- PRO-ARCTIC - https://pro-arctic.ru -

Мурманская и Магаданская области. Экономическое развитие удалённых ресурсных территорий.

Олег Андреев, старший специалист Баренц центра социальных исследований, профессор социологии филиала Балтийского института экологии,
политики и права (Петербург–Мурманск);

Веса Раутио, исследователь Пан-европейского института университета
Турку (Финляндия);

Джон Раунд, лектор университета Бирминген (Великобритания);

Маркку Тюккюлайнен, профессор географии университета
Восточной Финляндии (Йоенсуу).

В статье рассматривается социально-экономическое развитие двух северных периферийных территорий России: Мурманской и Магаданской областей. Сразу после окончания Второй мировой войны эти богатые природными ресурсами регионы были быстро заселены и индустриализированы с целью снабжения советской экономики природными ресурсами. В те времена люди, которые жили и работали в суровых климатических условиях в удалённых районах, считались национальными героями, работающими на благо страны. Однако после развала Советского Союза преобладающим стало мнение, озвученное известным политиком того времени Егором Гайдаром: население на Севере России заметно доминирует в структуре нового государства, что обуславливает значительные расходы для бюджета, нежели вносит вклад в экономику страны. Несмотря на стремительный рост экономики РФ после кризиса 1998 г., социально-экономическое благосостояние российской периферии не улучшилось. Например, некоторые области на Севере России и сегодня всё ещё вынуждены бороться с многочисленными структурными проблемами без какой-либо поддержки со стороны государства.

Murmansk_i_Magadan_x660 [1]

Рис 1. Мурманская и Магаданская области.

Постсоветский период в Мурманской области.

Изменение российского социума привело к серьёзным структурным проблемам в северных регионах России, которые проявились в социально-экономической нестабильности 90-х годов прошлого века. Города, расположенные в щедро наделённых природными ресурсами областях на Севере страны, как правило, зависели от деятельности градообразующего предприятия.

Несмотря на то, что северные регионы играют важную роль в российском экспорте, они зачастую сталкиваются с серьёзными проблемами в социально-экономической сфере. Мурманскую область можно смело назвать детищем советского периода. Порядка 90% населения – городское. Большая часть инфраструктуры была создана с прицелом на развитие рыбной, горной и металлургической промышленности.

Одним из важных аспектов функционирования советской системы было сближение городского и сельского населения. Например, в Мурманской области даже традиционные для региона рыбная и оленеводческая деятельности высоко централизованы, что является существенным отличием от экономического уклада соседних стран (Финляндии и Норвегии). Более того, Мурманск всегда был важным военным форпостом на Севере страны. На территории области вдоль побережья Баренцева моря расположено большое количество военных баз.

В начале 90-х годов прошлого века стало очевидно, что структура экономической системы на Севере страны, сформированная в советские времена, не была сфокусирована на показателях эффективности и целесообразности, а также не учитывала необходимость защиты окружающей среды. После развала СССР упадок внутреннего рынка, рост инфляции, поглотившей сбережения потребителей, социальная нестабильность привели к негативным процессам, о наличии которых люди в Советском Союзе не знали на протяжении последних десятилетий.

В период с 1989 г. по 2006 г. население Мурманской области сократилось почти на четверть, главным образом из-за миграции населения на юг. Однако некоторые районы продемонстрировали относительно стабильные показатели развития, что частично объяснялось способностью градообразующих предприятий выплачивать заработные платы, а отток населения отчасти облегчил существующие в них социальные проблемы.

До перестройки сырьевая промышленность (нефтяная, газовая и горная) была частью советской системы и не подчинялась международным рыночным стандартам. В СССР не уделялось должного внимания достижению высоких показателей энергоэффективности производственных мощностей, снижению уровня загрязнения окружающей среды, качеству выпускаемой продукции, гибкому управлению. Спустя два с половиной десятилетия после начала перестройки, наследие советской эпохи всё ещё даёт о себе знать в производственной практике ряда предприятий на Севере России.

Несмотря на тяжёлые экономические условия, экологическую ситуацию и суровый климат, многие жители региона не спешили покидать Мурманскую область, что объясняется относительно высокой заработной платой по сравнению со многими другими российскими регионами. Тем не менее, ряд крупных сырьевых компаний, в том числе на Севере страны, извлекли выгоду из кризисных явлений периодически случавшихся в российской экономике. Например, «Норильский никель», экспортировавший более 90% своей продукции. Обесценивание национальной валюты помогло выбраться из долгов и улучшить экономическое положение этой компании. Однако экономические кризисы негативно отразились на сбережениях всех жителей региона, вне зависимости работали ли они или нет на сырьевых предприятиях.

