Эксперт: Арктика как стратегическая точка требует новых правовых норм
Арктика становится центром притяжения интересов многих стран как объект исследований, источник ресурсов и возможный транспортный путь, и необходимо разработать правовые нормы, которые позволят разрешить в дальнейшем все связанные с этим возможные спорные вопросы. Об этом сообщил в четверг корреспонденту ТАСС заведующий кафедрой международного публичного и частного права Юридической школы Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) Вячеслав Гаврилов на научно-практической конференции, посвященной различным аспектам права
«Проблема очень многообразна, это связано с целым рядом обстоятельств, начиная с современной политической ситуации и заканчивая перспективами развития человечества в целом. Арктика в настоящее время в силу объективных причин становится центром притяжения и противоречий многих интересов… А коль скоро возникает столкновение интересов, возникает вопрос: как это столкновение может быть разрешено? Так или иначе нужно договариваться, вопрос в том, кто и в каких рамках будет договариваться, какие структуры будут существовать для этого и при помощи чего будут создаваться механизмы взаимодействия», — сказал Гаврилов.
«Кухня погоды»
«Нас всех заботит изменение климата, которое мы сейчас наблюдаем. И все это зарождается в Арктике, ее еще называют кухней погоды. Именно поэтому исследования Арктики с точки зрения метеорологии и целого ряда других наук являются ключевыми для понимания того, что будет со страной, даже находящейся ближе к экватору, через несколько лет», — сказал собеседник.
По его словам, в частности, азиатские страны уже активно используют арктические исследования, чтобы понять, что может ожидать их в будущем. И для подобных исследований также необходимо подготовить правовую базу, чтобы избежать конфликтных ситуаций.
Транспортный вопрос
Гаврилов отметил, что из-за глобального потепления и происходящего в связи с ним активного таяния льдов освобождаются значительные арктические пространства, которые в будущем могут открыть новые транспортные маршруты.
«Потепление освобождает арктические пространства в значительном количестве, и это открывает абсолютно новые торговые и прочие маршруты передвижения грузов. До сих пор 90% всех перевозок грузов осуществляется морским транспортом. Освобождение Арктики от льдов — это новые пути взамен или в качестве альтернативы существующим. Это очень серьезная перспектива, потому что в этом случае одни страны могут приобрести очень много, а другие — потерять», — сказал Гаврилов.
Кладовая ресурсов и «купол» Земли
Еще одним спорным вопросом, решение которого требует правовой базы, являются ресурсы Арктики.
«Очень много неразведанных и не добытых пока ресурсов запечатаны в арктическом пространстве. Именно поэтому еще один очень важный вопрос: кто будет владеть этими ресурсами и распоряжаться ими в перспективе на фоне постепенного истощения ресурсов в привычных известных нам областях», — отметил собеседник.
Кроме того, по словам Гаврилова, Арктика имеет стратегическое значение с военной точки зрения и тот, кто будет находиться на этом пространстве, сможет так или иначе контролировать все северное полушарие.
«Так как это точка соприкосновения интересов целого ряда стран, причем стратегических, позиция Российской Федерации здесь должна быть очень жестко и четко выверена для того, чтобы, с одной стороны, мы не ущемили свои интересы, а с другой — не вступили в полную конфронтацию, которая бы заморозила любую перспективу сотрудничества между государствами», — считает Гаврилов.
Научно-практические конференции, посвященные различным аспектам права, проходят сегодня в Дальневосточном федеральном университете. На них эксперты, ученые и представители юридических кругов обсуждают различные правовые вопросы, в том числе посвященные Арктике и юридической ответственности за нарушение законов об охране животного мира.