Образование и кадровый потенциал Арктической зоны РФ

e9s2

Проблемы социально-экономического развития муниципальных образований Арктической зоны РФ (далее АЗРФ) привели к ряду негативных последствий. В первую очередь, произошел значительный отток населения в другие регионы, в т.ч. с более благоприятными климатическими условиями. Некоторый отток родившейся на Севере молодежи «на материк» наблюдался и в советское время, однако после 1992 г. он стал массовым – выпускники школ поступали в учебные заведения в других городах и не возвращались после их окончания домой. Причина — отсутствие привлекательности для проживания в приарктических регионах и удаленность от крупных социально-культурных центров. Несмотря на практико-ориентированные алгоритмы, образовательная среда не вполне актуализируется к реалиям, и выпускники учебных заведений не обладают необходимыми компетенциями. Это касается не только тех, кто работает как наемный работник, но и тех, кто хочет начать свое дело и стать предпринимателем.

 

Несмотря на динамику в развитии макрорегиона, в Арктике практически нет по-настоящему инновационных, наукоемких и высокотехнологических производств, основанных не на извлечении и переработке полезных ископаемых, а на производстве товаров или оборудования. Победителями проводимых конкурсов стартапов всех видов крайне редко бывают участники, ведущие деятельность в АЗРФ – отсутствие социального развития делает Арктику малопривлекательной для малого и среднего предпринимательства и частной инициативы, и вкладывать в них средства нерентабельно.

До сих пор для бизнеса, ведущего хозяйственную деятельность в АЗРФ, не предусмотрено реальных льгот или преференций. Нет их и в ФЗ «Об Арктической зоне РФ» в редакции 2016 г., хотя предложения в этой тематике направлялись в Правительство РФ неоднократно, в т.ч. от Российского союза промышленников и предпринимателей. В АЗРФ отсутствуют даже районы с льготным режимом предпринимательства, а создаваемые территории опережающего развития расположены только в Республике Саха (Якутия). Ряд предложений Правительства РФ только усугубляют ситуацию. В 2014 г. Минтруд предложил ликвидировать «полярки», являющиеся по сути последним экономическим стимулом для работников Крайнего Севера. В 2016 г. ряд арктических муниципалитетов попал в список территорий, где предлагается ликвидировать системный северный завоз. Для бизнеса очень важна стабильность законодательства, не менее важно будут ли в обозримом будущем северные льготы у малого и среднего предпринимательства и что может заставить муниципалитеты повернуться лицом тем, кто хочет открыть собственное дело.

По ряду опросов 20-25% предпринимателей АЗРФ связывает развитие своего бизнеса с Севморпутем, развитие которого провозглашено в виде национальной идеи, но реальных сдвигов в рабочем темпе не так много. В настоящее время реализовать масштабные планы увеличения перевозок по этой трассе до 50 млн. т. невозможно — экономический спад, хроническое недофинансирование и коррупция откладывают надежды на увеличение товарооборота в АЗРФ на 2030 г. вместо 2020-2025 гг.

Все это влияет и на выбор молодежи не в пользу северных регионов. Гораздо проще и выгоднее открыть собственное дело в Петербурге, Красноярске или Краснодаре.

Настороженность вызывает и ситуация с государственной поддержкой региональных вузов. Научно-образовательными точками роста, расположенными в АЗРФ, по праву считаются Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова (СВФУ) и Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова (С(А)ФУ). Однако в рейтингах вузов, составленных на основе ряда статистических показателей, арктические учебные заведения занимают позиции ближе к середине списка и ниже. Так, согласно «Рейтингу вузов РА «Эксперт» — 2016» СВФУ занимает 45 место (58 в 2015 г.), а САФУ даже не попал в ТОП-100, при этом в 2015 г. занимал 94 место, а в 2014 – 90. Другие региональные вузы АЗРФ в сотню лучших не вошли. Из региональных неарктических вузов кадры для Арктики готовят многие, в т.ч. Сибирский федеральный университет (СФУ, 15 место в 2016 г.) и Дальневосточный федеральный университет (36 место). Опыт показывает, что именно инженерный корпус является ядром кадрового потенциала инновационного развития. Инженерное образование для нужд Арктики находится в медленном становлении, но это уже вызывает надежду.

Рассматривая проблемы привлечения молодежи в АЗРФ в более глобальном масштабе можно констатировать одно – интерес к Арктике нужно также и прививать, вести пропаганду особого колорита жизни на Севере, показывать возможности профессионального роста, в т.ч. у студентов и школьников во внеучебное время. К примеру, такую деятельность в Санкт-Петербурге ведет Арктический молодежный центр компетенций под патронажем Арктической академии наук.

Арктические проекты нового витка освоения территорий требуют, в основе своей, специалистов по нефти, газу, металлургии, строительству, развитию военной инфраструктуры. Другие экономические направления развиваются крайне неравномерно и слабо в связи с перекосом экономик приарктических регионов в сторону добычи минерально-сырьевых ресурсов. Этот фактор, а также и множество других накладывают свой отпечаток и на предпринимательский климат в арктических муниципалитетах.

