Жёсткие стандарты безопасности

Арктический регион требует особого подхода к ведению нефтегазовой деятельности в условиях хрупкой экологии и сурового климата Ким Коуд, вице-президент по техническим и производственным вопросам концерна Shell в России.

Нефтегазовые запасы Арктики разрабатываются на протяжении десятилетий, однако человечеству ещё многое предстоит сделать, чтобы открыть энергетические кладовые для будущих поколений. Российская Федерация является одним из крупнейших в мире обладателей запасов углеводородного сырья, сосредоточенных в арктических морях. Большая часть запасов газа в Арктике принадлежит именно ей.

Россия – страна стратегического значения для развития бизнеса Shell. Концерн уже инвестировал в энергетический сектор российской экономики миллиарды долларов. Специалисты компании постоянно изучают потенциальные возможности для расширения нефтегазовой деятельности в нашей стране. Сегодня компания заявляет о своей заинтересованности в работе в российском секторе арктических морей – вместе с компаниями-лидерами нефтегазовой промышленности России. Сможет ли концерн обеспечить защиту уязвимой экологии русской Арктики? Будет ли достаточно для этого уже существующих технологий? На эти и другие вопросы нашего корреспондента отвечает вице-президент по техническим и производственным вопросам концерна Shell в России Ким Коуд.

– Ким, расскажите, пожалуйста, на каких принципах основана работа концерна в этом сложном регионе?

– Начиная с 1918 г., когда геологи Shell приступили к поискам нефти на Аляске, подход компании к разведке и добыче нефти и газа в Арктическом регионе базировался на принципах экологической ответственности и применения самых передовых технологий. Недавно нами были разработаны – и продолжают разрабатываться – крупномасштабные совместные проекты с нашими партнёрами в Норвегии, России, Казахстане и Гренландии.

Мы сотрудничаем с коренными малочисленными народами, учёными, представителями органов управления регионов и отраслевыми ассоциациями. Это позволяет нам своевременно выявлять и устранять факторы, вызывающие обеспокоенность тем как мы ведём работы, и понять, каким образом мы можем наиболее эффективно заниматься разработкой ресурсов региона, исходя из принципа экологической ответственности.

Арктика представляет собой территорию долговременного роста для нефтегазовой промышленности. Работы по добыче нефти и газа в этом регионе уже активно ведутся, и ещё большие объёмы нефти и газа только предстоит добыть. Для того чтобы обеспечить экологически ответственное освоение ресурсов региона, этот процесс должен быть медленным и поэтапным.

– Чем руководствуется концерн, выстраивая стратегию компании по освоению углеводородных ресурсов в Арктическом регионе?

– Правительства стран, присутствующих в Арктике, несут ответственность за создание правовой базы, необходимой для защиты окружающей среды (например, обеспечивающей проведение оценки воздействия на окружающую среду, контроль над загрязнением, проведение аварийных работ, организацию охраняемых территорий). Межправительственный «Арктический Совет», объединяющий 8 стран, включая Россию, является признанным форумом для выработки консенсуса в отношении защиты окружающей среды Арктики. Разработанное им «Руководство по добыче нефти и газа на арктическом шельфе» содержит рекомендации по применению самых передовых методов добычи для приарктических стран.

Большая роль в выработке стандартов и проведении консультаций со всеми заинтересованными в освоении Арктики сторонами принадлежит компаниям отрасли. Мы считаем, что сотрудничество арктических стран, особенно в том, что касается научных исследований и планирования, способно обеспечить применение ими одинаковых стандартов устойчивого развития. Эффективное управление на основе учитывающих арктические условия международных стандартов и адаптированных национальных нормативных документов является важным условием для снижения рисков и обеспечения безопасного и надёжного развития на основе принципов экологической ответственности.

В наших программах по предупреждению, локализации и ликвидации аварийных разливов нефти нашли отражение наилучшие мировые практики, годы подготовки и изучение обстоятельств таких происшествий, как авария на управляемой BP нефтяной платформе Deepwater Horizon в 2010 г. Наша компания продолжает разработку новых технологий и реализацию новых совместных проектов с другими компаниями в целях укрепления потенциала эффективного противостояния нефтяным разливам.

