- PRO-ARCTIC - https://pro-arctic.ru -

Санкции промахнулись: Россия продолжит сжижать газ

15 февраля 2019 г, Петр Орехин, gazeta.ru

pic_1369387716

Если иностранные инвесторы из-за американских санкций выйдут из совместных с Россией проектов по сжиженному природному газу, то правительство окажет поддержку этим проектам. В том числе могут быть использованы средства Фонда национального благосостояния. Аналитики пока не видят серьезных угроз для отечественных нефтегазовых компаний, но опасаются, что санкции могут быть распространены на СПГ-проекты и в РФ

Российские власти спокойно отреагировали на очередной американский санкционный законопроект. Его презентовали «большие друзья России» сенаторы Линдси Грэм [1] и Боб Менендес. Ранее они уже вносили пакет с «адскими санкциями», который, правда, остался без движения.

Главным нововведением нынешней законодательной инициативы стало предложение ввести ограничительные меры в отношении проектов в области сжиженного природного газа (СПГ) с российским участием на территории третьих стран.

Инициатива выглядит немного странно с учетом того, что российский бизнес пока не очень активно инвестирует в СПГ-проекты за рубежом.

Таковых считанные единицы. В частности, «Лукойл» [2] участвует в строительстве производства СПГ в Камеруне, «Роснефть» вместе с ExxonMobil [3] работают в Мозамбике. «Газпром» [4] проявлял интерес к Ирану, который, впрочем, и так уже находится под санкциями США.

Директор по исследованиям Vygon Consulting Мария Белова [5]отмечает, что более чувствительными эти ограничения будут для проектов по строительству мощностей по приему СПГ. Это, прежде всего, затронет интересы «Новатэка» [6], участвующего в терминалах в немецком Ростоке и во Вьетнаме. Недружественные шаги США могут помешать компании реализовывать свою стратегию в части продажи производимого в РФ СПГ, считает она.

Речь идет о санкциях против пока несуществующих СПГ-проектов российских компаний за рубежом, которые и так не факт, что реализовались бы. Поэтому данный пункт никаких существенных последствий иметь не будет, говорит директор отдела корпораций рейтингового агентства Fitch [7] Дмитрий Маринченко.

Естественно, новые санкционные угрозы не добавляют оптимизма российскому нефтегазовому бизнесу, но оценить их серьезность можно будет только после появления текста законопроекта в публичном пространстве, добавляет Сергей Капитонов [8], аналитик по газу Центра энергетики Московской школы управления «Сколково».

Он также призывает не забывать и про процедуру прохождения законопроекта. После возможного одобрения в Конгрессе он должен быть подписан президентом Трампом, а это — еще одна большая неопределенность.

Сейчас в России работает два производства СПГ. Первый завод в стране был запущен в рамках проекта Сахалин-2, основным акционером там является «Газпром». Концерну принадлежит 50% плюс одна акция в операторе Sakhalin Energy, у Shell [9] — 27,5 % минус одна акция, у Mitsui — 12,5 %, у Mitsubishi — 10%.

Второй действующий проект — это «Ямал-СПГ». Акционеры — «Новатэк» (50,1 %), Total [10] (20 %), CNPC (20 %) и китайский Фонд шелкового пути (9,9 %).

«Новатэк» работает сейчас надо проектом «Арктик СПГ-2», у «Газпрома» есть пара перспективных проектов: «Балтийский СПГ» и «Владивосток-СПГ», у «Роснефти» [11] в портфеле – «Дальневосточный СПГ».

Все эти проекты стоят вместе десятки миллиардов долларов, и все они так или иначе предполагали участие иностранных партнеров. То, что СПГ вообще стал упоминаться в санкционном дискурсе, тревожит, говорит Дмитрий Маринченко.

«Зависимость России от западных технологий в этой сфере пока не преодолена, и для России важно, что санкции в итоге не распространились на существующие и потенциальные СПГ-заводы в России», — подчеркивает он.

Правительство РФ занимается вопросом импортозамещения в сфере СПГ, но до независимости здесь еще далеко. Вице-премьер Дмитрий Козак [12] в начале февраля этого года поручил Минпромторгу [13]Минэнерго [14] и другим ведомствам до 1 июня 2019 года представить в правительство [15] предложения по стимулированию производства СПГ-оборудования.

Потребность в оборудовании оценивается в 198,8 млрд рублей до 2035 года, отбор и подготовка проектов импортозамещения завершится в 2022 году, говорил ранее глава Минпромторга Денис Мантуров [16].

В четверг первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов [17] также заявил, что правительство поддержит российские СПГ-проекты, если они попадут под новые санкции США.

«Если вдруг санкционный пакет сработает и заработает, если такие решения будут приняты, и вдруг если иностранные инвесторы будут реагировать на эти санкции, я не исключаю, что наш государственный ресурс, в том числе средства Фонда национального благосостояния, как это было в первый раз, вполне могут быть задействованы», — пообещал он, выступая на Российском инвестиционном форуме в Сочи.

По состоянию на 1 февраля 2019 года в ФНБ [18] находилось 3,9 трлн руб. или $59,1 млрд. Живых денег при этом в фонде было $15,4 млрд, 13,6 млрд евро и 2,6 млрд фунтов стерлингов. Этих средств, учитывая высокую капиталоемкость, на все СПГ-проекты очевидно не хватит. Впрочем, большую часть вложат компании. К тому же в этом году ФНБ пополнится примерно на 4 трлн руб., которые были аккумулированы Минфином [19] в рамках бюджетного правила.

Пока в России надеются, что объявленные санкционные инициативы не будут реализованы, а контрагенты РФ не откажутся от сотрудничества.

По мнению главы Минприроды Дмитрия Кобылкина, «арктический СПГ будет очень долго востребован в мире, потому что он находится в естественном природном морозильнике».

«Я не понимаю, как можно заставить не покупать дешевое сырье. Я не думаю, что есть такие державы, которые могут такими решениями просто остановить развитие промышленности той или иной страны. Это, во-первых глупо, во-вторых, не надо себя тешить амбициозными планами, они заблуждаются», — сказал Кобылкин журналистам.