Освоение ресурсного потенциала и обеспечение экологической безопасности Арктики

S_Donskoy_x220Сергей Донской, министр природных ресурсов и экологии РФ.

Россия, как и другие страны Арктической пятерки, играет важную роль в сохранении и использовании сырьевого потенциала Арктической зоны. А это треть мировых арктических владений и пятая часть территории Российской Федерации. Арктическая зона является чрезвычайно богатым минерально-сырьевыми ресурсами регионом. В регионе сконцентрировано большинство (подчеркиваю, именно большинство) открытых в России уникальных и крупных месторождений углеводородов.

На сегодняшний день в макрорегионе открыто свыше тысячи только стратегических месторождений полезных ископаемых. Из них более половины – это месторождения нефти. В пределах Арктической зоны разведаны уникальные месторождения алмазов, редкоземельных металлов, иного сырья, востребованного как отечественной промышленностью, так и на внешних рынках.

Основными странами, активно использующими природные ресурсы в пределах Арктической зоны, и в первую очередь занимающимися освоением полезных ископаемых в Арктике, являются Российская Федерация, США, Норвегия и Канада.

Причём Россия одной из первых приступила к эксплуатации газовых, нефтяных месторождений в пределах Арктической зоны, и с вводом в разработку в 1970-е годы газовых гигантов Ямала – Уренгой, Ямбург – прочно заняла лидирующие позиции по добыче углеводородного сырья. Но, в отличие от иных стран, мы концентрируемся на суше. А что же шельф?

Шельф играет ключевую роль в поддержании мировой нефтедобычи. По сути, шельф – важный резерв роста минерально-сырьевой базы углеводородного сырья на долгосрочную перспективу. По данным международных экспертов, за последние 10 лет более 2/3 запасов углеводородного сырья открыто на шельфе. Подавляющее большинство новых активов, созданных за последние 10 лет в мире для целей разведки и разработки месторождений нефти и газа также приходится на шельф.

Объёмы поискового бурения на континентальном шельфе, в том числе, в Арктике, тоже растут, прежде всего, за счёт Норвегии, активно стимулирующей освоение собственных нефтегазовых ресурсов. По прогнозу международных экспертов, к 2020 г. объём бурения на арктическом шельфе вырастет ещё больше, прежде всего за счёт развития геологоразведочных работ на шельфе Гренландии, США, и, конечно, России.

Добыча углеводородов на российском шельфе будет играть важную роль в энергетическом балансе РФ, являясь необходимой для замещения падения добычи на действующих месторождениях и сохранения позиций России в условиях роста внутреннего и внешнего спроса на нефть и газ.

В настоящее время континентальный шельф страны является единственным крупным резервом углеводородного сырья, с которым связаны перспективы дальнейшего развития ресурсной базы страны. Наиболее значительным потенциалом характеризуются недра арктических морей. Ресурсы нефти, газа и конденсата арктического континентального шельфа оцениваются в 83 млрд т условного топлива. Из них около 80% приходится на долю Баренцева и Карского морей (включая Обскую и Тазовскую губы), где находятся все 25 открытых на сегодняшний день в Арктической зоне Российской Федерации морских месторождений углеводородов с извлекаемыми запасами промышленных категорий более 10 млрд т у. т. (8,5 трлн куб. м и газа, 430 млн т нефти).

Изученность шельфа крайне неоднородна и варьируется от практически неизученных акваторий до областей, характеризующихся сравнительно высокой изученностью. Соотношение разведанных запасов и ресурсов углеводородного сырья таково, что из всех нефтегазоносных провинций России наиболее высока вероятность открытия крупных и уникальных месторождений нефти и газа именно на шельфе.

В настоящее время принимаются меры по повышению геологической изученности российского шельфа. В выдаваемые согласно законодательству лицензии на право пользования недрами континентального шельфа включаются существенные обязательства по проведению геологоразведочных работ. Это позволит кратно повысить изученность, выявить и вовлекать в разработку уже имеющийся потенциал. Вследствие выполнения дополнительных объёмов геологоразведки будет обеспечено достижение уровня изученности по всем заявленным площадям в объёме не менее 0,35 пог. км сейсмики 2D на 1 кв. км. Уже выдано 20 лицензий, рассмотрение ещё 29 заявок в настоящее время ведётся Роснедрами и Министерством. Там, где ещё недавно были белые пятна, скоро будут отрисованы перспективные структуры.

Государство выстраивает приоритеты в освоении богатой минерально-сырьевой базы Арктики. Для качественного освоения углеводородного потенциала необходимо формирование крупных морских и прибрежно-морских центров нефтегазодобычи, приуроченных к районам, где расположены наиболее крупные месторождения нефти и газа, с созданием необходимой инфраструктуры, обеспечивающей бесперебойную добычу, переработку и транспортировку сырья и продуктов его переработки.

