Блокировка Суэцкого канала: влияние на рынок отгрузки СПГ

 

shutterstock_1282946971

В первой половине 2021 года на рынке отгрузки СПГ наблюдалась впечатляющая волатильность. После снижения на протяжении большей части 2020 года спотовые ставки фрахтования СПГ для паровых турбинных судов в январе 2021 года взлетели до рекордных отметок в 124000 долларов США в день, что было обусловлено двумя ключевыми факторами. Во-первых, на фоне более холодного, чем обычно, зимнего сезона спрос на СПГ резко вырос во многих газопотребляющих регионах, что привело к резкому увеличению спроса на газовозы для перевозки СПГ. Во-вторых, заторы на Панамском канале снизили доступность танкеров для перевозки СПГ на спотовом рынке. Однако из-за снижения спроса на СПГ фрахтовые ставки упали до годового минимума в 12000 долларов в день в начале марта 2021 года.
Судоходная отрасль, включая сегмент СПГ, столкнулась с новым «черным лебедем» 23 марта 2021 года, когда контейнеровоз Ever Given сел на мель в Суэцком канале. Это привело к остановке движения судов по водным путям, которое в среднем составляло до 50 транзитов в день, и внесло высокий уровень неопределенности на мировые рынки.
Суэцкий канал играет решающую роль в мировой транспортировке СПГ, соединяя рынки Атлантического бассейна с рынками Ближнего Востока и Азиатско-Тихоокеанского региона. Всего в 2020 году через Суэцкий канал прошли 686 танкеров СПГ, включая груженые и балластные. Это число включает 388 груженых танкеров СПГ, прошедших по водному пути, что составляет 7% мировых перевозок СПГ. В общей сложности 276 груженых танкеров для перевозки СПГ прошли через Суэцкий канал в направлении с востока на запад, и почти все они доставляют СПГ из Катара в Европу, в основном в Италию и Великобританию. В то же время 112 груженых танкеров для перевозки СПГ прошли по водному пути с запада на восток, при этом большинство из них доставляло СПГ из России и США в Азиатско-Тихоокеанский регион. Суэцкий канал активно используется для транспортировки российских грузов в Азию (с предварительной перевалкой в ​​Европе) с февраля по май, когда Северный морской путь закрыт из-за большой толщины льда, и грузов из США в Азию из-за заторов на Панамском канале. . Груженые танкеры для перевозки СПГ перевозили по водному пути более 32 миллионов тонн в год (млн тонн в год), что составляло 3% от общего тоннажа, проходящего через Суэцкий канал, в то время как доля нефти и нефтепродуктов достигла 23%.
В результате блокады 370 судов ожидали транзита через Суэцкий канал. Среди них было 16 танкеров-газовозов. Поскольку не было четкого представления о том, сколько времени потребуется на устранение сбоев, некоторые перевозчики СПГ выбрали альтернативные маршруты для перевозки грузов, в основном двигаясь вокруг мыса Доброй Надежды в Африке. Это привело к увеличению стоимости доставки из-за более длительного времени доставки СПГ с Ближнего Востока в Европу до 27 дней, или на 10 дополнительных дней по сравнению с доставкой через Суэцкий канал. Тем временем другие перевозчики СПГ предпочли дождаться решения транзитного кризиса.
Блокировка Суэцкого канала длилась неделю: контейнеровоз был снят с мели, а движение судов возобновилось 29 марта 2021 года. В этом контексте удалось предотвратить крупномасштабный сбой на рынке отгрузки СПГ.
Хотя транспортировка нефти и нефтепродуктов пострадала в большей степени, поскольку на рынке наблюдался значительный рост фрахтовых ставок, блокировка оказала ограниченное влияние на мировой рынок газа. Это привело к задержке доставки различных грузов СПГ. Однако задержки не оказали сильного повышательного давления на спотовые чартерные ставки на СПГ. Они увеличивались всего на 3000–20 000 долларов в день за период блокировки, оставаясь намного ниже, чем годом ранее. Во-первых, время блокировки не имело критического значения для рынка СПГ, который вступал в промежуточный сезон с более низким спросом на СПГ. Во-вторых, на рынке не было недостатка в транспортных мощностях, и в начале 2021 года были введены в эксплуатацию различные танкеры для перевозки СПГ. Кроме того, танкеры для перевозки СПГ, застрявшие в канале, скорее всего, будут зафрахтованы на среднесрочной и долгосрочной основе, а блокировка не повлияет на наличие СПГ-газовозов на спотовом рынке. В этом контексте блокировка повлияла в основном на графики погрузки и разгрузки СПГ в различных портах, однако грузоотправители СПГ могли наверстать упущенное позже.

Тем не менее, стоит отметить, что, если бы блокировка была более длительной или произошла в зимний сезон, ее влияние на газовые рынки могло бы быть больше, с сокращением поставок СПГ, повышением спотовых чартерных ставок и повышением спотовых цен на СПГ.
Во второй половине апреля 2021 года ставки спот-чартера СПГ достигли 50 000 долларов в день и оставались на этом высоком уровне в течение всего мая, что нетипично для этого сезона. Однако это не имело ничего общего с блокировкой Суэцкого канала.
Разрушение Суэцкого канала продемонстрировало, что мировая торговля, включая сегмент СПГ, сильно зависит от этого важного торгового маршрута, в то время как альтернативные маршруты неудобны и более дороги. Таким образом, любое нарушение водного пути может иметь серьезные последствия для всех заинтересованных сторон, включая страны-члены GECF.
Маловероятно, что отрасль СПГ выберет альтернативные торговые маршруты из-за этой аварии, однако соответствующие риски следует принимать во внимание и управлять ими. Во-первых, контракты на поставку и фрахт могут предусматривать справедливое разделение дополнительных транспортных расходов, вызванных задержками доставки СПГ из-за сбоев на Суэцком канале, между экспортерами, импортерами СПГ и судоходными компаниями. Во-вторых, чартерные контракты могут включать альтернативные торговые маршруты, такие как мыс Доброй Надежды, на случай перебоев в транспортировке по Суэцкому каналу. В-третьих, страны-импортеры СПГ могут уделять первоочередное внимание развитию газохранилищ, включая подземный сегмент и сегменты СПГ, чтобы избежать перебоев в поставках в случае таких аварий.

Автор: Айдар Шакиров
Аналитик по транспортировке и хранению газа
Отдел анализа газового рынка, Секретариат GECF



Print This Post Print This Post
©2024 Pro-arctic.ru