Роман Панов: «Ставим перед собой цель стать конкурентоспособным игроком на мировом рынке морской сейсморазведки»

1371467630_roman-panov

11 ноября началась вторая ежегодная конференция «Геологоразведка 2015», которую организовывают государственный геологический холдинг «Росгеология» и международная компания «Восток Капитал». Накануне обозреватель OGJRussia Татьяна Яковлева-Устинова расспросила главу «Росгеологии» Романа Панова, как будет развиваться государственный геологический холдинг в России и почему он стремится за границу

Какую  долю  рынка  геологоразведочных  работ  на углеводородное  сырье  занимает  сейчас  «Росгеология»? 

– К 2020 году мы поставили задачу по наращиванию своей доли в России до 20-22%. Такие ориентиры мы оцениваем как вполне реальные, учитывая, что уже сейчас у «Росгеологии» нет аналогов на отечественном рынке по целому ряду выполняемых работ и географии присутствия. При этом реализуется комплекс мероприятий, который значительно повысит качество услуг и эффективность наших предприятий.

Пока доля «Росгеологии» гораздо меньше 20%, но мы уже за прошлый год заметно увеличили портфель заказов. В 2014 году на углеводороды «Росгеология» провела сейсморазведочные работы 2D на суше 3490 пог. км, на море – 1210 пог. км, магнитометрические и гравиметрические – 4690 км. Общая стоимость работ составила 4,3 млрд рублей. По предварительным данным, в этом году показатель вырастет до 5,3 млрд рублей.

Какова  степень  изношенности  основных  фондов предприятий  «Росгеологии»,  которые  занимаются геологоразведкой углеводородов? Идет ли обновление оборудования? 

– Мы провели аудит наших предприятий во время подготовки стратегии развития «Росгеологии» до 2020 года, которую совет директоров холдинга утвердил в мае прошлого года. Износ парка буро-вого оборудования к этому моменту составлял 87%, технологического и грузового автотранспорта – 86%, геофизического оборудования и приборного парка – 84%, бульдозерного – 57%. Ситуация была критической.

Мы начали работу по техническому перевооружению компании. Сейчас по  отдельным предприятиям износ доходит до 70%, средний по холдингу – порядка 50%. Такой показатель сопоставим с положением дел в целом по отрасли. Мы будем дальше работать над его снижением.

К 2020 году ставим перед собой ориентир в 30-35%, что позволит значительно повысить производственную эффективность компании. Работу по закупке новой техники ведем системно, консолидация активов позволяет уделить модернизации больше внимания, реализовать программу техперевооружения с большей отдачей.

В инвестиционной программе «Росгеологии» до 2020 года предусмотрены капитальные вложения в объеме 35,7 млрд рублей за счет внутренних и заемных средств. В этом году инвестиции на новое оборудование запланированы на уровне 728 млн рублей. Эта сумма рассчитывалась на 38 предприятий. Пока не принимались во внимание те, которые присоединятся к «Росгеологии» в этом году.

Какие ГРР проводит «Росгеология»? На каких участках получены самые обнадеживающие результаты?

– Сейчас «Росгеология» работает на 23 объектах, связанных с углеводородным сырьем. Все они перспективны на обнаружение залежей нефти и газа.

От общего объема финансирования доля геологоразведочных работ на суше составляет около 80%, на шельфах и в акваториях рек – около 20%. На сейсморазведку на суше приходится порядка 60%, на бурение, испыта-ние и ликвидацию скважин – около 20%. На континен-тальном шельфе и в акваториях рек в основном ведется сейсморазведка, сопровождаемая гравимагнитометрическими и литогеохимическими исследованиями.

На суше большие надежды возлагаются на изучение Чуньско-Тетейской (Красноярский край и частично Иркутская область) и Нукутской (Иркутская область) площадей. Исходя из предварительных данных, хорошие результаты ожидаем от работ на Восточно-Таймырской площади, которая находится в пределах весьма перспективной Енисейско-Анабарской газонефтеносной провинции. Определенные надежды связываем и с проведением работ вдоль северного (Анабаро-Лаптевской площади) и восточного обрамления Сибирской платформы.

На континентальном шельфе и в транзитных зонах в этом году начались комплексные геофизические работы по уточнению геологического строения в пределах Енисейского залива и Пай-Хоя, которые значительно расширят данные по перспективам на углеводороды северных районов Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции.

Бурение и исследования параметрических скважин позволят определить нефтегазоносный потенциал оса-дочного чехла нефтегазоносных территорий и получить базовые данные для дальнейшей сейсморазведки.

Где «Росгеология» ведет параметрическое бурение? 

– Сейчас идет бурение четырех параметрических скважин: Желдонской № 260 и Чайкинской № 367 в Иркут-ской области, Гыданской №130 в ЯНАО, Усть-Майской № 366 в Якутии. За прошлый год было пробурено 3830 м.

К сожалению, вынужден констатировать, что объемы бурения – и параметрического, и поискового – в нашей стране сильно снизились. Между тем это наиболее эффективный способ получения информации о геологическом строении территории, без чего невозможно открыть месторождения, несмотря на появление новых технологий 3D, 4D сейсморазведки, гравиразведки, активной и пассивной микросейсморазведки. Новые инструменты не заменяют бурения, а лишь позволяют более детально поставить задачи.