– Извлёк ли концерн какие-либо уроки из случившегося тогда?

– Наша компания работает на глубоководных участках Мексиканского залива вот уже более 30 лет без единого серьёзного происшествия или разлива нефти на морской скважине. Shell является вторым крупнейшим в мире производителем углеводородного сырья на глубоководном шельфе и единственной международной нефтяной компанией, работающей на глубоководных месторождениях пяти континентов.

Мы уверены в своей компетентности и действенности наших методов. Тем не менее, готовы учитывать опыт аварии на платформе Deepwater Horizon, чтобы снизить риск возникновения подобной ситуации в будущем. Сразу после разлива в концерне были приняты срочные меры по повышению безопасности наших работ во всём мире: критически пересмотрены методы ведения производственных работ, частота испытаний, учебные протоколы и процедуры обеспечения безопасности.

В марте 2011 г. Shell стал первой нефтегазовой компанией, получившей разрешение на бурение новой разведочной скважины в Мексиканском заливе, со времени аварии на Deepwater Horizon в апреле 2010 г. Это означает признание эффективности нашего подхода к безопасности, основанного на жёстких мировых стандартах и практиках.

– Как строится работа компании, когда она приступает к реализации нового проекта в регионах с уязвимыми экосистемами?

– В Shell существует чётко определённая последовательность действий, направленных на уменьшение степени воздействия на окружающую среду. В концерне создана сильная и ответственная культура безопасности. Наш главный принцип – «Цель – Ноль»: никакого вреда людям и окружающей среде. Перед тем как приступить к работам по реализации крупных проектов, мы проводим оценку воздействия на окружающую среду и общество, принимая во внимание коммерческие и технические аспекты, что помогает управлять потенциальными рисками и грамотно использовать открывающиеся возможности. В рамках новых проектов изучаем особо уязвимые области на ранних этапах, чтобы защитить богатые экосистемы.

В рамках новых проектов в регионах с особо уязвимыми экосистемами мы делаем всё, чтобы этот процесс начался как можно раньше. Сотрудничаем с экспертами и коренным населением, чтобы как можно лучше понять взаимодействие между экосистемами и обеспечением жизнедеятельности общин. На основе этого понимания мы совместно разрабатываем планы сохранения биоразнообразия, обеспечивающие защиту природы и источников существования местного населения.

В каждом из регионов, в котором мы начинаем работать, специалисты концерна проводят комплексные исследования: изучают вопросы зоологии, бентическую среду и свойства водной толщи, включая пищевые сети, поддерживающие жизнь морских млекопитающих, берут пробы донных осадков. Всё это позволяет нам получить глубокое понимание существующей экосистемы.

На протяжении свыше 50 лет работы на Аляске нами пробурены и эксплуатировались скважины без каких-либо значительных инцидентов. А в России у оператора проекта «Сахалин-2» компании «Сахалин Энерджи», в которой Shell принадлежит 27,5%, большой опыт предотвращения разливов нефти. С начала добычи нефти в 1999 г. и до настоящего времени в рамках проекта не было зарегистрировано ни одного разлива нефти и нефтепродуктов, который можно было квалифицировать как чрезвычайную ситуацию. Однако компания постоянно поддерживает готовность к ликвидации аварийных разливов нефти суше и на море.

«Сахалин Энерджи» активно принимает участие в различных экологических инициативах: в декабре 2008 г. она стала лауреатом премии «Лучший экологический проект года» с программой по защите охотско-корейской популяции серых китов. Эта программа реализуется компанией в целях минимизации воздействия работ на этих морских млекопитающих, которые находятся под угрозой исчезновения и занесены в Красную книгу. В рамках проекта «Сахалин-2» мы также применяем многоуровневую систему управления скважинами, направленную на минимизацию рисков: отказ любого устройства не должен привести к выбросу (неконтролируемому увеличению уровня нефти или газа при высоком давлении). Регулярно проверяем и тестируем эти предохранительные устройства.

– Сотрудничает ли Shell с исследовательскими организациями в рамках проектов по изучению воздействия нефтегазовых проектов на окружающую среду региона?

