Сингапур и Арктика: взгляд с экватора
25 сентября 2015 г., Мия Беннетт (Mia Bennett), Cryopolitics.com
Говорят, в Сингапуре есть два времени года: лето на улице и зима в доме. В одну из жарких и опасно туманных ночей на прошлой неделе леденящий холод салона такси, на котором я ехал из аэропорта Чанги в свой отель, доказал правоту этого высказывания. Я приехал в эту тропическую островную страну для участия в круглом столе по Арктике. Моё такси проехало мимо трассы Формулы-1, подготовленной к выходным и освещаемой размытыми в тумане огнями местных штаб-квартир различных корпораций и пятизвёздочных отелей. Благодаря своим футуристическим небоскрёбам и верфям, окружённым плантациями масличных пальм и лазурными водами, омывающими Малайзию и Индонезию, Сингапур выглядит необычно даже в собственном регионе. Но ещё более необычным оно кажется в контексте обычных мест проведения переговоров по Арктике. Такими местами обычно являются относительно далёкие и холодные города типа Тромсё, Рейкьявика, Фэрбенкса и Санкт-Петербурга, не испытывающие нехватки в холодном времени года.
Несмотря на удалённость на тысячи миль от Северного полюса, Сингапур за последние годы стал уважаемым игроком в Арктике. В 2013 году он получил статус наблюдателя в Арктическом совете вместе с ещё четырьмя азиатскими странами: Китаем, Японией, Южной Кореей и Индией. В этом городе-государстве проходит всё больше арктических форумов, и круглый стол, имевший место на прошлой неделе, является тому показательным примером. Спонсорами двухчасового мероприятия под названием «Азия в Арктика. Существующее положение дел» выступил проект Arctic Deeply, аналитический центр «Институт мировой политики», Школа государственного управления им. Ли Куан Ю при Национальном университете Сингапура и инвестиционная компания Guggenheim Partners. В числе выступавших были представитель министерства иностранных дел Сингапура, китайский академик, представитель Береговой охраны США и сотрудник «Глобальной арктической программы» Всемирного фонда природы. Примечательным оказалось полное отсутствие представителей энергетической отрасли. В отличие от конференций, проводившихся в Норвегии, на Аляске и в России, добыча нефти и газа не была главной темой обсуждения, и в случае Сингапура этому есть причина.
Нация накопителей потенциала
Если Китай, Япония и Южная Корея рассматривают Арктику в качестве источника нефти и газа, то Сингапур заинтересован не столько в полезных ископаемых этого региона, сколько в использовании своих технологий для их добычи. Несмотря на отсутствие запасов нефти и газа, этот город-государство обладает собственным высокоразвитым сектором морской добычи этих полезных ископаемых. Компания Keppel Corporation, на деятельность которой правительство Сингапура до сих пор оказывает влияние через одну из государственных инвестиционных компаний, является одним из крупнейших в мире производителей нефтяных платформ. Keppel также имеет несколько дочерних компаний, занятых в исследовании и разработке в Арктике. Компания Keppel Submarine в своё время строила суда ледового класса для российской нефтяной компании «Лукойл», а компания Keppel Offshore and Marine Technology занимается исследованиями в области нефтяных платформ, ледостойких буровых установок и других ледовых технологий. Всё это должно позволить Сингапуру остаться на переднем краю сырьевой добычи в Арктике. Обладание технологиями вместо ресурсов даёт Сингапуру свободу присутствия в любых регионах, где осуществляется добыча полезных ископаемых, а также позволяет ему по-настоящему выйти на новые рубежи в отличие от многих арктических государств, которым приходится пассивно ждать нового увеличения спроса на сырьё в попытке привлечь инвесторов.
Один сингапурский чиновник сказал мне: «Мы нация накопителей потенциала». Эта страна видит свою цель в предоставлении услуг другим странам в противовес собственному интересу в непосредственной добыче природных ресурсов. (При этом Сингапур ввозит почти все товары первой необходимости от пищевых продуктов до нефти и даже питьевой воды из Малайзии.) Поскольку индустриализация и модернизация Сингапура началась только в начале 1960-х годов, сразу же после объявления независимости от Малайзии, эта страна видит свою цель в оказании помощи другим развивающимся странам посредством передачи своего опыта. В связи с этим в последнее время Сингапур принял несколько делегаций из Арктического региона. В своей речи на круглом столе по Арктике Камал Васвани, исполняющий обязанности генерального директора европейского отделения министерства иностранных дел Сингапура, сказал следующее:
«Лидеры постоянных участников посетили Сингапур в прошлом ноябре и обменялись с нашими чиновниками мнениями по различным вопросам государственной политики от устойчивого развития до сохранения культурного наследия. В их число вошли представители Международной ассоциации алеутов, Арктического совета атабасков, Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, Совета саамов и Секретариата коренных народов Арктического совета. С 7 по 15 сентября 2015 года члены Арктического совета атабасков также приняли участие в прошедшем в Сингапуре коротком курсе, посвящённом стратегиям приспособления к климатическим изменениям и проведённом в рамках Сингапурской программы сотрудничества».
