Притягательная Арктика: как Россия намерена развивать экономику северных регионов

e2de94bb6f11a73f9f66daf1b37e8c82

Конференция по экономическому развитию Арктики впервые состоится в рамках Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ-2016), который пройдет в северной столице 16-18 июня.

Сейчас отобрано 145 проектов на общую сумму 4,8 трлн рублей для реализации в Арктической зоне РФ, сообщил вице-премьер Дмитрий Рогозин на заседании Морской коллегии и президиума Госкомиссии по вопросам развития Арктики, которая прошла в конце мая. Из этих денег почти 4 трлн рублей — это внебюджетные источники.

Проблемы и перспективы

В число наиболее перспективных и имеющих межотраслевое значение включено 17 проектов. Общий объем их финансирования составляет около 2,8 трлн рублей. Все проекты находятся в разной степени готовности к реализации, тем не менее они «далеко не совсем бумажные», подчеркнул Рогозин.

Зампред правительства рассказал, что часть проектов обеспечена финансированием, но имеются проблемы административного и нормативно-правового характера. Другая часть проектов необходимого финансирования не имеет, и поэтому предстоит искать инвесторов. Более того, часть проектов ждет государственного решения своей судьбы, потому как для их реализации необходимо привлечение иностранного инвестора, пояснил Рогозин.

Все представленные проекты, про его словам, являются масштабными и системообразующими, они способны выступить в роли драйверов социально-экономического развития арктической зоны и они обладают значительным влиянием на развитие смежных отраслей всей инфраструктуры и социальной сферы.

Арктический совет и международные связи

Внимание России к Арктике растет, наша страна продолжает сотрудничество по вопросам региона с другими государствами, несмотря на сложную ситуацию в мире, сообщил посол по особым поручениям МИД РФ, старшее должностное лицо в Арктическом совете Владимир Барбин.

Основные задачи, которые решает российская внешняя политика в Арктике, сводятся к сохранению региона в качестве региона мира и сотрудничества, отметил он. Несмотря на сложные времена на международной арене, в Арктике нам удается сохранить сотрудничество, сказал дипломат 20 мая на конференции по случаю Дня полярника.

Барбин добавил, что к теме развития региона проявляют интерес азиатские государства и РФ находится на конкурентном рынке: большой интерес к развитию и осуществлению проектов в Арктике испытывают наши азиатские партнеры, в частности Китай, Индия, Вьетнам, Южная Корея, Сингапур.

Арктический совет был официально учрежден в 1996 году в соответствии с Оттавской декларацией и является межправительственным форумом высокого уровня, обеспечивающим содействие сотрудничеству в этом регионе, особенно в сфере защиты окружающей среды. Государствами — членами Арктического совета являются Канада, Дания (включая Гренландию и Фарерские острова), Финляндия, Исландия, Норвегия, Россия, Швеция и США.

Охрана границы в Арктике и безопасность

Погранслужба ФСБ РФ увеличивает число кораблей ледового класса для арктической зоны, оснащенных площадками для вертолетов и беспилотников. Об этом сообщил ТАСС руководитель службы Владимир Кулишов.

На сегодняшний день, рассказал он, на Балтике проходит государственные испытания пограничный сторожевой корабль ледового класса «Полярная звезда». В этом году после завершения программы испытаний корабль приступит к выполнению задач с дислокацией в порту Мурманска. Еще два таких корабля вступят в строй в 2019 году.

По проекту все эти суда вертолетонесущие и приспособлены для размещения комплексов беспилотных летательных аппаратов. Кроме того, в текущем году планируется продолжить серийное строительство пограничных патрульных кораблей типа «Пурга», которые также имеют ледовый класс и способны работать с вертолетами и беспилотными аппаратами, отметил Кулишов.

