразности наращивания поставок по СМП необходимо решать с учетом прогнозных оценок экономической ситуации на целевых рынках
По его мнению, такие оценки должны исключать конкуренцию морских и трубопроводных поставок углеводородов на целевых рынках, а лицензирование запрошенных участков недр целесообразно осуществлять после подтверждения наличия гарантированных рынков сбыта.
В Минприроды решение по выставлению участков на торги пока не принято, позиция по данному вопросу формируется.

«Газпром [3]» обладает монополией на трубопроводный экспорт газа и неоднократно выражал недовольство планами как «Роснефти» по наращиванию экспорта СПГ, утверждая, что такие поставки конкурируют с его собственными и снижают цену на газ.
«Роснефть [4]» отвергает наличие конкуренции между СПГ и трубопроводным газом в долгосрочной перспективе.
«Роснефть» рассчитывает на рост потребления в Индии, Китае и странах Юго-Восточной Азии и рост импортозависимости стран Европы из-за падения внутренней добычи, следует из письма.
По мнению главы «Роснефти» И. Сечина, российский СПГ конкурирует лишь с зарубежными СПГ-проектами.

Ранее «Газпрому» уже удалось потопить один из СПГ-проектов «Роснефти».
«Роснефть» собиралась строить завод «Печора СПГ», для которого ей была необходима ресурсная база — крупные месторождения Лаявожское и Ванейвисское в НАО.
Однако «Газпром» в 2016 г. перебил цену «Роснефти» на аукционе, предложив за эти активы 23 млрд руб., хотя сами месторождения были не нужны монополии.
В итоге «Роснефть» отказалась от планов по «Печоре СПГ», выйдя из проекта.
Актив, лежащий мертвым грузом в портфеле Alltech, в партнерстве с которой Роснефть хотела строить «Печору СПГ», сейчас перепродают [5] как нерентабельный.

К предложению «Роснефти» провести провести аукцион на таймырские участки недр есть и другие претензии.
Компания выступает за аукцион с особыми условиями: претендент обязан иметь другие добывающие активы в Красноярском крае, а также в будущем должен будет транспортировать добытый газ по СМП на газовозах российской постройки.
ФАС с такими условиями не согласна, т.к. они фактически сужают круг участников аукциона до одной «Роснефти», что потенциально содержит признаки ограничения конкуренции и может препятствовать развитию газоснабжения региона.
Минэнерго считает, что участки, которые хочет получить «Роснефть», могут быть использованы для газоснабжения г. Норильска и его городов-спутников.

«Газпром» переживает не лучшие времена, экспорт газа и так снижался из-за теплой зимы и роста запасов в северо-западной Европе и Италии.
Пандемия коронавируса окончательно обвалила цены на газ и экспорт.
14 июля 2020 [6] г. «Газпром» представил очень слабую финансовую отчетность по МСФО.
Чистый убыток «Газпрома [7]» в первом квартале 2020 г. составил 116,249 млрд руб. против 535,908 млрд руб. прибыли в первом квартале 2019 г. [8]

У «Газпрома» тоже есть завод по производству СПГ- «Сахалин-2″.
Этой первый в России завод по сжижению природного газа мощностью 10,8 млн т/год СПГ (2 линии по 5,4 млн т/год).
Проект «Сахалин-2″ реализуется совместно с Shell [9] (27,5%), Mitsui (12,5%) и Mitsubishi (10%).
Однако экспорт СПГ с завода в общем объеме экспорта «Газпрома» незначителен.
СПГ-завод был запущен более 10 лет назад, и с тех пор «Газпром» больше не вводил новые мощности по производству СПГ.
Вместо того, чтобы диверсифицировать экспорт, «Газпром» остается верен традиционным трубопроводным поставкам, в то время когда мировой газовый рынок активно трансформируется.
Так, например, объем поставок «Газпрома» в Турцию обрушился [10] почти на 70%, в то время как страна увеличивает поставки СПГ.

Мировой рынок СПГ устроен таким образом, что независимо от того, где находятся СПГ-заводы, поставки с них осуществляются по всему миру и в любом случае будут конкурировать с трубопроводным газом.
При этом даже если российский СПГ будет поставляться в Азию, это значит, что поставки туда от других производителей будут перенаправлены в Европу.
Строительство же дорогостоящих протяженных газопроводов за собственный счет, ставит «Газпром» в зависимое положение от партнера.

 

/neftegaz.ru/ [11]