Зависимость количества пробуренных скважин и постановки на баланс запасов прямо пропорциональна. Сокращение объемов разведочного бурения – тенденция для отрасли негативная, ситуацию необхо-димо исправлять. Для этого нужно совершенствовать подходы к постановке задач в области по геологоразведки на государственном уровне, а также вырабаты-вать способы стимулирования недропользователей к инвестированию в разведочное бурение.

Какие  будут  проводиться  геологоразведочные работы на российском шельфе? 

– Этим летом мы подписали с департаментом по недро-пользованию на континентальном шельфе и в Мировом океане Роснедр три новых контракта. Согласно одному из них будет вестись изучение углеводородно-го потенциала зоны сочленения структур Полярного Урала, Пай-Хоя и Западно-Сибирской плиты. Это морское продолжение Ямальской нефтегазоносной области. В рамках второго контракта будут оцениваться пер-спективы нефтегазоносности дна Енисейского залива, по третьему – Куршского залива Балтийского моря.

По государственным контрактам холдинг постоянно ведет работу на шельфе, где мы владеем уникаль-ными компетенциями, например, в зоне мелководья. Мы их намерены развивать в дальнейшем. В то же время мы активно работаем над совершенствовани-ем технологий и по другим направлениям морских работ. Ставим перед собой цель стать конкурентоспо-собным игроком не только на отечественном, но и на мировом рынке морской сейсморазведки.

«Росгеология» предлагала  разработать  программу  мелкого  параметрического  бурения  в  Баренцевом,  Чукотском  и  море  Лаптевых.  Получило  ли поддержку такое предложение?

– «Росгеология» предлагает возобновить программу параметрического бурения на арктических островах и шельфе. Для того чтобы получить наиболее точные данные по полезным ископаемым региона, представляется необходимым пробурить шесть скважин на шельфе, которые должны находиться как в нераспределенном, так и в распределенном фонде недр. Поэтому проводить работу целесообразно не только за счет федерального бюджета, но и привлекая средства недропользователей в рамках государственно-частного партнерства. «Росгеология» гото-ва взять на себя роль оператора таких работ. Пока проект обсуждается.

С  этого  года  «Росгеология»  получила  приоритет-ное право на проведение ГРР за государственные деньги. На какую сумму вы рассчитываете? 

– «Росгеология» получает средства под проекты в рамках государственных контрактов. Вся информация находится в открытом доступе.

После того как холдинг утвердили в статусе един-ственного поставщика услуг по мероприятиям подпрограммы воспроизводства минерально-сырьевой базы и геологического изучения недр государственной про-граммы Российской Федерации «Воспроизводство и использование природных ресурсов», было заключено пять контрактов по углеводородному сырью. Два из них предполагают работы на суше, три – морские исследования. Сейчас мы успешно их реализуем. Все идет по графику, геологическим заданиям.

Про объемы финансирования геологоразведки на углеводородное сырье на будущий год говорить пока рано. Сейчас почти завершился процесс обсуждения планов геологоразведочных работ и новых объектов геологоразведки по всем федеральным округам, а также на континентальном шельфе и в Мировом океане. Подготовлено много интересных перспективных проектов, но итоги еще не подведены. Их обсуждение запланировано на ближайшее время, тогда же станут понятны и масштабы финансирования государством геологоразведочных работ на углеводороды в будущем году.

На  каких  условиях  работает «Росгеология» за границей? Какова  доля  доходов  компании  от зарубежных проектов?

– В структуре выручки «Росгеоло-гии» доля зарубежных проектов – менее 5%. Но мы будем наращивать этот показатель за счет роста порт-феля заказов на зарубежных рынках. Сейчас активно над этим работаем, и к холдингу в мире интерес есть. Мы видим, что в изменившейся экономической ситуации, в том числе и в связи со снижением курса рубля, себестоимость наших операций относительно конкурентов снизилась, поэтому условия, которые мы можем предложить клиентам, достаточно привлекательны. «Росгеология» работает там, где исторически присутствовала советская геология, где хорошо помнят нашу геологическую школу – в странах Латинской Америки, африканского континента, Азии. Есть сегменты, где мы очень конкурентоспособны. Например, сухопутная сейсморазведка, поиски и оценка ресурсов твердых полезных ископаемых. Здесь «Росгеология» эффективно может конкурировать с канадскими, европейскими, американскими компаниями. Поэтому мы рассчитываем на рост числа контрактов и потенциал иностранных рынков оцениваем высоко.

На глобальный рынок компании необходимо выходить по двум причинам. Во-первых, из-за высокой сезонности геологоразведочных работ. Без формирования контрактной базы на зарубежных рынках преодолеть низкую эффективность не получится. Второй фактор — доступ к технологиям. Глобальная конкуренция заставляет быть постоянно в тренде, обеспечивать ввод новых технологических решений. Даже ведущие компании приходят в Россию с отстающими технологиями. Поэтому выход на международный рынок стратегически важен: мы либо движемся с ним в едином ритме, либо проигрываем. Но хочу отметить, что все-таки «Росгеология» – холдинг, сформированный для решения задач, которые ставит государство перед отраслью. Поэтому Россия для нас – основная территория, и главная цель – восполнение минерально-сырьевой базы страны.

/Росгеология/



Print This Post Print This Post
©2024 Pro-arctic.ru