– Начиная с 70-х годов прошлого века, в Арктическом регионе проведены тысячи независимых научных исследований. При поддержке со стороны таких компаний как Shell их число с каждым годом будет всё возрастать. Тем самым будет создаваться более полная научная картина Арктики – одного из самых уникальных регионов планеты. Мы работаем в партнёрстве с ведущими организациями по охране окружающей среды, чтобы поддержать усилия по защите природы и способствовать улучшению стандартов и практик управления экологической обстановкой в энергетическом секторе. В 2010 г. мы участвовали более чем в 30 проектах со Всемирным союзом охраны природы (International Union for Conservation of Nature – IUCN), Международной организацией по охране водно-болотных угодий (Wetlands International), Институтом охраны природы и вахты Земли (The Nature Conservancy and Earthwatch). Эта работа включала действия по сохранению водно-болотных угодий в районе Мексиканского залива, разработку силами ряда отраслей плана освоения Арктики на основе принципа экологической ответственности.

Результаты масштабной научно-исследовательской программы, проведённой совместно с институтом SINTEF (Фонд научных и промышленных исследований) в Норвегии, показали, что существует целый ряд методов эффективного удаления нефтяных пятен во льдах. К ним относятся сжигание нефти на месте; применение дисперсантов; и механический сбор нефти с использованием сдерживающих бонов и скиммеров, собирающих нефть с поверхности.

– Как Вы оцениваете потенциальные риски аварийных разливов при реализации арктических проектов? Что делает концерн, чтобы избежать в этом регионе аварий, подобных катастрофе 2010 г. на платформе BP в Мексиканском заливе?

– Предупреждение, локализация и ликвидация аварийных разливов нефти являются ключевыми приоритетами для Shell. Наш подход полностью базируется на таких принципах, как предотвращение любых инцидентов, способных вызвать загрязнение, независимо от самых суровых условий работы. Сюда входит проведение профилактических работ, инспекций и испытаний критичных, с точки зрения обеспечения безопасности, систем с тем, чтобы убедиться в их соответствии обязательным производственным стандартам.

Наши программы предупреждения, локализации и ликвидации аварийных разливов нефти основаны на многолетней подготовительной работе и результатах научных исследований. Мы продолжаем разрабатывать новые технологии самостоятельно и в рамках совместных международных проектов с тем, чтобы укрепить наши возможности эффективного реагирования на разливы нефти.

В концерне Shell применяется многоуровневая система управления скважинами, направленная на минимизацию рисков: отказ любого устройства не должен привести к выбросу (неконтролируемое резкое повышение уровня нефти или газа при высоком давлении). Мы регулярно проверяем и тестируем эти предохранительные устройства. В России, в рамках реализации «Сахалин-2», политика в области охраны труда, окружающей среды и техники безопасности оператора проекта «Сахалин Энерджи» основана на принципах концерна Shell. В соответствии с лучшими международными отраслевыми стандартами и требованиями российского законодательства, «Сахалин Энерджи» разработала планы по ликвидации аварийных разливов нефти для каждого из своих морских и сухопутных объектов. Все планы были одобрены на местном, региональном и федеральном уровнях. «Сахалин Энерджи» уже выполнила 600 тренингов по ликвидации аварийных разливов нефти с применением специального оборудования и при задействовании всех департаментов компании.

Мы продолжаем разрабатывать новые технологии, в том числе при участии наших партнёров по отрасли, с тем чтобы уменьшить воздействие на окружающую среду, повысить нашу готовность к борьбе с разливами нефти – как бы ни мала была вероятность, что такое событие произойдёт – и повысить безопасность ведения работ в ледовых условиях. Shell поддержала совместный проект компаний отрасли, завершивший в 2010 г. самую комплексную из когда-либо проводившихся исследовательских программ изучения вопросов предотвращения и ликвидации разливов нефти в Арктике и акваториях с ледовым покровом. Мы также играем ведущую роль в новом совместном отраслевом проекте, направленном на повышение наших возможностей по обеспечению готовности к круглогодичному реагированию на разливы нефти в Арктическом регионе.



Print This Post Print This Post
©2024 Pro-arctic.ru