Он напомнил, что в последние годы российская Арктика все более притягивает к себе интересы мирового сообщества. Там проходит Северный морской путь — кратчайший судоходный маршрут между Европой и Азией, на российском арктическом шельфе сосредоточено более 20% мировых запасов углеводородного сырья, морские биоресурсы могут добывать в промышленных масштабах. Кроме того, развивается туризм на арктических островах Северного Ледовитого океана.

В данных условиях, указал глава Погранслужбы, существенно возрастает роль береговой охраны, выступающей гарантом обеспечения пограничной безопасности в этом стратегически важном регионе. Зона ответственности береговой охраны уже давно вышла за пределы акваторий, находящихся под юрисдикцией государства. К таким районам, например, относится зона архипелага Шпицберген, где пограничные корабли совместно с береговой охраной Норвегии осуществляют контроль рыболовства.

Среди других важных задач он выделил защиту российских экономических интересов по освоению арктического континентального шельфа.

Ожидания и инициативы регионов

Власти Мурманской области ожидают прихода в регион и Арктику в целом новых инвесторов, в том числе из стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Об этом ранее сказала в интервью ТАСС губернатор Мурманской области Марина Ковтун.

Арктическая тема станет одной из ключевых в рамках Петербургского международного экономического форума, напомнила она, и поэтому все заинтересованные стороны ждут обсуждения вопросов торгово-экономического сотрудничества в Арктике, инвестиционного потенциала арктического макрорегиона с целью привлечения в него российских и зарубежных инвесторов, в том числе из стран АТР.

Губернатор уверена, что растущее внимание к развитию Арктики со стороны многих, в том числе не арктических стран, создает хорошую основу для продвижения многостороннего сотрудничества. Многие наши инвестиционные предложения напрямую связаны с арктической спецификой региона, пояснила она. Незамерзающий Кольский залив, базирование атомфлота и в целом перспективы по освоению Арктики позволяют формировать выгодные предложения для инвесторов в транспортно-логистической, высокотехнологичной нефтесервисной и рыбопромышленных сферах.

Якутия станет пилотной территорией по созданию опорной зоны в Арктике, концепция создания северо- якутской опорной зоны будет готова к концу текущего года, сообщил ТАСС и.о. первого зампреда правительства — министр экономики Якутии Алексей Стручков.

Минэкономразвития РФ предлагает новую редакцию госпрограммы «Развитие Арктики», приоритетным направлением которой станет создание опорных зон в российской Арктике, пояснил он. Якутия выбрана пилотной территорией — это северо-якутская опорная зона, направленная на кластерное развитие территории, когда один проект генерирует развитие других отраслей, которые в целом сказываются на повышении качества жизни населения. Опорная зона представляет собой симбиоз территории опережающего развития, особой экономической зоны и приоритетных инвестпроектов.

В концепции создания опорной зоны Якутия в качестве основы заложила добывающие проекты в своих арктических районах: добыча углеводородного сырья на территории Анабарского района, добыча олова в Усть-Янском районе, разработка золоторудных месторождений на северо-востоке республики, развитие порта Тикси и Зеленомысского речного порта, модернизация Жатайского судоремонтного и судостроительного завода, который будет обслуживать весь Ленский бассейн. Также предусмотрено развитие традиционных отраслей Севера, сельского хозяйства, туризма, энергетики, транспорта и создание аэропортовых комплексов.

По предварительным оценкам, на развитие этих проектов необходимо 40-50 млрд рублей.

Проект концепции будет презентован главой республики Егором Борисовым на конференции, посвященной вопросам развития Арктики в рамках ПМЭФ-2016.

Власти Ненецкого автономного округа (НАО) разрабатывают проекты глубоководного морского незамерзающего порта и железной дороги. С помощью этих проектов, общая стоимость которых предварительно оценивается в 260 млрд рублей, регион выйдет на Севморпуть, сообщил ТАСС губернатор НАО Игорь Кошин.