Кроме того, совместно с постоянными участниками Арктического совета (представляющими организации коренных народов) в Сингапуре также была учреждена стипендиальная программа последипломного обучения , позволяющая студентам — представителям коренных народов Арктики проходить обучение в этой юго-восточной азиатской стране государственной политике, общественному управлению и морским исследованиям. Такие программы являются новой формой обмена знаниями, который может происходить благодаря деятельности азиатских стран в Арктическом совете. Эти усилия также должны позволить представителям коренных народов вернуться домой с навыками, которые помогут им лучше использовать доходы от добычи и перевозки полезных ископаемых и управлять ими, вместо того чтобы полагаться на зарубежных специалистов.
Арктические перевозки. Отдалённая угроза
Арктика даёт Сингапуру больше, чем просто возможности. Правительство этого города-государства наблюдает за развитием северного региона с осторожностью, поскольку, если Северный морской путь или другие трансарктические проходы станут полноценными морскими путями сообщения в этом столетии, это может представлять угрозу для статуса Сингапура как торгово-перевалочного узла между Азией и Европой. В настоящее время от 70 до 80 процентов нефти, предназначающейся для Китая и Японии, перевозится через Малаккский пролив. Если эти страны решат повернуться в сторону Арктики из-за её ресурсов или для использования её в качестве более короткого транспортного пути, Сингапур может потерять крупную часть своей деловой активности.
Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять, как быстро портовые города способны терять свою значимость. Город Малакка находится менее чем в трёх часах пути на машине к северу от Сингапура. Около шестисот лет назад благодаря своему положению на полпути между Китаем и Индией у самой узкой части Малаккского пролива под руководством принца Парамесвары Малакка стала одним из самых важных торговых портов в азиатской системе перевозки грузов. Но в 1509 году португальское завоевание подорвало положение Малакки в качестве центра торговой сети Азии. Европейские завоеватели сосредоточили свои действия на укреплении своего нового торгового поселения и отражении нападений, и судовладельцы стали выбирать более мирные порты, расположенные на берегах пролива.
В настоящее время Малакка является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО и принимает больше туристов, чем грузовых судов. Судооборот порта Малакки так и не вернулся к прежним значениям. Хотя суда до сих пор продолжают пользоваться Малаккским проливом, теперь они заходят в порт Сингапура, иногда Куала-Лумпура (порт Кланг) или Джохора в Малайзии.
Сингапур точно не собирается почивать на лаврах, а угроза вторжения извне в настоящее время ничтожна (хотя Малайзия и Индонезия, являющиеся гигантами по сравнению с Сингапуром, до сих пор остаются под вниманием правительства страны). Своим успехом порт Сингапура обязан чему-то большему, чем простой географической случайности. На протяжении десятилетий правительство Сингапура вкладывало денежные средства в развитие порта для поддержания его мирового класса, одновременно придерживаясь крайне либерального режима торговли. Правительство также направляло ресурсы на развитие других транспортных секторов, таких как авиасообщение и логистика. В этом плане компания Singapore Air и аэропорт Чанги имеют высочайшую репутацию в своей отрасли. Но если изменение климата приведёт к тому, что ледяная шапка на севере растает, и, что не менее важно, арктические государства произведут необходимые вложения в инфраструктуру, сферу облуживания и логистики, как это сделал в своё время Сингапур, то центральное положение этого экваториального города-государства в мировой системе перевозки грузов окажется под угрозой. Разумеется, ещё более важной проблемой, которую изменение климата представляет для такого низкорасположенного островного государства, как Сингапур, является угроза самому его существованию, о чём чиновники неоднократно говорили в рамках своих выступлений на конференциях, посвящённых Арктике, и о чём автор данной статьи уже писал ранее.
Более водное будущее всё ещё остаётся далекой перспективой. А в наше время Сингапур смотрит на Север, приглашая представителей коренных народов в свои кондиционируемые университеты, залы заседаний и правительственные учреждения для приобретения всё тех же навыков, которые когда-то помогли превратить сонную рыбацкую деревушку в современный порт.
Фотографии : Mia Bennett /cryopolitics.com/