Планы по наращиванию грузооборота Севморпути под вопросом
Согласно задаче, поставленной майским указом Президента РФ в 2018 году, объем грузов, ежегодно перевозимых по Северному морскому пути (СМП), должен вырасти с нынешних 31,5 млн тонн до 80 млн тонн к 2024 году. Однако в последнее время в связи со сложной экономической ситуацией и пересмотром планов по некоторым проектам, обеспечивающим грузовую базу СМП, все чаще стали звучать опасения о невозможности достижения заявленных объемов. Летом 2020 года «Росатом» предложил скорректировать целевой ориентир грузоперевозок по СМП до 50-60 млн тонн
Так, в январе 2019 года о риске срыва поставленной задачи заявило Минприроды России. По расчетам ведомства, учитывающего перевозки СПГ, нефти и конденсата с проектов по добыче сырья, реализация которых гарантирована на 80-90%, объем грузов к указанному сроку достигнет лишь 52 млн тонн. Более половины этого объема (до 40 млн тонн) будет приходиться на проекты компании «Новатэк» – «Ямал СПГ» и «Арктик СПГ-2»; 7,5 млн тонн – на нефть с Новопортовского месторождения «Газпром нефти»; 3,2 млн тонн – на твердые полезные ископаемые, добываемые «Норникелем» в Норильском районе.
Вероятность реализации других проектов, призванных внести вклад в рост грузооборота, Минприроды тогда оценило в 20%. В первую очередь речь шла о добыче угля на Таймыре компанией «ВостокУголь».
Собственники бизнеса заявляли, что проект обеспечит около трети целевой загрузки СМП. К 2024 году ожидался выход на 30 млн тонн годовой добычи, но в январе 2019 года показатель был скорректирован до 19,5 млн тонн. Совладелец «ВостокУгля» Дмитрий Босов говорил о планах строительства на Таймыре двух глубоководных портов с перевалкой в год 10 млн тонн груза.
Но начать добычу угля в срок компания не смогла. В январе 2019 года «ВостокУголь» снизил прогнозный план добычи до 19,5 млн тонн в год к 2024 году. Однако эксперты сомневались и в этом показателе, указывая на проблемность проекта на фоне обвинений со стороны правоохранительных органов в незаконной добыче угля на Таймыре. После того как бизнесмен в мае текущего года покончил с собой, перспективы «ВостокУгля» стали еще более неопределенными.
В июне 2020-го было заявлено о переходе АГК в собственность главы компании AEON Романа Троценко и планах добыть 1 млн тонн угля на этом проекте в 2023 году и 5 млн тонн к 2025 году. В сентябре вице-премьер Юрий Трутнев сообщил, что «проект практически выпал из объема перевозок по Севморпути».
Также свой «антивклад» в изначально планировавшийся грузопоток по СМП внес перенос «Новатэком» запуска первой очереди проекта «Обский СПГ» с 2022 на 2024 год.
Одним из ключевых для грузооборота СМП должно стать Пайяхское месторождение с запасами 1,2 млрд тонн нефти. Согласно проекту разработки месторождения, в первый год пробной эксплуатации предполагается достигнуть уровня добычи нефти в 1,16 млн тонн, которая в течение семи лет должна вырасти в 35 раз, до 40,2 млн тонн. Максимальный уровень добычи в 50 млн тонн нефти ожидается на десятый год разработки месторождения.
Вместе с тем, сегодня Пайяхское месторождение находится на стадии геологоразведки и сроки начала его промышленной эксплуатации не называются. И самое главное – необходимое для вывоза нефти строительство нефтепроводов и отгрузочного терминала в бухте Север будет завершено позже 2024 года, что исключает возможность масштабных поставок нефти по СМП в этот период.
Сдвигаются и сроки разработки нефтегазовых месторождений на шельфе Арктики. Так, судя по подготовленному Минприроды плану геологоразведочных работ в Арктической зоне до 2035 года, направленных на формирование грузовой базы СМП, неф-тегазовые компании не планируют запускать уже заявленные шельфовые проекты, которые могли бы внести вклад в развитие СМП, в ближайшее десятилетие.
Например, доразведка месторождений «Победа» и Медынское-море («Роснефть»), Ленинградского, Лудловского, Русановского и Ледового («Газпром»), Долгинского («Газпром нефть») планируется на период 2025-2030 годов. В связи с этим проекты смогут быть запущены не ранее 2030-х годов. Не исключено при этом, что их перечень может поменяться (вспомним судьбу Штокмана) под действием новых экономических реалий, что неизбежно внесет новые корректировки в целевые показатели грузоперевозок по СМП.
В июле 2020 года профильные ведомства и компании обсуждали снижение целевого показателя грузооборота по СМП к 2024 году с 80 млн до 50-60 млн тонн в связи с подписанием указа о национальных целях развития до 2030 года, а также со снижением экономической активности из-за пандемии коронавируса и ухудшения внешней конъюнктуры. А в сентябре 2020-го «Росатом» – единый инфраструктурный оператор СМП – предложил Минтрансу поставить новую цель по грузопотоку СМП – 60 млн тонн к 2024 году
Между тем в принятой в октябре Стратегии развития Арктической зоны до 2035 года цифра осталась прежней. Вне зависимости от абсолютного показателя грузооборота, основной вклад в него внесут проекты по добыче природного газа и производству сжиженного природного газа (СПГ) и добыче нефти.