По его словам, в состав приоритетных вошли два окружных проекта — строительство глубоководного морского порта Индига и железной дороги «Сосногорск — Индига». Предварительная проектная стоимость глубоководного порта составляет порядка 120 млрд рублей, железной дороги — около 140 млрд рублей.

«Задача — инфраструктурно раскрыть наш регион, нашу страну, — подчеркивает Кошин. — В Архангельской области заработает Северный морской путь, а если у нас получится построить железную дорогу из Сосногорска на Индигу, и там у нас будет порт не только для отгрузки сжиженного природного газа, перевалки нефти, но и для отгрузки генеральных грузов».

Терминал «Ворота Арктики»

В канун ПМЭФ началась реализация крупнейшего арктического прокта: с терминала «Ворота Арктики» был отгружен первый танкер с нефтью Новопортовского месторождения. Как сообщил гендиректор «Газпром нефти» Александр Дюков в ходе телемоста с президентом РФ, в проект уже инвестировано 186 млрд рублей, а за время эксплуатации данного объекта налоговые поступления в бюджеты всех уровней превысят 1,5 трлн рублей.

Говоря о качестве нефти, добываемой на Новопортовском месторождении, Дюков отметил, что этот сорт характеризуется высоким качеством и относится к категории «легкой нефти» с низким содержанием серы, что дает ей дополнительные конкурентные преимущества на мировом рынке.

Эта нефть более качественная, чем нефть марки Brent и торгуется с премией к нефти марки Brent, пояснил Дюков. Он добавил, что продолжается строительство высокотехнологичных горизонтальных скважин на месторождении, расширяется и развивается наземная инфраструктура.

Идет строительство мощной электростанции. На Выборгской судоверфи началось строительство новых современных мощных ледоколов, которые будут работать на этом проекте, сообщил глава «Газпром нефти».

«Ворота Арктики» — первый круглогодичный арктический терминал, построенный в акватории Обской губы в районе Мыса Каменного на Ямале для обеспечения круглогодичной транспортировки нефти морем, в том числе в экстремальных природно-климатических условиях. Речь идет о танкерной отправке нефти с Новопортовского месторождения, которое разрабатывает дочерняя компания «Газпрома» — «Газпром нефть».  Максимальная мощность по перевалке сырья составит более 8,5 млн тонн нефти в год.

Создание единого оператора Севморпути сократит издержки

Создание единого транспортно-логистического оператора на Северном морском пути сократит издержки госбюджета на арктические перевозки, считает председатель Делового совета при госкомиссии по развитию Арктики, первый зампредседателя Морской коллегии Сергей Шишкарев.

По его словам, очень многие ведомства сегодня занимаются арктическим завозом, большие завозы идут в рамках Министерства обороны. Поэтому объединение усилий в данном случае для экономии флота, исключения так называемого «мертвого фрахтования», по большому счету должны сократить расходы государственного бюджета на реализацию этих перевозок», уверен Шишкарев.

В рамках консорциума заявлено участие крупных транспортных компаний. Может быть, другие участники транспортного рынка присоединятся к работе, а значит, конкурентная среда будет сохранена, добавил он. Шишкарев также выразил убеждение, что рано или поздно современные технологии и стратегическое значение Севморпути так или иначе приведут к появлению международного транзита по этому направлению.

В конце мая Дмитрий Рогозин дал поручение Минтрансу и Минобороны в ближайшее время создать единого оператора на Севморпути. По словам вице-премьера, необходим некий субъект, который возьмет на себя проработку всех вопросов, в том числе и вопросов, связанных с размещением заказов по судостроению.

Экологический надзор

Губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО) Дмитрий Кобылкин предлагает передать на уровень регионов Государственный экологический надзор в Арктической зоне на объектах, не внесенных в федеральный перечень. При этом объекты особой важности для экономики и обороноспособности страны Кобылкин считает нужным вносить в перечень федерального уровня контроля и надзора, который утверждается правительством РФ.

Это предложение он озвучил 27 мая на совещании в Салехарде с участием генпрокурора РФ.

