- PRO-ARCTIC - https://pro-arctic.ru -

Нормативно-правовое регулирование геологоразведки и добычи в Арктике

iea_Logo [1]Международное энергетическое агентство выпустило в июне этого года новое исследование «Россия-2014. Детальный обзор энергетической политики». Согласно выводам экспертов агентства, для успешного партнёрства между российскими государственными и международными нефтяными компаниями необходимо ликвидировать пробелы в отечественном законодательстве, особенно в свете того, что такое сотрудничество больше не строится на основе СРП.

По мнению МЭА, законодательные и нормативные требования должны учитывать необходимость снижения экономических, финансовых и юридических рисков, которые несут иностранные партнёры, чтобы в будущем они смогли более свободно инвестировать в развитие капиталоёмких проектов по мере успешного завершения геологоразведочных работ. Более того, данные вопросы необходимо решать, чтобы совместные предприятия могли привлекать внешнее финансирование, а это подразумевает, что банки должны быть уверены в том, что риски – особенно риски иностранных партнёров – обоснованы и отражены в договорной и нормативно-правовой базе. Это также является стратегическим интересом для «Газпрома» и «Роснефти», поскольку 70% инвестиций в такие проекты должно составлять финансирование первоочередного долга. Иностранные акционеры и банки могут оценивать текущие условия как крайне неопределённые, что может затруднить привлечение приемлемых долгосрочных кредитов.

Компаниям, объединяющимся в совместные предприятия, для участия в геологоразведочных работах, должно быть гарантировано право на участие в освоении месторождений в случае обнаружения запасов углеводородов. В рамках контрактов предоставления услуг на условиях риска, которые избраны российскими государственными компаниями, есть место для дальнейшего уточнения и прояснения роли и статуса иностранных компаний, в особенности операторов месторождений, по отношению к владельцу лицензии и партнёру из России, а также российскому государству.

В целом в существующем законодательстве, регулирующем ведение проектов на континентальном шельфе РФ, необходимо прописать обязанности международных нефтяных компаний, выступающих в роли операторов и держателей лицензий. Необходимо уяснить роль оператора как владельца и оператора активов на шельфе. Кроме того, законодательство должно способствовать принятию на себя иностранными компаниями роли оператора месторождения. Концепция оператора уже была введена в налоговое законодательство, чтобы иностранные компании, выступающие в роли операторов, могли извлекать выгоду из применения налоговых льгот в проектах на шельфе Арктики, но её ещё предстоит определять и дополнять. В частности, концепцию оператора необходимо внести и разъяснить в Федеральном законе «О континентальном шельфе Российской Федерации», поскольку концепция управляющей компании является запутанной и может означать подрядчика, а не оператора.

МЭА считает, что иностранные компании также необходимо защитить в России от одностороннего аннулирования лицензий государством или от участия в любых спорах или разногласиях между государством и российской компанией – держателем лицензии. Необходимо также отметить, что действующий Гражданский кодекс Российской Федерации не учитывает особый характер рисковых договоров. Он позволяет расторгать контракты с компенсацией только прямых расходов, что неприемлемо. По мнению экспертов агентства, необходимо прояснить отношения между государственной компанией и оператором, допустить их регулирование иностранным законодательством. В целом нужно чётко скоординировать необходимые изменения законодательства между собой для обеспечения систематичности изменений.

Важным вопросом, который потребует дальнейшего прояснения законодательства в свете проектов экспорта СПГ или нефти, является, по мнению специалистов агентства, реализация ресурсов на условиях, которые могли бы обеспечить справедливые и предсказуемые преимущества для международных нефтяных компаний и покрыть их расходы на разведку и добычу с привлекательным уровнем прибыли – через возможность получения доли в ресурсах в качестве платежа в натуральной форме, снижения цены на покупку части ресурсов или вознаграждения за услуги. Законодательству необходимо обеспечить равное принятие решений в рамках совместного предприятия о том, каким образом газовые ресурсы лучше вывести на рынок с целью продажи и кто получит от этого выгоду. Для жизнеспособности законодательно-нормативной базы и привлечения иностранных инвесторов в совместные предприятия необходимо предоставить право на участие в выводе газа на рынок или на получение платежей в натуральной форме, разумеется, при одновременном соблюдении условий, которые, возможно, будут определять демонополизированный экспорт газа. Также необходимо освободить компании, работающие на основе контрактов на оказание услуг на условиях риска, от уплаты НДС на услуги и работы.

Ещё один аспект: важные инфраструктурные объекты часто находятся за пределами компании, реализующей проект, что создаёт новые проектные риски для иностранных компаний, зависящих от развития инфраструктуры компанией-партнёром или государством. По тем же самым причинам такая инфраструктура также должна иметь право на налоговые стимулы. Необходимо ввести в действие изменения в налоговом законодательстве в том виде, как они содержатся в Постановлении №323. Законодательно-нормативная база должна обеспечить облегчение механизмов финансирования проектов с участием иностранных партнёров и максимально удешевить его, для чего потребуется предусмотреть полное и прогнозируемое определение рисков. Чтобы иметь возможность развивать проекты, также важно обеспечить рабочую силу в этих районах и особенно привлечь иностранных рабочих.

МЭА рекомендует продолжить разработку и адаптацию законодательного и нормативного регулирования для лицензионных участков разведки и добычи в Арктике с целью стимулирования притока инвестиций и разработки ресурсов иностранными компаний при их совместной работе с российскими госкомпаниями, а также обеспечить высокий уровень защиты окружающей среды.

/МЭА/