В соответствии с планами нефтегазовых компаний, работающих на российском арктическом шельфе, в настоящее время рассматриваются вопросы о начале добычи нефти в Печорском море на Приразломном, Медынское-море и Варандей-море нефтяных месторождениях. В 2015 г. планируется ввод в эксплуатацию Долгинского нефтяного месторождения.

Начало добычи газа на месторождениях Северо-Каменномысское, Каменномысское-море и Семаковское в Обской и Тазовской губах Карского моря планируется в 2017–2020 годах. С целью комплексного и полномасштабного освоения углеводородных ресурсов Баренцева и Карского морей уже сегодня формируются центры нефтегазодобычи.

Ямал является базовым регионом освоения нефтегазового потенциала Арктической зоны Сибири, наиболее изученным и инфраструктурно подготовленным регионом, имеет уникальные запасы газа и конденсата. Данные ресурсной базы нефтегазового комплекса полуострова: ресурсы газа составляют 50 569 млрд куб. м, запасы – 10 847 куб. м, нефти 4 144 млн т и 2 921 млн т соответственно, конденсата – 3 256 млн т и 231 млн т. Ямал остается регионом базовой газодобычи на среднесрочную перспективу. Гыданский полуостров – следующий после Ямала этап освоения Арктической зоны. Ресурсная база обеспечит ежегодно добычу более 60 млрд куб. м, до 4 млн т газового конденсата. Полуостров имеет высокие перспективы, в том числе развития производства сжиженного природного газа, уже выстраивается инфраструктура, чтобы можно было рентабельно вовлекать в разработку новые месторождения.

Необходимо отметить, что формирование и развитие центров нефтегазодобычи должно осуществляться с максимальным использованием существующей инфраструктуры и предполагать создание не только заводов СПГ для вывоза газа из регионов, не связанных с системой магистральных газопроводов, но и нефтеперерабатывающих производств – как с целью экспорта нефтепродуктов и повышения энергетической безопасности субъектов Российской Федерации, так и для топливообеспечения самого процесса освоения арктического региона.

Трубопровод Заполярье-Пурпе обеспечит транспортировку продукции до системы магистральных трубопроводов. Использование комплекса СПГ-Сабетта позволит расширить рынок поставок углеводородов в Азию и Европу. Впоследствии акцент в освоении минерально-сырьевой базы Арктической зоны будет смещаться на восток, на Таймыр с Хатангским заливом и Восточно-Сибирским морем, имеющий низкую геологическую изученность, но высокие перспективы, не только нефтегазовые, но и по твердым полезным ископаемым.

Важнейшая роль при освоении арктического континентального шельфа Российской Федерации, формировании центров нефтегазодобычи должна отводиться Северному морскому пути, который необходимо обустраивать и использовать в качестве единой транспортной основы дальнейшего развития Арктики. Для реализации имеющегося ресурсного потенциала, социально-экономического развития удалённых арктических регионов необходимо использование механизма государственно-частного партнёрства, в котором государство возьмёт на себя проведение начальных геологоразведочных работ и создание инфраструктуры, а бизнесу достанутся детальные геологоразведочные работы и строительство горнодобывающих комплексов.

Уже имеются заявки на лицензирование площадей, за 5–7 лет будет изучен также прилегающий шельф. Совместное освоение минерально-сырьевого потенциала шельфа и суши Арктической зоны позволит создать синергетический эффект, минимизировать инфраструктурные затраты и повысить рентабельность реализации соответствующих проектов.

Чтобы подстегнуть освоение богатых минерально-сырьевых ресурсов Арктики, Правительство Российской Федерации предприняло беспрецедентные меры по экономическому стимулированию данного процесса. В соответствии с распоряжением российского правительства № 443-р «Об основных мерах по укреплению стратегических позиций России в мировой энергетической отрасли на период до 1 января 2016 г.» предусмотрено установить такие налоговые условия, при которых доля государственных изъятий составит около 40%, что на текущий момент не имеет мировых аналогов. Это ещё раз подчеркивает важность арктического шельфа для развития отечественной экономики.

Классифицировать все шельфовые проекты на 4 категории в зависимости от уровня сложности – предоставить им разные адвалорные ставки налога на добычу полезных ископаемых (5–30%) и разные сроки государственных гарантий о неизменности налогового режима (5–15 лет). Новую систему применять для проектов, добыча на которых начнётся не раньше 1 января 2016 г. Не применять экспортную пошлину на нефть, освободить от налога на имущество, а также ввозной таможенной пошлины и НДС для высокотехнологичного оборудования. Установить возможность применения пониженных ставок налога на добычу полезных ископаемых при цене на нефть меньше 60 долларов за баррель. Вести раздельный учёт доходов и расходов по каждому проекту.

