Евгений Амбросов: «Экономические преимущества эксплуатации танкеров на СПГ неоспоримы»
В ходе рабочего визита на Дальний Восток первый заместитель генерального директора ПАО «Совкомфлот» Евгений Амбросов в интервью информационным агентствам рассказал о планах компании по развитию «зеленой» серии судов, работающих на СПГ-топливе
– Евгений Николаевич, строительство судов на «Звезде», наверное, будет стоить дороже, чем на зарубежных верфях?
– Специализацией ССК «Звезда» должно стать создание высокотехнологичных судов с ледовым классом, с особыми характеристиками для эксплуатации в тяжелых климатических условиях. Стоимость производства таких специализированных объектов морского транспорта на любой верфи мира изначально выше в сравнении с обычным конвенциональным тоннажем. «Совкомфлот» традиционно является одним из крупнейших заказчиков российского гражданского судостроения. Мы знаем, что российские судостроители умеют производить качественные изделия мирового уровня. У нас также накоплен большой опыт взаимодействия с крупными иностранными верфями. Всеми нашими знаниями мы, безусловно, делимся со специалистами вновь создаваемых в Приморье отечественных судостроительных мощностей, аналогов которым в России до сих пор не было. И мы рассчитываем на то, что продукция верфи будет конкурентоспособна на рынке. Именно поэтому в сентябре во Владивостоке «Совкомфлот» подписал пакет соглашений, предусматривающий заказ на судостроительном комплексе «Звезда» при финансовой поддержке группы ВЭБ серии крупнотоннажных танкеров, использующих СПГ в качестве основного топлива, с последующей эксплуатацией этих судов на долгосрочной основе в экспортных программах компании ПАО «НК «Роснефть».
Мы поддерживаем верфь «Звезда» в стремлении строить современные суда на СПГ, за которыми будущее торгового судоходства.
– Зачем понадобилось строить флот на СПГ?
– Со вступлением в силу в 2020 году изменений в Международную конвенцию МАРПОЛ по ограничению вредных выбросов суда на СПГ обеспечат экологически безопасную перевозку в регионе Балтийского моря. Эксплуатация танкеров на СПГ существенно уменьшает выбросы вредных веществ в атмосферу: на 100% – оксидов серы (SOx), на 76% – оксидов азота (NOx) и на 27% – углекислого газа (CO2) по сравнению с аналогичными судами, работающими на тяжелом топливе. Экономические преимущества проекта неоспоримы: по нашим расчетам, экономия топлива при эксплуатации танкера на СПГ может составить около 4,5-5 тыс. долларов в сутки. Переход на СПГ-топливо сопоставим с технологической революцией начала XX века, когда мировой торговый флот отказался от использования угля в пользу нефти, мазутов и дизельного топлива. С «Шелл» у нас подписано соглашение о бункеровке серии судов СКФ на газомоторном топливе. Это хороший пример того, как две международные компании делают морское судоходство более безопасным для окружающей среды.
– Кроме «Шелл», ведете ли Вы переговоры с другими компаниями о СПГ-бункеровке?
– Безусловно, мы ведем такие переговоры с крупными нефтяными и газовыми компаниями – нашими клиентами. В их числе российские НОВАТЭК и «Газпром нефть».
– Какое количество танкеров для перевозки нефти и нефтепродуктов, работающих на СПГ-топливе, будет в составе флота СКФ в будущем?
– До 2030 года в наших планах увеличить количество танкеров на СПГ-топливе до десяти единиц. Фактически эти суда постепенно станут ядром «зеленого» флота СКФ, значительная доля которого будет построена в России.
– Компания называла 2017 год самым тяжелым для танкерной отрасли. Ожидаете ли Вы улучшения на фрахтовых рынках в этом году?
– С учетом того, что большую часть года мы отработали, можно констатировать, что в 2018 году крайне неблагоприятная конъюнктура танкерного рынка сохранилась, а негативные тенденции только усилились. Фрахтовые ставки на конвенциональные суда упали до самых низких за последние четверть века значений. В отдельных сегментах их уровень снизился более чем на 50% по сравнению с аналогичными показателями 2017 года. При этом все без исключения танкерные судовладельцы испытывают на себе это негативное влияние рыночной конъюнктуры. Вместе с тем благодаря действующей стратегии нашего предприятия, предусматривающей приоритетное развитие индустриальных сегментов бизнеса, то есть участие флота компании на долгосрочной основе в транспортно-логистическом обеспечении крупных нефтегазовых проектов, таких как «Сахалин-1» и «Сахалин-2», «Варандей», «Приразломное», «Ямал СПГ», «Новый Порт», нам во многом удалось нивелировать негативные рыночные тенденции. Мы сохраняем определенный осторожный оптимизм относительно прогнозов развития танкерного рынка в 2019 году.