Борьба за Арктику: видна лишь вершина айсберга? Deutsche Welle.
В Гамбурге в Трибунале ООН по морскому праву 6 ноября началось слушание по делу задержанных в России активистов «Гринпис». В том, почему добыча на арктическом шельфе вызывает столько споров, разбиралась DW.
Акция протеста у нефтедобывающей платформы Приразломная в Баренцевом море завершилась для активистов «Гринпис» заключением в российской тюрьме. Практически одновременно с их задержанием российский атомный ледокол доставил факел с огнём Олимпиады 2014 г. на Северный полюс, где ещё в 2007 г. на дне моря был установлен российский флаг. В то время как Москва активно восстанавливает военное присутствие в Арктике, президент Владимир Путин не делает секрета из притязаний России на богатые ресурсы, которые, как предполагается, скрыты под тающим покровом арктического льда.
Изменения климата – сигнал к действиям?
Акция протеста у здания посольства РФ в Берлине против задержания активистов «Гринпис». По оценкам экспертов, предполагаемые резервы арктического шельфа составляют около 13 процентов мировых запасов нефти и треть всех газовых резервов. Рост цен на энергоресурсы и постепенное таяние арктических льдов вследствие изменений климата подстегнули международный интерес к региону. Вместе с тем возрастает и беспокойство экологов, которые утверждают, что разработка шельфа опасна для хрупкой арктической экосистемы, а сопровождающие её выбросы в атмосферу способны навредить мировому климату в целом.
Резкая реакция российских властей на действия активистов «Гринпис» у платформы «Приразломная» – явное свидетельство того, насколько важна для России Арктика. В то время как кампания экологов против добычи на шельфе идёт полным ходом, спор за арктические ресурсы продолжается.
Кому принадлежат сокровища Арктики?
Где пролегают точные границы Арктической зоны – вопрос, вызывающий много споров. Законодательство о территориальных водах применяется только в том случае, если запасы сырья находятся в прибрежной зоне. Однако ценные месторождения, как полагают, находятся и за пределами этой территории, составляющей 200 морских миль. Таяние арктических льдов привело к тому, что скрытые ранее ресурсы шельфа становятся всё более доступными.
Это усиливает конкуренцию между арктическими странами: в последние годы США, Канада, Дания, Норвегия и Россия активно выдвигают претензии на разработку ресурсов полярного региона. Законодательное регулирование территориальных притязаний стран в Арктике осуществляется в рамках Конвенции ООН по международному морскому праву. Чтобы морская территория отошла той или иной стране, государство должно представить доказательства того, что морское дно является продолжением материковой части её территории.
Международный трибунал по морскому праву начинает слушание дела Arctic Sunrise 6 ноября. Однако эти неясности не мешают государствам и нефтяным концернам форсировать добычу «чёрного золота». Так, в 2010 г. Норвегия и Россия подписали соглашение о границах в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане – шаг, облегчивший обеим странам разведку нефти в этих районах. В свою очередь Канада, которая по ротации возглавляет Арктический совет, созданный для защиты природы Арктики, сделала развитие этого региона своим приоритетом. Присутствие в Арктике усиливают также США и Дания. За разработку шельфа активно взялись крупнейшие международные нефтяные компании, в том числе с государственным участием: российская «Роснефть», норвежская Statoil, итальянская Eni, американская Exxon Mobil и нидерландско-британская Shell.
Риски добычи в Арктике.
После аварии на нефтяной платформе концерна BP, произошедшей в Мексиканском заливе в 2010 г., беспокойство экологов по поводу возможных последствий разливов нефти в арктических водах усилилось. Крупнейшие игроки отрасли отреагировали совместной программой, призванной изучить вероятные риски добычи на шельфе и возможности реагировать на них. Вечный лед, удалённость региона, неразвитая инфраструктура, непростые погодные условия и плохая видимость серьёзно осложняют процесс добычи на шельфе, утверждают специалисты. По мнению экспертов, нефтяные компании должны гарантировать безопасность своей работы в регионе, в первую очередь для его экологии и интересов населяющих его коренных народов.
Но именно этого нефтедобывающие концерны, по мнению экологов, не могут сделать. Защитники окружающей среды опасаются, что разработка шельфа может оказать разрушительное воздействие на уникальную хрупкую природу региона. Кроме того, в холодной воде нефтяные пятна от возможных разливов исчезают гораздо медленнее, предупреждают эксперты. Технологии ликвидации последствий разливов нефти в арктических водах на сегодняшний день развиты слабо, говорят они.
О возможном негативном воздействии добычи на шельфе для окружающей среды предупреждают и чиновники Евросоюза. В то же время Арктика для них – будущий источник нефти и газа, способный в ближайшие десятилетия повысить энергетическую безопасность. В свою очередь «Гринпис» ведёт активную борьбу за создание заповедной территории вокруг Северного полюса.
Интрига сохраняется.
В последние полтора месяца внимание международной общественности приковано к кампании «Гринпис» против бурения скважин в Арктике – благодаря акции активистов организации у российской платформы Приразломная и резкой реакции российских властей на неё. Арест 30 членов экипажа судна Arctic Sunrise был резко раскритикован западными политиками, экологами и СМИ. 6 ноября в Международном трибунале по морскому праву в Гамбурге началось слушание по делу Arctic Sunrise, решение по которому, как ожидается, будет вынесено 22 ноября.
Нидерланды, под флагом которых шло судно экологов, требуют от российских властей освободить Arctic Sunrise и задержанных активистов. Однако российская сторона отказалась от участия в слушании, заявив, что не признает юрисдикцию трибунала в указанном деле. А значит, экологи, которым российские власти на сегодняшний день инкриминируют хулиганство, пока остаются за решёткой.