В свете нового налогового режима российские шельфовые проекты Арктической зоны выглядят весьма привлекательно. Но и сложность задачи не имеет мировых аналогов. Путём таких льгот мы можем сделать проекты на шельфе окупаемыми, несмотря на тяжелейшие условия, высокие геологические риски, колоссальные инфраструктурные затраты.

Согласно расчётам экспертов по соотношению индекса рентабельности и риска в рамках предлагаемого налогового режима российские арктические проекты смогут конкурировать за инвестиции шельфа с глубоководными проектами в других, более благоприятных условиях.

Но, идя на такие льготы, мы в конечном итоге рассчитываем на положительный эффект для экономики от реализации проектов на шельфе в долгосрочной перспективе, который выражается не только в сумме дополнительных налоговых поступлений в российский бюджет, но и в мультипликативном эффекте от развития соответствующих отраслей промышленности, в том числе высокотехнологичных, развития инфраструктуры, создания новых постоянных высококвалифицированных рабочих мест и социально-экономического развития удалённых регионов Арктической зоны.

Разумеется, мы отдаём себе отчёт, что эксплуатация природных богатств без оглядки на окружающую среду способна принести больше вреда, чем пользы. Мы уже сейчас озаботились тем, чтобы освоение шельфа и месторождений региона велось с соблюдением высочайших экологических стандартов, ведь цена ошибки в условиях хрупкой и уникальной Арктики – слишком высока.

В настоящее время Минприроды России разрабатывает проект приказа «Об утверждении Методики расчёта финансового обеспечения осуществления мероприятий, предусмотренных планом предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, включая возмещение в полном объёме вреда, причинённого окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан, имуществу юридических лиц в результате разливов нефти и нефтепродуктов». Проект приказа направлен на гарантированное финансовое обеспечение мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов, проводимых компаниями. Размер финансового обеспечения указанных мероприятий будет определяться, исходя из наиболее вероятного размера разлива.

Россия принимала активное в участие в подготовке второго в истории юридически обязывающего панарктического документа – Соглашения о сотрудничестве в сфере готовности и реагирования на загрязнение нефтью моря в Арктике, подписанного в ходе восьмой министерской сессии Арктического совета в Кируне 15 мая 2013 г. Подписание соглашения является ещё одним свидетельством высокой ответственности арктических государств за состояние дел в регионе.

Важной особенностью российской Арктики является тот факт, что рынок сбыта минеральных ресурсов Арктической зоны может быть ориентирован как на Европу, так и на страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Минерально-сырьевая база Арктики имеет огромный потенциал, который должен стать драйвером развития удалённых и малодоступных регионов страны, развития промышленности, укрепления стратегических позиций России.

В своём выступлении коснусь ещё такого немаловажного для всех арктических стран аспекта, как обоснование внешней границы континентального шельфа Российской Федерации для Комиссии ООН по границам континентального шельфа. Россия за последние три года провела большой объём работ по батиметрическим и геофизическим исследованиям. В Северном Ледовитом океане выполнены батиметрические работы по галсам в объёме 10 613 пог. км и 17 250 пог. км на межгалсовых переходах, 760 км авиадесантных сейсмических работ и 128 гидрологических станций.

В пределах Центрально-Арктических поднятий выполнено сейсмопрофилирование МОВ ОГТ 5 315 пог. км, в т. ч. на поднятии Менделеева 3 400 км, профиль ГСЗ 480 пог. км, пробоотбор и глубоководное бурение (более 21 тыс. образцов каменного материала). Собраны уникальные доказательства по принадлежности к материковой окраине поднятий Ломоносова и Менделеева. Уже скоро, в конце 2013 – начале 2014 года планируется подача обновлённой заявки в Комиссию ООН по границам континентального шельфа.

Теперь остановлюсь на вопросе сохранения арктических экосистем. Ведётся активная работа по ликвидации накопленного экологического ущерба в Арктике. Особая уязвимость природной среды Арктической зоны предопределила начало проведения ликвидационных мероприятий именно с этого региона. В результате свёртывания хозяйственной и иной деятельности в Арктике остались объекты, на которых расположены свалки пустых бочек, склады горюче-смазочных материалов. Здесь происходит постоянный разлив нефтепродуктов в результате развивающейся коррозии бочкотары с одновременным попаданием нефтепродуктов в открытое море.

Минприроды России в рамках реализации поручения Председателя Правительства Российской Федерации в 2011 г. разработало и реализует Программу по очистке архипелага Земля Франца Иосифа на 2011–2014 годы. Так, в 2011–2013 годах общий объём финансирования составил 1 397 млн рублей. В 2014 г. планируется затратить 688,94 млн рублей. Отмечу, что главная трудность при очистке островов – сама Арктика, регион с низкими температурами, не приспособленный для того, чтобы там проводить уборку. Работы по транспортировке собранного мусора с островов на материк приходится вести чётко по графику, в короткий период времени – месяц-два.