По мнению главы ЯНАО, введение данной инициативы устранит действующие противоречия законодательных норм в сфере надзора и контроля за недропользователями и их промышленными объектами.

Сейчас, привел цифры губернатор, на Ямале зарегистрировано 425 компаний ТЭКа, геологоразведки и сервиса, ЖКХ, строительства и транспорта. На их долю приходится 90% отходов и загрязняющих выбросов.

При этом в зоне регионального контроля находятся только образовательные и социальные учреждения, субъекты малого и среднего предпринимательства, но степень их негативного воздействия несравнима с крупными хозяйствующими субъектами.

Исследованиями окружающей среды Ямала занимаются 15 мониторинговых полигонов. Благодаря комплексному подходу к надзору за экологией в Арктической зоне, стало возможным заранее просчитывать последствия природопользования, подчеркнул Кобылкин, и за 2014 год вложения четырех крупнейших недропользователей Ямала составили более 230 млрд рублей.

Ситуация по экология — тревожная

Общая площадь земель, подлежащих рекультивации в Чукотском автономном округе, превышает 43 тыс. гектаров. Об этом заявил в Салехарде на совещании по надзору за экологией в Арктической зоне РФ генпрокурор Юрий Чайка.

«В Чукотском автономном округе общая площадь земель, подлежащих рекультивации, более 43 тыс. гектаров. Из них на данный момент восстановлено чуть более 600 га, это менее 1,5 %», — отметил он.

В Чукотском автономном округе общая площадь земель, подлежащих рекультивации, более 43 тыс. гектаров. Из них на данный момент восстановлено чуть более 600 га, это менее 1,5 %Юрий ЧайкаГенеральный прокурор РФ

По словам генпрокурора, в Арктике медленными темпами решается вопрос рекультивации нарушенных земель, ликвидации ущерба для экологии прошлых лет, а также обеспечение экологической безопасности на предприятиях советского периода.

В Арктической зоне, по оценке Чайки, сложилась тревожная ситуация с экологией. Проверки, проводимые прокурорами, сказал, свидетельствуют, что предприятия-недропользователи допускают большое число нарушений. Особую опасность представляют нефтеразливы, сбросы сточных вод с содержанием цинка, магний, а также выбросы вредных веществ в воздух. Фиксируются нарушения с утилизацией отходов, это проблему необходимо решать оперативно, сказал Чайка.

Кромка арктических льдов может дойти до Мурманска — ученые

Площадь льдов в Арктике через 5-10 лет увеличится, а кромка льда будет доходить до Мурманска, сообщил ранее ТАСС академик Российской академии наук, директор Мурманского морского биологического института Кольского научного центра РАН Геннадий Матишов.

По его прогнозу, через 5-10 лет все (арктические моря, омывающие Россию — прим. ТАСС) будет затянуто льдом. Кромка льда может дойти до Мурманска. Как обычно, она то до Мурманска доходит, то до Земли Франца-Иосифа уходит, пояснил ученый. Сейчас она ушла почти до Земли Франца-Иосифа. А в период похолодания она опять вернется к Мурманску, сказал Матишов.

Академик прогнозирует увеличение ледяного покрова в Арктике в связи с цикличностью изменения климата. По его словам, наиболее теплый период цикла подходит к концу, а за ним придет похолодание, что усложнит ледовую обстановку и навигацию по Северному морскому пути. В связи с этим Матишов видит необходимость для России увеличивать количество атомных ледоколов.

В то же время в последние годы большинство ученых заявляют о сокращении площади льдов в Арктике. Так, в 2012-м NASA говорило о том, что таяние льдов в регионе за предшествующие 20 лет усилилось и шло в три раза быстрее, чем в 1990-е годы. В 2014 году на основании полученных из космоса снимков NASA констатировало сокращение площади арктических льдов до 5,02 млн кв. км.

