- PRO-ARCTIC - https://pro-arctic.ru -

Новая Киркенесская декларация.

Андреа Хилл, BarentsObserver, 4 мая 2013 г.

Киркенес. Во вторник на Баренц-саммите руководители правительств стран Баренцрегиона призвали к улучшению транспортного сообщения восток-запад, планомерному освоению ресурсов и сотрудничеству по вопросам, связанным с изменением климата. «Исключительные возможности открываются перед всеми нами: имеются исключительные возможности для экономического роста, есть и исключительные проблемы в том, чтобы достичь всего желаемого сбалансированными методами», – сказала премьер-министр Финляндии Юрки Катайнен на саммите в Киркенесе, Норвегия.

Kirkenes41d46b68901992082714_x660 [1]

На Баренц-саммит приехали премьер-министры и министры иностранных дел стран, входящих в Баренцев Евроарктический Совет, чтобы отпраздновать двадцатилетие экономического, экологического и культурного сотрудничества между своими странами. Все вместе они представили широкой публике новую Киркенесскую декларацию, созданную на основе прежней, подписанной в 1993 г. Перед странами открываются возможности для дальнейшего сближения в Арктике, которая претерпевает стремительные перемены в связи с климатическими сдвигами и растущей заинтересованностью бизнеса в освоении природных ресурсов.

«Сегодня регион переживает положительные и отрицательные последствия глобального потепления и растущего мирового спроса на минеральное сырьё, нефть и газ, – сказал Катайнен. – Вот почему Баренцево сотрудничество сохраняет исключительную актуальность и сегодня».

В декларации содержится пункт о формировании совместного транспортного плана, который поможет координировать усилия Баренц-стран по строительству трансграничных автомобильных и железных дорог, морских и воздушных портов.

«Транспорт не может стать препятствием для нашего будущего, – сказал Катайнен, выступая перед журналистами после саммита. – Ездить нужно трудящимся, ездить нужно деловым людям».

Главный вопрос на пути развития транспорта в Баренцрегионе, по его словам, – финансы и формирование долгосрочного инвестиционного плана, которому предстоит пройти долгий путь, чтобы помочь развитию транспортных связей в регионе.

Улучшения сообщения также можно достичь через планы Совета по поиску путей «облегчения и популяризации» движения через границы и по работе над безвизовым режимом при краткосрочных поездках в Баренц-странах. Последние 20 лет это приобретает всё более важное значение, поскольку число людей, пересекающих границы, существенно выросло.

«Нашей целью должен быть безвизовый режим между всеми странами, представленными в регионе», – сказал премьер-министр Норвегии Йенс Столтенбрег, отметив, что движение через норвежско-российскую границу выросло с 8 тыс. человек в год в 1990 г. до более чем 250 тыс. человек в год в настоящее время.

В декларации также отражено стремление снять препятствия на пути торговли в Баренцрегионе, снизить выбросы парниковых газов, расширить финансирование научных исследований проявлений климатических сдвигов, продолжить освоение природных ресурсов Севера при сбалансированном подходе.

Первая декларация, подписанная на конференции в Киркенесе в январе 1993 г., послужила созданию Баренцева Евроарктического Совета в условиях прекращения холодной войны и распада Советского Союза. В Совет вошли члены правительств Дании, Исландии, Норвегии, России, Финлядии, Швеции, а также Европейской Комиссии, признавших, что трансграничное сотрудничество в Арктике является настоятельной необходимостью в силу того, что перед северными странами встаёт множество специфических проблем, в числе которых суровый климат, низкая населённость и обширные пространства.

Как подчеркнул Йенс Столтенберг, этой осенью передающий председательство в Совете Финляндии, с момента появления первой декларации многое было достигнуто. Особенно заметно выросло число граждан, пересекающих государственные границы; Норвегия и Россия договорились о том, как провести границу в Северном Ледовитом океане; в регионе удалось сохранить тресковые стада; входящие в Совет страны сообща потрудились над пресечением незаконного рыбного промысла.

«Те, кто подписал Киркенесскую декларацию в 1993 г., были убеждены, что Баренцево сотрудничество послужит делу мира и безопасности, – сказал Столтенберг. – История подтвердила, что они были правы».

/BarentsObserver, фото пресс-службы Правительства РФ/