Параллельно в рамках реализации подпрограммы «Освоение и использование Арктики» ФЦП «Мировой океан» в 2011 г. Минприроды России были начаты работы «Первоочередные мероприятия по очистке Арктической зоны Российской Федерации от загрязнений», целью которых является снижение ущерба от загрязнений, причинённых окружающей среде на ряде территорий Арктической зоны Российской Федерации в результате прошлой хозяйственной и иной деятельности: о. Врангеля, Ненецком Автономном округе, на территориях российского присутствия на архипелаге Шпицберген.

Россия играет особую роль в сохранении арктических экосистем Земли и присущего им видового разнообразия. К российскому сектору относится около трети всей площади Арктики. Именно здесь находятся территории, наиболее ярко воплощающие типичные черты арктических зональных экосистем. В России обитает примерно 80% всего видового биологического разнообразия Арктики.

В Российской Федерации традиционной и весьма эффективной формой природоохранной деятельности является создание особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Экологическая доктрина России рассматривает создание и развитие ООПТ разного уровня и режима в числе основных направлений государственной политики в области экологии. Целью создания таких территорий, полностью или частично изъятых из хозяйственного использования, является сохранение биологического и ландшафтного разнообразия как основы биосферы.

В соответствии с Концепцией развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 г., утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации, в российской Арктической зоне запланировано создать 2 новых национальных парка – «Центрально-Чукотский» в Чукотском АО и «Хибины» в Мурманской области, 1 новый заповедник – «Медвежьи острова» в Республике Саха (Якутия) в Восточно-Сибирском море к северу от устья реки Колымы, а также расширить территорию национального парка «Паанаярви» в Мурманской области.

В этом году на Чукотке создан национальный парк «Берингия». Это даст возможность проведения комплексного мониторинга региона, наиболее подверженного глобальным изменениям в Арктике. Территория парка будет включена в систему экологического и спортивного туризма. Национальный парк «Берингия» станет частью российско-американской заповедной территории. На сегодняшний день ведётся работа по созданию первой трансграничной особо охраняемой природной территории двух стран. Этот трансграничный резерват будет состоять из «Берингии» на территории России и национального парка Bering Land Bridge на территории США.

На территории парка насчитывается более одной тысячи видов и подвидов растений, на побережьях собираются птичьи базары, обитают снежные бараны, тихоокеанские моржи, и, конечно, белые медведи. Белый медведь – живой символ Арктики, но их будущее чрезвычайно хрупко. По мнению экспертов в результате браконьерства, загрязнения окружающей среды и разработки нефти в ближайшие 20 лет некоторые популяции могут исчезнуть.

С целью координация действий государств арктического региона, осуществляемых на национальном уровне, по сохранению и рациональному использованию белого медведя в 1973 г. в Осло пятью арктическими странами: Россией, США, Канадой, Норвегией и Данией/Гренландией было подписано Соглашение о сохранении белых медведей. В ноябре этого года исполняется 40 лет подписанию этого документа. Международный форум по вопросам, связанным с обеспечением охраны белого медведя в Арктике, и юбилейная встреча Стран-Сторон Соглашения о сохранении белого медведя пройдут Москве 4–6 декабря 2013 г. Это событие станет в ряд ключевых национальных и международных мероприятий Года охраны окружающей среды в Российской Федерации. Его целью является мобилизация усилий стран для принятия мер по предотвращению угрозы вымирания вида животных, являющегося символом и индикатором состояния биоразнообразия в Арктике.

Наблюдаемые в последнее время тенденции в изменении ледовых условий в регионе, обусловленные глобальными климатическими изменениями, приводят к тому, что прежде заповедный уголок становится местом реализации крупных проектов, точкой соприкосновения различных интересов. Повысившаяся транспортная доступность позволит макрорегиону играть большую роль в мире. В результате, вопросы экологической безопасности Арктики приобретают особое значение в связи с повышенной уязвимостью окружающей природной среды, интенсификацией освоения природных ресурсов, переходом России к модели устойчивого развития в интересах будущих и нынешних поколений.

Наша общая задача – найти баланс между освоением ресурсов Арктики и сохранением уникальных особенностей этой единственной в мире экосистемы. Мы можем сделать это только вместе, поскольку регион – это наш общий дом, который поистине должен стать территорией диалога.

/Минприроды, из доклада С. Донского на III Международном арктическом форуме «Арктика – территория диалога», 25 сентября 2013, г. Салехард/



Print This Post Print This Post
©2024 Pro-arctic.ru