По итогам многочисленных опросов и фокусированных интервью, проведенных в гг. Апатиты, Архангельск, Норильск и других, в представлениях молодежи до 22 лет занятие малым и средним бизнесом является очень привлекательным видом деятельности, однако, старшеклассники и студенты не знают как начать свое дело и мало владеют актуальной информацией о том, какую поддержку для своего бизнеса они могут получить в своем городе. Поэтому само участие в предпринимательской деятельности выпускники представляют себе сначала с трудоустройства в организации и предприятия малого и среднего бизнеса, а получив опыт будут готовы открыть собственное дело.

Особенности ведения предпринимательской деятельности в Арктической зоне РФ, знания и навыки, необходимые выпускникам учебных заведений.

Масштабы хозяйственной деятельности России в Арктике значительно превосходят показатели других приарктических стран. Это в равной степени относится к масштабным мегапроектам, а также к инфраструктурной и вспомогательной деятельности, которую в основе своей выполняют малые и средние предприятия. Но именно малый и средний бизнес, не имеющий достаточных ресурсов, испытывает повышенные трудности ведения своего дела. В числе таковых:

  • Усложненная логистика по доставке товаров (грузов) в труднодоступные и удаленные территории, оторванные от транспортных систем.
  • Зависимость жизнеобеспечения и хозяйственной деятельности собственного бизнеса от завоза топлива, продуктов и иных товаров из других регионов и стран.
  • Более жесткая рыночная конкуренция, чем «на материке» в связи с тем, что большинство территорий АЗРФ находится в демографической стагнации или падении численности населения, что прямо пропорционально покупательской способности территории.
  • Отсутствие явных «лакун» в рыночных нишах, а открытие нового направления, например, в торговле или в сфере услуг, может грозить высокими финансовыми и организационными рисками.
  • Специфичность и узость рынка труда, что характеризуется отсутствием свободных специалистов многих профилей на территориях.
  • Низкая трудовая мотивация работников в связи с достаточно низким уровнем безработицы и отсутствием конкуренции на рынке труда.

Интенсификации процессов пространственно-территориального развития Арктической зоны России требует постоянного потока финансовых средств, в т.ч. для проектов малого и среднего бизнеса. Бизнес-сообщества северных территорий сегодня как никогда нуждаются в развитой инфраструктуре для организации, совершенствования и роста своего бизнеса, но не имеют возможности инвестировать в её развитие достаточные средства. Отток капитала на материк, высокие процентные ставки по банковским кредитам, недостаточные суммы государственного микрофинансирования, особенности финансового и трудового законодательства – факторы, которые необходимо учитывать начинающим и действующим бизнесменам. Соответственно, появляются потребности в особых знаниях:

  • Бухгалтерский учет: компенсационные выплаты, «полярки», северные коэффициенты, амортизационные отчисления и т.д.
  • Финансовые инструменты: кредитование и лизинг, постоянный поиск резервов в работе всего предприятия.
  • Трудовые ресурсы: механизмы привлечения квалифицированных мигрантов в экономику АЗРФ, состояние здоровья работающих в связи с состоянием производственной и внешней среды, гигиена труда в особых условиях, в т.ч. полярных дня и ночи и т.д.

Начинающие собственное дело должны обладать знаниями о комплексном действии факторов т.н. «северного удорожания», которое является специфичным только для территорий АЗРФ:

  • Повышенная стоимость трудовых ресурсов (зарплаты, налоги, отчисления в фонды).
  • Повышенная стоимость основных фондов, их ускоренный износ и более краткие сроки замены.
  • Инфраструктурные издержки, в том числе повышенные транспортные расходы в ряд регионов, доступных только авиационным транспортом.
  • Повышенные экологические издержки в т.ч. в связи с суровыми климатическими условиями и особенностями законодательства.
  • Повышенные издержки, связанные с социальными обязательствами перед работниками, неразвитостью коммунальной и инженерной инфраструктуры.
  • Повышенные риски возникновения чрезвычайных техногенных и природных ситуаций и затраты на их уменьшение, предотвращение или ликвидацию.
  • Монопрофильность ресурсных производств, вызывающая зависимость бюджетов муниципалитетов от эффективности деятельности одного или нескольких крупных хозяйствующих субъектов и изменений цен мировых рынков сырья.
  • Зависимость малого и среднего предпринимательства чаще всего от крупных градо- или системообразующих для региона (территории) предприятий.
  • Зависимость от северного завоза (стоимость доставки, краткосрочный период летней навигации).

Варианты решения проблем развития предпринимательства.