При этом средний показатель 1981-2010 гг. составлял 6,22 млн кв. км. А в апреле этого года эксперты NOAA (Национального управления океанических и атмосферных исследований) США опубликовали исследование, прогнозирующее, что в 2016 году аномально высокая температура может привести к рекордно быстрому таянию арктического морского льда уже этим летом, а ледяной покров будет находиться на самом низком уровне с конца 70-х годов прошлого века.

Амбиции Канады

Вооруженные силы Канады планируют расширить свое присутствие в Арктике путем увеличения зоны логистического обслуживания. Об этом сообщил специализированный еженедельник «Дифенс ньюс».

Канадские вооруженные силы, пишет он, планируют увеличить зону логистического обслуживания в Арктике, что подготовит почву для большего присутствия страны в этом бесплодном и обособленном регионе. Издание отмечает, что улучшение структуры логистики требуется для достижения целей (нового, либерального) канадского правительства по активизации деятельности в Арктике. ВС Канады собираются расширить открытый в 2013 году тренировочный центр, который использовался только в зимний период. Объект, который вмещает около 120 военнослужащих, хотят перевести на круглогодичный режим работы и увеличить площадь его складов.

ВС страны также планируют создать к 2018 году оперативные центры в регионе, «которые позволят ускорить первоначальный этап развертывания сил и увеличить до 30 дней проведение продолжительных операций в Арктике». К 2018 году также ожидается создание станции по заправке кораблей ВМС Канады.

Прежнее правительство консерваторов не решалось на такие действия из-за их дороговизны. Кабинет посчитал, что они бы обошлись бюджету гораздо дороже, чем операции в Афганистане. По данным издания, Канаде принадлежит участок Арктики площадью около 3,9 млн кв. км, что превышает размеры Индии.

Российская заявка на расширение шельфа

Ожидать знаковых для России результатов по итогам обсуждения российской заявки на расширение шельфа в Арктике, которое пройдет с 8 по 12 августа в ООН, пока рано. Такую точку зрения высказал министр природных ресурсов и экологии РФ Сергей Донской.

«В августе планируется первое заседание рабочей группы, где будет рассмотрена наша заявка. Тот объем информации, который мы представили, должен быть уже представлен коллегам, и мы, наконец, получим от них конкретные вопросы по тем или иным темам, связанным с геологией и так далее. Я сейчас не буду предугадывать (итоги встречи — прим. ред.), в августе коллеги поедут, проведут необходимые дополнительные презентации и получат конкретную информацию», — отметил министр.

По его мнению, вопросы от других участников процесса «всегда будут оставаться», а задача российской стороны при работе с комиссией ООН, прежде всего, состоит в их разъяснении.

Прежние договоренности с Норвегией и США

В 2011 году Россия достигла договоренностей с Норвегией о делимитации морских пространств в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане. 1 июня 1990 года Москва заключила договор с Вашингтоном о разграничении территорий, экономических зон и континентального шельфа в Чукотском и Беринговом морях, а также в Северном Ледовитом и Тихом океанах. США ратифицировали данный договор, в то время как Россия его временно применяет с момента подписания до настоящего времени.

Глава Минприроды РФ Сергей Донской ранее заявлял, что Канада, Дания и США, претендующие на присоединение территорий в Арктике, не возражают против рассмотрения в комиссии ООН российской заявки на расширение континентального шельфа в Северном Ледовитом океане. Министр также подтвердил существование неурегулированных вопросов делимитации морских пространств в Северном Ледовитом океане между Россией, Данией и Канадой.

Интерес государств к северным морям продиктован тем, что в их недрах содержатся 83 млрд тонн условного топлива. Из них около 80 процентов приходится на долю Баренцева и Карского морей. При этом вероятность открытия новых крупных месторождений нефти и газа на практически неизученных зонах шельфа очень высока.

/tass.ru/



Print This Post Print This Post
©2021 Pro-arctic.ru