Пандемия дает Севморпути шанс на развитие транзита

 

700__700_administracia_sevmorputi_1

За динамикой мировых контейнерных перевозок на фоне пандемии внимательно следят не только перевозчики и грузоотправители, но и организации, отвечающие за развитие Северного морского пути (СМП). На фоне сокращения контейнерных перевозок по южному пути через Суэцкий канал, появляются возможности у альтернативных маршрутов. Такие выводы можно было сделать из выступления заместителя директора дирекции Северного морского пути госкорпорации «Росатом» Максима Кулинко на конференции «Контейнерный поток – 2020″, прошедшей в агентстве ТАСС в онлайн-формате 7 июля

По данным «Росатома», в 2019 году общий объём мировых контейнерных перевозок составил 151 млн TEUs. Ожидается, что в 2020 году из-за пандемии показатель снизится на 5,6%. В то же время по южному маршруту через Суэцкий канал объём транзитных перевозок с начала 2020 года вырос на 8%. Однако рост произошёл в основном за счёт балкеров и танкеров, перевозящих уголь и нефть. Транзитные контейнерные перевозки при этом снизились на 15%. В мае 2020 года через Суэцкий канал прошло всего 330 контейнеровозов. До этого локальный минимум (437 контейнеровозов в месяц) был зафиксирован в 2016 году. По оценкам экспертов, из-за пандемии ожидается дальнейшее снижение контейнерных перевозок.

В то же время стоимость транзита по южному пути составляет немалую сумму. «Сборы за транзит через Суэцкий канал для одного контейнеровоза составляют 400-500 тыс. долларов, поэтому многие перевозчики, по нашей оценке, внимательно смотрят и на другие возможные маршруты», – рассказал Максим Кулинко.

К альтернативным маршрутам относится, в том числе, и Северный морской путь, по которому к 2030 году должно открыться круглогодичное движение. По крайней мере, так предусматривают текущие планы развития трассы.

Впрочем, пока что объём транзитных перевозок по Севморпути достаточно скромный, а контейнерные перевозке в «Росатоме» рассматривают как перспективное направление. В 2019 году по СМП было перевезено 570 TEUs или 6742 тонны. Показатель составляет 0,1% от всего железнодорожного контейнерного транзита в РФ. К слову, несмотря на пандемию, контейнерные перевозки по железным дорогам РФ продолжают свой рост, и за первую половину 2020 года выросли на 14%.

Вместе с тем общий объём перевозок по СМП также увеличивается, главным образом за счёт углеводородов. В 2019 году объём перевозок составил 31 млн тонн при плановом показателе 26 млн тонн. Для сравнения, рекорд СССР на уровне 6,7 млн тонн был установлен в 1987 году. В 2020 году атомщики также рассчитывают на рост с опережением плана.

Проведённый в 2019 году пилотный рейс атомного лихтеровоза-контейнеровоза «Севморпуть», во время которого было доставлено 270 контейнеров, показал, по данным «Росатома», большую заинтересованность у перевозчиков и перспективность таких перевозок. Однако для того, чтобы заинтересованность переросла в сделку, необходимо обеспечить регулярность движения и выгодные тарифные ставки.

Для этого, по мнению атомщиков, нужно решить четыре задачи. А именно: консолидировать груз для перевозки по Севморпути, нарастить собственный контейнерный парк (особый спрос на 40-футовые рефонтейнеры), построить порты-хабы на западном и восточном направлении, а также создать арктический флот, способный двигаться в восточном направлении. При решении этих задач совместными усилиями с РЖД может быть создана принципиально новая система для всей Евразии, добавляет Максим Кулинко.

Некоторые промежуточные результаты работы по превращению СМП в международную транспортную зону можно будет увидеть уже в декабре 2020 года. Помимо данных об объёме перевозки за год, к этому времени должно быть подготовлено предварительное технико-экономическое обоснование (ТЭО) для двух проектов. Первый предусматривает создание российского контейнерного оператора, который будет обеспечивать в том числе и транзитные перевозки в акватории СМП. Второй проект предполагает создание портов-хабов в Мурманске и Петропавловске-Камчатском для обслуживания перевозок по Севморпути.

Интересно, что, согласно утверждённому в декабре 2019 года плану развития инфраструктуры Севмпорпути, при подготовке ТЭО для создания национального контейнерного оператора будет учитываться возможность применения контейнеровозов ледового класса, работающих на сжиженном природном газе или ядерном топливе.

 

/sudostroenie.info/



Print This Post Print This Post
©2020 Pro-arctic.ru