- PRO-ARCTIC - https://pro-arctic.ru -

Норвежский эксперт: запасы нефти в Баренцевом море могут оказаться больше ожидаемых

372a58_neft [1]

Запасы пока что не открытых месторождений нефти в Баренцевом море могут оказаться существенно больше, чем ранее полагали эксперты, и исчисляться многими миллиардами баррелей. Об этом Норвежской вещательной корпорации заявил глава международного отделения национальной нефтегазовой компании Кувейта Kuwait Petroleum Corporation Кристиан Крокенес.

«Если все расчеты верны и все факторы неопределенности разрешатся в нашу пользу, то речь идет о миллиардах баррелей нефти. Для сравнения, на крупнейшем норвежском месторождении «Статфьорд» с конца 1970-х годов было добыто 5 млрд баррелей», — сказал он.

Приграничные углеводороды

Согласно усредненным оценкам Норвежского нефтяного директората, неразведанные запасы нефти и газового конденсата в норвежской части моря составляют порядка 3,6 млрд баррелей, газа — около 825 млрд кубометров. Суммарно это чуть меньше половины от общего объема неразведанных запасов углеводородов на шельфе Норвегии. Эти данные учитывают запасы южной части отошедшей Норвегии половины «серой зоны» Баренцева моря, где пока только проводятся сейсмические исследования. Крупные месторождения нефти, по словам Крокенеса, могут быть обнаружены и там. На это указывают результаты проводившейся в последние несколько лет объемной сейсморазведки.

«Новая технология позволяет получить куда более подробную картину. Мы видим много крупных участков на сравнительно небольшой глубине с нефте- и газоносными пластами. В том числе и у норвежско-российской делимитационной линии на юго-востоке (норвежской части) Баренцева моря, — рассказал эксперт. — Раньше считалось, что там сосредоточены преимущественно запасы газа, однако новые данные свидетельствуют о возможности наличия нефти. Это серьезно повысит коммерческую привлекательность месторождения, которое может быть открыто в этом районе».

В 2010 году Россия и Норвегия официально подписали договор о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном ледовитом океане. Так называемая «серая зона» Баренцева моря площадью в 175 тыс. кв. км была разделена странами на две равные по площади части, что положило конец 40-летнему территориальному спору, не позволявшему вести в данном районе нефтеразведку. Согласно положениям договора, нефтегазовые запасы бывшей «серой зоны», лежащие на линии границы, должны будут разрабатываться совместно.

Statoil не дремлет

По возможностям обнаружения новых крупных месторождений Баренцево море является наиболее перспективным на шельфе Норвегии. Государственный нефтегазовый концерн Statoil в следующем году пробурит в Баренцевом море 5-7 разведочных скважин и намерен уделять повышенное внимание бывшей «серой зоне».

Участки, расположенные внутри нее, впервые были поделены между нефтегазовыми компаниями в этом году по итогам 23-го раунда распределения лицензий на право разработки норвежского шельфа. В нем участвовали дочерние структуры российских «Роснефти» и «Лукойла» и подконтрольная российскому бизнесмену Михаилу Фридману DEA Norge AS.

DEA и LUKOIL Overseas North Shelf AS получили доли в 2 и 1 лицензии, соответственно, причем «дочка» «Лукойла» стала партнером Statoil и норвежской Det Norske («Дет ношке») на участке, прилегающем к линии российско- норвежской границы. Statoil получила доли в пяти баренцевоморских лицензиях.

Заманчивая Арктика?

Пока что в норвежской части Баренцева моря действует лишь одно месторождение нефти — «Голиаф», где добыча началась этой весной. Его оператором выступает итальянская ENI («ЭНИ»), которая рискует не окупить колоссальные инвестиции в проект (порядка 6 млрд долларов) из-за постоянных инцидентов и падения нефтяных цен. Запасы «Голиафа» оцениваются в 180 млн баррелей нефти.

Единственное действующее газовое месторождение — «Снёвит» («Белоснежка»). На разных стадиях реализации находятся еще несколько проектов. Всего с 2000 года в норвежской части моря было пробурено более 70 скважин, запасы обнаруженных за этот период месторождений составляют порядка 180 млн баррелей нефтяного эквивалента, однако основная часть приходится на газ.

Проблемы для компаний создает высокая стоимость реализации проектов в Арктике, большие расстояния и сравнительно малоразвитая инфраструктура. Ситуация существенно осложнилась после обвала цен на углеводороды. Однако еще до падения цен многочисленные сложности и высокие издержки вынудили «Газпром» и его партнеров, которыми выступали Statoil и французская Total («Тоталь»), отказаться от первоначальных планов по освоению Штокмановского газоконденсатного месторождения в российской части Баренцева моря.

Хотя, по словам Крокенеса, открытие крупного месторождения существенно повышает шансы на его успешную разработку. Пример гигантского по своим запасам Штокмана (3,9 трлн кубометров газа) говорит о том, что даже в этом случае судьба проекта может оказаться сложной. При этом крупное нефтяное месторождение для игроков отрасли будет более привлекательным, чем газовое.

Экологические тиски

Еще одна проблема, на которую сегодня обратил внимание глава Министерства нефти и энергетики Торд Лиен, заключается в том, что перспективы освоения углеводородных богатств Арктики в целом, и Баренцева моря в частности, омрачается необходимостью борьбы с глобальным потеплением.

«Парижское соглашение по климату диктует необходимость принимать дорогостоящие и строгие меры по сокращению выбросов парниковых газов. Это означает, что доходность как компаний-потребителей, так и производителей энергии (и энергоносителей) будет падать», — заявил он Норвежскому телеграфному бюро.

Министр подчеркнул, что добыча на многих старых месторождениях на норвежском шельфе может быть остановлена раньше, чем планировалась, так как они перестанут окупаться после введения новых «зеленых» налогов.

Против новых проектов, в особенности в Арктике, активно возражают многочисленные природоохранные организации. В опубликованном на этой неделе докладе одной из них — Oil change international («Ойл чейндж интернэшнл») — говорится о том, что не допустить увеличения средней температуры Земли более чем на 2 градуса к концу века можно будет, только полностью остановив введение в строй новых месторождений нефти и газа, а также угольных шахт.

/tass.ru/ [2]