Арктический фронт в борьбе, направленной на сдерживание России
08 марта 2016 г., Скотт Борджерсон (Scott Borgerson), Майкл Байерс (Michael Byers), The Wall Street Journal
Премьер-министр Канады Джастин Трюдо (Justin Trudeau) прибывает в среду в Вашингтон с государственным визитом и будет встречаться с президентом Обамой. Многое уже было сказано том, что г-н Трюдо выглядит «как кинозвезда», а также о его либеральных взглядах. Однако в самом начале списка их приоритетов должна находиться менее приятная тема — российский президент Владимир Путин и его разворот в сторону Арктики.
Помимо вмешательства г-на Путина в гражданскую войну в Сирии, а также его «аннексии» в 2014 году украинского Крыма, российский президент рассматривает глобальное потепление как преимущество в районе российских северных рубежей и смещает стратегические приоритеты своей страны в сторону Арктики. Напряженность в отношениях с Россией является еще одним поводом для того, чтобы разрешить спор с Канадой относительно Северо-Западного прохода. Канада утверждает, что проливы между ее арктическими островами, связывающие Атлантический океан и море Бофорта к северу от Аляски, являются «внутренними водами» страны. Тогда как Соединенные Штаты считают, что этот морской путь является «международным проливом», и поэтому корабли и самолеты всех стран имеют право на «беспрепятственный транзитный проход».
С учетом того, что Соединенные Штаты все более активно занимаются арктическими вопросами в результате своего председательства в Арктическом совете с участием восьми стран, а администрация Обамы фокусирует свое внимание на вопросах изменения климата, настало время заняться вопросами общей уязвимости в связи с военными кораблями России и других недружественных наций, которые могут проходить по Северо-Западному пути, а также в связи с деятельностью террористов и контрабандистов, пытающихся оттуда проникнуть в Северную Америку.
В 1988 году президент Рональд Рейган и премьер-министр Брайан Малруни смогли разрешить кризис, вызванный тем, что ледокол американской Береговой охраны вошел в этот пролив, не запросив предварительно разрешения у канадских властей. Рейган согласился с тем, что все проходящие через этот пролив корабли должны запрашивать разрешение у Канады, а в ответ г-н Малруни заявил, что такого рода разрешение будет всегда выдаваться — это был искусный дипломатический ход в отношениях между двумя соседними государствами.
Однако это соглашение было достигнуто еще до того, как потепление климата открыло Северо-Западный проход для обычных кораблей, а не только для ледоколов. По данным Полярного научного центра (Polar Science Center), количество морского льда сократилось наполовину за последние четыре десятилетия. Повышение средних температур в высоких широтах, особенно в зимнее время, вскоре откроет и другие арктические морские пути. Арктические проходы, возможно, никогда не будут в полном смысле слова конкурировать с Суэцким или с Панамским каналом, однако они значительно сокращают путь и будут вызывать все больше интереса по мере отступления морского льда.
Соединенные Штаты и Канада могут заключить соглашение относительно Северо-Западного прохода, которое будет учитывать законную озабоченность военно-морских сил США относительно свободы мореплавания, а также признает претензии Канады на то, что этот путь является внутренними водами страны. Это может быть сделано в форме двустороннего договора, который впоследствии может стать многосторонним за счет заключения соглашения между Канадой и другими союзниками Соединенных Штатов. Подобный подход уже доказал свою состоятельность на примере многих успешных двусторонних договоров, заключенных между Соединенными Штатами и странами Карибского бассейна относительно запрета на перевозку наркотиков по морю. Но для того, чтобы подобная сделка стала возможной, Канада должна будет принять во внимание две фундаментальные озабоченности Соединенных Штатов.
Первая из них состоит в том, что любой компромисс относительно Северо-Западного прохода может создать прецедент для других морских путей, в том числе для Ормузского пролива, где нефтяные танкеры выходят из Персидского залива, или пролива Цюнчжоу, расположенного между континентальным Китаем и островом Хайнань. Позиция Соединенных Штатов, поддерживающих право на беспрепятственный транзитный проход, вызывает несогласие в каждом из этих двух мест.
К счастью, юристы и дипломаты легко могут провести различие между Северо-Западным проходом и этими двумя проливами, сославшись на его значительную протяженность, на все еще длительное присутствие там морского льда, а также на нынешнюю невысокую интенсивность судоходства. Озабоченность относительно создания прецедента может быть частично снята за счет заключения нового соглашения, в котором будет сказано, что оно «не может служить прецедентом» для определения легального статуса других морских путей.
Вторая озабоченность состоит в том, что Канада после признания ее претензий может перестать инвестировать средства в развитие инфраструктуры, в услуги и в другие объекты, необходимые для обеспечения безопасности Соединенных Штатов и их экономических интересов. Речь идет об улучшении морских карт, навигационной помощи, портах вынужденного захода, предсказании погоды и состояния ледяного покрова, поисково-спасательных службах, а также о надежном обеспечении безопасности на всей протяженности этих обширных и непростых рубежей. Вместе с тем проведение подобных инвестиций можно было бы включить в соглашение и сделать его условием для того, чтобы оно оставалось в силе.
Существует длинная история американо-канадского сотрудничества по вопросам безопасности, включая деятельность совместного Командования воздушно-космической обороны Северной Америки (North American Aerospace Defense Command), которое было создано в 1957 году для обнаружения и сопровождения советских бомбардировщиков в Арктике. Кроме того, существует взаимовыгодное сотрудничество в том, что касается использования морских путей, находящихся под национальной юрисдикцией, включая систему каналов и шлюзов Святого Лаврентия (St. Lawrence Seaway), и там не возникает никаких проблем при проходе судов по суверенной территории обеих наций. Настало время заключить американо-канадское соглашение относительно Северо-Западного прохода — пока еще не поздно. Морской лед тает, иностранные корабли прибывают, и мало что можно сделать для того, чтобы помешать все более самоуверенной России проводить по нему свои военные корабли.
Г-н Борджерсон американец, он является генеральным директором компании CargoMetrics. Г-н Байерс канадец, он возглавляет кафедру глобальной политики и международного права расположенного в Ванкувере Университета Британской Колумбии.