Для обеспечения системного развития Арктики как интегрированной части России необходимо сформулировать, запланировать и реализовать комплекс экономических стимулов, направленных на формирование, обучение и воспроизводство новых трудовых ресурсов для новых арктических проектов. В число механизмов повышения профессиональной компетенции студентов и выпускников могут входить:

  • Создание «Арктических» кафедр или факультетов в вузах «на материке», как региональных, так и столичных, готовящих специалистов для работы в условиях Крайнего Севера.
  • Создание и реализация программ профориентация для ведения предпринимательства в условиях Крайнего Севера. Это могут быть профильные экономические классы, по аналогии с техническими классами «Норникеля» в Красноярске.
  • Проведение в университетах выездных Арктических молодежных бизнес-школ.
  • Внедрение новых моделей обучения в виде практических надстроек над теоретическими программами.
  • Организация и проведение производственных практик на предприятиях, ведущих хозяйственную деятельность в АЗРФ.
  • Пропаганда предпринимательства у старшеклассников и студентов.

Таким образом выпускники с дополнительной подготовкой будут иметь большую вероятность трудоустройства по профилю подготовки в будущем на предприятия малого и среднего бизнеса и больший шанс открыть собственный успешный бизнес.

Повышение предпринимательской активности населения является фактором снижения уровня безработицы, социальной напряженности и роста уровня доходов населения Арктики. В арктических муниципалитетах реализуются программы подготовки будущих предпринимателей на базе фондов поддержки предпринимательства, однако, они носят более общий характер, чем необходимо для открытия реального собственного дела. Необходимо расширение мер стимулирования развития предпринимательства, в т.ч.:

  • Открытие бизнес-инкубаторов в городах численностью от 50 тыс. чел.
  • Развитие программ социального предпринимательства совместно с крупными компаниями, ведущими хозяйственную деятельность в АЗРФ.
  • Проведение действующими предпринимателями семинаров и курсов по повышению мотивации к предпринимательской деятельности населения АЗРФ, в т.ч. коренных народов применительно к конкретной территории.
  • Менторство начинающих предпринимателей со стороны действующих, ведущих эффективный бизнес.
  • Создание системы запросов в учебные заведения регионов и городов АЗРФ о компетенциях будущих молодых специалистов от компаний, ведущих хозяйственную деятельность.
  • Принятие региональных законов о социальной привлекательности рабочих мест.

Особое внимание необходимо уделить научному обоснованию развития предпринимательства в Арктике. Научная деятельность, касающаяся Арктики, должна иметь практическое значение: воплощаться в конкретных необходимых технологиях и алгоритмах, а не измеряться только количеством научных публикаций. Необходима активизация научно-исследовательской деятельности, расширение количества и повышение качества научных прикладных исследований (НИР) в области экономики и предпринимательства, проводимых именно в арктических муниципалитетах, а не удаленно в Москве и других городах. В настоящее время фундаментальных трудов по экономике в АЗРФ крайне мало. Всемирно известен как выдающийся специалист в сфере разработки программ регионального развития Сибири, Дальнего Востока, Севера и Арктики академик А.Г. Гранберг, разработавший в советское время ряд моделей экономического развития территорий. В настоящее время можно выделить работы д.г.н., профессора, директора Центра экономики Севера и Арктики СОПС А.Н. Пилясова и его коллектива.

Практические шаги развития научно-образовательной среды в Арктике уже есть. Так в июне 2016 г. в г. Архангельске на базе С(А)ФУ состоялось историческое событие – подписание соглашения о создании Национального арктического научно-образовательного консорциума, в который вошли 14 участников.

Необходима также разработка федеральной программы мер социально-экономического и законодательного обеспечения деятельности в АЗРФ, направленных на снижение оттока населения из арктических и приарктических районов РФ, осуществляемых в т.ч. на основе государственно-частного партнёрства:

  • Совершенствование системы государственных гарантий и компенсаций для эффективного социально-экономического развития регионов и муниципалитетов.
  • Обеспечение роста реальных доходов с учетом инфляции и высокой стоимости жизни в Арктике.
  • Улучшение жилищных условий, строительство нового жилья для молодых специалистов.
  • Интеграция коренных малочисленных народов Севера в единое экономическое пространство Арктики.
  • Введение специального налогового режима для субъектов малого и среднего предпринимательства, зарегистрированных и осуществляющих коммерческую деятельность в АЗРФ.

Такой комплексный подход обеспечит не только развитие традиционной для АЗРФ добывающей экономики, но и отраслей сельского хозяйства и агропромышленного комплекса, сферы туризма, дорожного и иного гражданского строительства, развития социальной инфраструктуры, жилищно-коммунального комплекса. Появятся и новые экономические драйверы, требующие специалистов высокого уровня: пищевое производство, инновационные технические предприятия, транспорт и его обслуживание, экология, связь и IT. Это позволит нейтрализовать сложившийся в сторону добычи и переработки полезных ископаемых перекос, создавать «альтернативную» экономику АЗРФ, вернуть молодежь в Арктику и повысить их компетенции как руководителей бизнеса.

Автор: Федотовских Александр Валентинович к.э.н., профессор РАЕ,  член Президиума Координационного совета по развитию Северных территорий и Арктики РСПП, член рабочей группы «Социально-экономическое развитие» Государственной комиссии по вопросам развития Арктики.

 



Print This Post Print This Post
©2024 Pro-arctic.ru