- PRO-ARCTIC - https://pro-arctic.ru -

«Норникелю» насчитали рекордные 150 млрд руб за разлив топлива в Арктике

755912507391007

ГМК «Норильский никель» может заплатить рекордный в истории России и один из крупнейших в мире штраф за экологический ущерб — почти 150 млрд руб. В такую сумму Росприроднадзор оценил последствия разлива топлива под Норильском. Хотя выплата обойдется компании, по оценке аналитиков, в четверть EBITDA, на финансовую устойчивость «Норникеля» она повлияет не слишком сильно. Зато штраф может серьезно отразиться на размере дивидендов и усугубить конфликт основных акционеров компании — «Интерроса» и «Русала». В «Русале» уже назвали размер штрафа «неожиданным» и призвали «к честному разговору о том, что происходит в компании»

Российское правительство показательно оштрафовало «Норникель» за крупнейший в истории российской Арктики разлив нефтепродуктов под Норильском 29 мая. По оценке Росприроднадзора, авария нанесла ущерб на 147,7 млрд руб., и «Норникелю» уже предложено его добровольно покрыть. В «Норникеле» заявили, что пока не получили необходимых документов. Акции компании упали после этой новости на 5%.

Глава Минприроды Дмитрий Кобылкин уже назвал объем ущерба водным арктическим ресурсам беспрецедентным.

«Сумма ему соответствует. Если вспомнить аварию танкера Exxon «Эксон Валдис» у берегов Аляски, то предъявленная сумма ущерба и штрафов составила более $5 млрд»,— подчеркнул министр. Впрочем, Exxon оспорила штраф в суде и после почти 20 лет разбирательств снизила его размер на порядок. С другой стороны, сумма штрафа для «Норникеля», который должен быть перечислен в федеральный бюджет, превышает, например, все поступления от НДПИ на нефть за май.

«Сумма ему соответствует. Если вспомнить аварию танкера Exxon «Эксон Валдис» у берегов Аляски, то предъявленная сумма ущерба и штрафов составила более $5 млрд»,— подчеркнул министр. Впрочем, Exxon оспорила штраф в суде и после почти 20 лет разбирательств снизила его размер на порядок. С другой стороны, сумма штрафа для «Норникеля», который должен быть перечислен в федеральный бюджет, превышает, например, все поступления от НДПИ на нефть за май.

Финансы «Норникеля» вполне способны выдержать такую выплату: на конец 2019 года [1] на счетах было 172 млрд руб., вместе с неиспользованными кредитными линиями общий размер подушки ликвидности превышал $7 млрд. При этом запланированные на этот год капитальные вложения составляют всего $2,5 млрд, и «Норникель» ожидал роста этой суммы из-за трат на ликвидацию последствий разлива лишь на 5–10%. Глава и крупнейший акционер «Норникеля» Владимир Потанин оценивал [2] затраты на ликвидацию последствий в 10 млрд руб., помимо штрафа, который «сколько  насчитают, столько насчитают».

Но штраф, очевидно, существенно скажется на показателе чистой прибыли за 2020 год и, соответственно, дивидендах. В июне Владимир Потанин предложил [3] своим партнерам по акционерному соглашению — «Русалу» (27,8%) и Crispian Романа Абрамовича и Александра Абрамова (4,2%) — сократить дивиденды за 2020 год до минимального уровня в $1 млрд. За 2019 год компания заплатила $4,8 млрд дивидендов. В «Русале» тогда говорили, что готовы рассмотреть размер конкретных дивидендных платежей «Норникеля», когда акционеры будут располагать точной информацией об ущербе. Однако после объявления о штрафе в «Русале» отметили, что его размер оказался «неожиданным».

«Мы хотим честного разговора, что на самом деле происходит в компании»,— заявил “Ъ” заместитель главы «Русала» и член совета директоров «Норникеля» Максим Полетаев. «Для нас удивительно, что 10 млрд руб. были названы впрямую президенту руководителем компании, которому мы доверяем и который уже 20 лет является управляющим партнером. И теперь это выросло в 15 раз… очень неожиданно»,— сказал он, добавив, что «Русал» будет «принимать решения о реакции после окончательного и определенного завершения этого инцидента».

По мнению старшего аналитика по металлургическому сектору «Атона» Андрея Лобазова, штраф, хотя и огромный, не окажет существенного негативного влияния на «Норникель», составляя около 25% от его ежегодной EBITDA.

Аналитик полагает, что размер дивидендов серьезно не снизится, но компания может увеличить долговую нагрузку: коэффициент чистый долг / EBITDA вырастет на 0,25х (на конец 2019 года — 0,9х) и станет ближе к границе, начиная с которой ГМК должна снижать дивиденды (1,8х). Максим Худалов из АКРА не исключает, что размер ущерба может быть оспорен, а в его сумму могут зачесть стоимость работ по ликвидации последствий.

/www.kommersant.ru/ [4]