Парламентская газета: правовые преграды покруче ледовых.

Наши интересы в Арктике необходимо законодательно привести в соответствие с Морской доктриной России. С нового года вступает в силу Федеральный закон N132-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственного регулирования торгового мореплавания в акватории Северного морского пути». Закон важен для закрепления статуса нашей страны в этом регионе, особенно в свете усиливающегося интереса к нему ряда государств мира.

Национальный интерес

Напомним, что сегодня Арктика, согласно международным соглашениям, поделена на пять секторов ответственности между Россией, США, Норвегией, Канадой и Данией. Наш приоритет в исследовании и освоении арктического пространства, в том числе Северного морского пути (СМП), неоспорим. Русские мореплаватели ещё десять веков назад вышли в моря Северного Ледовитого океана. Пограничные столбы России установлены на Северном полюсе и погранзаставе Земли Франца-Иосифа. Поэтому не без оснований наша страна направила в Комиссию Евросоюза по внешним границам шельфа заявку о признании за ней «полярных владений» в границах 1926 г., включая Северный полюс.

Сегодня границы российского континентального шельфа в Арктике оспаривают Дания, США, Канада, составлена карта возможного территориального раздела региона. Так что борьба за Арктику идёт нешуточная. И каждый даже небольшой шаг в утверждении своего интереса имеет без преувеличения стратегическое значение. Именно под этим углом зрения следует рассматривать и федеральный закон. В чём его суть?

Во-первых, он позволяет привести существующую систему управления Северным морским путём в соответствие с Морской доктриной России с целью обеспечения наших национальных интересов в Арктике.

Во-вторых, реализация закона должна обеспечить единую систему управления в акватории Севморпути, для чего создаётся Администрация СМП, которая будет давать разрешение на право плавания и утверждать порядок его организации в целях обеспечения безопасности, а также предотвращения загрязнения морской среды.

В-третьих, дано новое определение акватории СМП как водного пространства, прилегающего к северному побережью России и охватывающего наши внутренние морские воды, территориальное море, прилежащую зону и исключительную экономическую зону.

В нужное время и в нужном месте

Можно утверждать, что такой закон появился в нужное время и в нужном месте, потому что всё более настойчиво на наш арктический сектор претендуют другие страны. Например, намерение освоить его выразили компании даже далёких от Арктики стран – Китая, Индии, Сингапура. Судя по публичным заявлениям, заинтересованные в присутствии в этом регионе страны не намерены учитывать исторические реалии. Так, США не согласны с тем, что ключевые части Севморпути представляют собой российские территориальные воды.

Поэтому отстаивать свои права на маршрут будет нелегко. Заместитель директора Департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Минтранса России Виталий Клюев указывает, что сегодня ситуация обостряется по двум причинам: во-первых, вследствие глобального потепления льды отступают и Севморпуть становится более удобным для плавания, а во-вторых, значительно расширяются технологические возможности современных судов. Кроме того, плавание в этом районе из-за отсутствия пиратов куда безопаснее, чем в тёплых морях.

По мнению Виталия Клюева, крайне необходимо урегулировать вопрос плавания по СМП путём законодательного закрепления особых правил на этой трассе. Как видим, принятый закон как раз и направлен на решение этой задачи. Правда, его практическая реализация может столкнуться с большими трудностями.

Одни эксперты указывают, что СМП – национальный морской путь России, поэтому мы вправе устанавливать порядок прохода судов – как российских, так и иностранных. Также наша страна может ужесточать требования к конструкции морских судов и повышать стандарты по экологии. А поскольку Северный Ледовитый океан, включая СМП, объявлен ООН особым районом, Россия и её представители могут контролировать любое иностранное судно.

Другие эксперты утверждают, что, поскольку участки открытого моря, так называемые нейтральные воды, согласно международному праву, находятся в свободном и равноправном пользовании всеми государствами, это исключает возможность эксклюзивных прав на них со стороны любого государства. Так что даже после вступления в силу нового закона нам всё равно придётся бороться за свои интересы в этом регионе.

Мнения

* Артур Чилингаров, член Комитета Совета Федерации по международным делам:
«Развернувшаяся в последние годы дискуссия вокруг Арктики порой приобретает излишне острый характер. Россию стали обвинять в стремлении никого не пускать в Арктику, захватить Северный полюс и расширить свои границы за счёт других стран.

Утверждённые Президентом страны “Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 г. и дальнейшую перспективу” определили современные и будущие позиции России в этой части планеты. Одним из основных направлений государственной политики в Арктике является использование Северного морского пути в качестве единой национальной транспортной магистрали Российской Федерации, являющейся ключом к освоению природных ресурсов региона».

* Михаил Слипенчук, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии:

«Сегодня Арктика является зоной пересечения геополитических интересов. В первую очередь это вызвано интересом к значительным запасам углеводородов и активным расширением Северного морского пути, что создаёт новые транспортные возможности, значительно сокращая экономические издержки при грузовых перевозках. На мой взгляд, основными задачами освоения Арктики является выработка новых организационно-правовых основ международного государственно-частного партнёрства в этом регионе, разработка концепции освоения и развития региона с учётом интересов всех приарктических стран».

Справка

Северный морской путь – кратчайший маршрут между Северной Европой и странами Азиатско-Тихоокеанского региона. При следовании по нему в сравнении с плаванием через Индийский океан время в пути сокращается с 33 до 20 суток.
Российский атомный ледокольный флот сегодня – самый мощный в мире: он состоит из шести ледоколов, одного контейнеровоза и четырёх судов технологического обслуживания. В проекте федерального бюджета на ближайшие три года предусмотрено финансирование постройки трёх ледоколов.

В 1991 г. Северный морской путь был открыт для международного судоходства, в 2011 г. по нему прошли 34 иностранных судна.

Потенциальный грузопоток Севморпути оценивается в 50 млн т в год.

Перспективы развития Северного морского пути в значительной степени зависят от разработки разведанных в его зоне минеральных ресурсов. Прежде всего с освоением уникального Штокмановского месторождения нефти и газа с запасами свыше 3 трлн м3 газа.

СМП – национальный морской путь России, поэтому мы вправе устанавливать порядок прохода судов – как российских, так и иностранных.

/«Парламентская газета», 02.11.2012, Юрий Говердовский, «Правовые преграды покруче ледовых»/



Print This Post Print This Post
©2024 Pro-arctic.ru