Экономика Мурманской области сегодня во многом зависит от динамики и эффективности своего флагмана, занимающегося производством никеля и палладия. У компании несколько комбинатов в регионе. Налоги и другие платежи «Норникеля» формируют до 40% регионального бюджета. Приватизация, закончившаяся в 1997 г., позволила «Норильскому никелю» в течение 10–15 лет стать лидером мирового горнодобывающего бизнеса. Экономический взлёт этой компании был чрезвычайно важен для Мурманской области, в регионе появились тысячи хорошо оплачиваемых рабочих мест.

Постсоветская эра в Магаданской области.

Север России с его узким профилем производства, низкой плотностью населения, географической изоляцией и суровым климатом никогда не был благоприятным месторасположением для отечественных предприятий. Однако благодаря большим запасам минерального сырья, Магаданская область всегда оставалась важным перспективным регионом для российской экономики. Северо-Восток России претерпел несколько этапов развития. Первый из них связан с исследованиями области российскими первопроходцами в поисках новых экономических возможностей. В этот период в регионе были созданы первые элементы инфраструктуры. Но это не означало, что область находилась полностью под контролем государства. Этого не произошло, даже в 20-х годах прошлого века, когда на территории региона было обнаружено золото. Из-за нехватки рабочих рук и неразвитости инфраструктуры во времена НЭПа в регионе были использованы рыночные методы, привлекались иностранные инвестиции.

Сталин осознавал ценность и важность области для экономики страны. Он полагал, что Советский Союз должен развивать северные регионы быстрее, чем это происходит в других странах, на такой же географической широте. Считалось, что таким образом можно доказать превосходство советской системы. Однако реального прорыва в развитии региона удалось достичь лишь благодаря использованию бесплатного лагерного труда. Исследователи выяснили, что в сталинский период здесь погибло около миллиона заключённых.

В 30-х годах прошлого века Колымская область находилась под контролем Дальневосточного строительного треста («Дальстрой»). Было принято решение об интенсивной разработке запасов золота в регионе. Вскоре вся экономическая деятельность в области была сконцентрирована в руках «Дальстроя» и Главного управления лагерей на Северо-Востоке страны. 90% населения региона составляли заключённые. Фактически Магадан был построен, с целью создания в нём центра по управлению лагерями. Город расположен у залива, через который было удобно переправлять заключённых в течение всего года.

Регион едва выживал в советское время: низкая производительность труда и высокие цены означали, что Магадан полностью зависел от дотаций государства. Неудивительно, что у предприятий и населения области возник ряд крупных проблем, когда эта устаревшая система распалась. После перестройки из-за упадка экономики новое правительство не могло себе больше позволить субсидировать регион. Производительность труда в 1992 г. упала здесь на 30%, началась безработица. В 1993 г. более 10% жителей региона официально искали работу. Проведённые исследования показали, что большая часть населения области работала на полставки и с задержкой получала зарплаты. На пенсии едва ли можно было прожить, к 1994 г. они составляли меньше, чем половину государственного прожиточного минимума. Любые накопления превратились в сущие копейки, поскольку в 1992–1994 гг. страна была охвачена гиперинфляцией. Значительная часть населения Магаданской области жила за чертой бедности.

Основной проблемой региона стали нехватка продуктов питания и остановка производства. Цены стремительно росли, почти все теплицы города были закрыты, большая часть продуктов питания завозились. Стоимость поставок товаров в область значительно возросла, цены на продукты питания были выше в два раза по сравнению с Москвой. Если в период между 1979 г. по 1989 г. население Магадана выросло с 333 тыс. до 385 тыс. человек, то к 2002 г. численность населения снизилась до 183 тыс. человек, то есть на 52% с момента распада СССР. Средняя продолжительность жизни в Магаданской области была значительно ниже, чем в среднем по России.

Во времена Советского Союза горная промышленность в Магаданской области давала более 70% выпускаемой продукции в регионе и 60% подоходного налога. Экономический спад 80-х годов прошлого века не затронул Северо-Восток страны. Однако к концу десятилетия структурные изменения в экономике области стали очевидны. Потребовались значительные инвестиции в поддержание добычи золота. В период распада Советского Союза многие золотые рудники Магаданской области были исчерпаны, функционировали лишь отдельные из них. Хотя в 90-е годы прошлого года производство золота не остановилось, было очевидно, что отрасль пережила системный кризис. В регионе предпринимались попытки по стабилизации горнодобывающей промышленности.

Добыча золота долгие годы поддерживалась благодаря разработке месторождения Кубака: в 1997–1999 годах здесь добывалось 47% золота в регионе. Однако из-за сверхдобычи и неудачного применения новых технологий, промысел на месторождении был закрыт в 2005 г. Во избежание экономического кризиса областная администрация позволила иностранным инвесторам принять участие в разработке ресурсов. Тем не менее, можно отметить, что правительство Магадана дважды отказывало канадской компании Pan American Silver в выдаче лицензии на добычу ценных металлов. Только когда PAS напрямую обратилась в министерство природных ресурсов РФ, ей было позволено принять участие в аукционе. В результате она получила лицензию на добычу 20 тзолота и 500 тсеребра в течение 15 лет за плату в 35 млн долларов.

 

Справка.


Крупнейшее в России и одно из крупнейших в мире серебряное месторождение Дукат расположено в Омсукчанском районе Магаданской области в 650 км от Магадана и 40 км от посёлка Омсукчан. По итогам прошлого года здесь добыто 482 тсеребра и 784 кг золота. PAS, одним из акционеров которой являлся основатель Microsoft Билл Гейтс, приобрела лицензию на освоение Дуката у государства в 1996 г. за 5 млн долларов, затем вложила в освоение ещё 32 млн долларов. Однако канадцы не стали выкупать активы Дукатского ГОКа, которому принадлежала вся добывающая инфраструктура, а взяли их в аренду. ГОК вскоре признали банкротом, а выставленное на торги имущество неожиданно перекупило совместное предприятие «Полиметалла» и специализирующегося на военном машиностроении «Каскола». В результате канадцы, имея лицензию, не смогли приступить к добыче и инициировали серию безуспешных судебных разбирательств. Губернатор Магаданской области Валентин Цветков летом 2000 г. обратился в Минприроды с просьбой отозвать у PAS лицензию. Этот шаг вынудил канадцев пойти на мировую и передать компании «Серебро Магадана» лицензию на освоение Дуката, получив взамен 20% акций предприятия. Затем питерское производственное объединение «Полиметалл» (лидер в России по производству серебра) стало единоличным владельцем ЗАО «Серебро Магадана», выкупив у Pan American Silver эти 20% акций за 43 млн долларов.

Ещё одна крупная отрасль экономики в Магаданской области – это рыбная промышленность, столкнувшаяся примерно с теми же проблемами, что и горнодобывающая промышленность: необходимость значительных инвестиций и препятствующий развитию производства федеральный контроль. Корни этих проблем берут своё начало в советской эпохе. В 90-е годы прошлого века рыбная промышленность Магаданской области являлась важным источником доходов области. Более чем 60% продукции ежегодно продавалось заграницу, Японии (61%) и США (38%). В настоящее время эта отрасль экономики Магадана развивается более успешно, чем горнодобывающая.

Правительство РФ контролирует ежегодную норму вылова рыбы. Бывший губернатор Цветков, убитый в Москве в 2002 г., отмечал, что инфраструктура рыбной отрасли развивается медленно. В программе по защите окружающей среды (United Nations Environment Programme 2006) сообщалось о том, что недостаточное развитие этого сектора привело к появлению социальных и экономических проблем в Магадане. Также отмечалось, что индустрия страдает от коррупции и организованной преступности. Всё вместе это привело к истощению морских запасов, как утверждает UNEP, поэтому российским властям необходимо усилить контроль над выработкой рыбной продукции.

Перспективы на будущее.

Мурманск и Магадан в значительной степени зависят от добычи природных ресурсов и успешной деятельности предприятий, их разрабатывающих. Однако это не означает, что будущее этих регионов полностью зависит от цен на сырьё на мировых рынках и стратегий крупнейших компаний. Местное население на Севере России имеет тесные социально-экономические связи с регионами их проживания, несмотря на суровый климат, высокий прожиточный минимум и загрязнение окружающей среды. Был проведён опрос части населения, которая родилась или прожила несколько десятилетий в этих областях. Они не стремились переехать в другие регионы страны. Люди чувствуют себя героями и патриотами Севера.

В самый тяжёлый период 90-х годов прошлого века в северных регионах заметно снизилось промышленное производство, началась безработица и миграция населения. Однако переходный период с его огромными социально-экономическими проблемами не разрушил рынок труда. В регионе не было больших забастовок. Отчасти это объясняется гибкостью рынка трудовых ресурсов и слабостью гражданского общества в России, что проявляется в слабости профсоюзов, в том числе в северных областях.

Иностранные инвестиции в Мурманской области заметно выросли за несколько лет. По сравнению с Магаданом регион значительно выгадал, взяв курс на интернационализацию местных предприятий. Международные связи Мурманской области главным образом были установлены сырьевыми компаниями через экспорт продукции и импорт технологий. Тем не менее, отношения с соседними Норвегией и Финляндией ещё недостаточно развиты. Использование огромного потенциала природных ресурсов Мурманской и Магаданской областей создаст новые возможности для экономического развития этих двух северных регионов. Но для эффективных изменений социально-экономической ситуации здесь потребуются тесное взаимодействие жителей, местных властей и бизнеса.