Дмитрий Кобылкин: Арктика – это мощный драйвер экономики всей страны

kobilkin_0908

Арктика – один из векторов развития России. В число арктических приоритетов страны, по словам президента Владимира Путина, входит создание качественных условий жизни для населяющих эти территории людей, привлечение в Арктику инвестиций и вложение средств в природоохранную деятельность, а также наращивание научного присутствия. Среди приоритетных арктических проектов ключевыми являются ямальские. Доля Ямало-Ненецкого автономного округа в общем объёме инвестиций в основной капитал Арктического макрорегиона превышает 66%, а в масштабах России Ямал входит в первую тройку доноров федерального бюджета. О том, как регион реализует экономическую политику в контексте этих стратегических задач, рассказал губернатор ЯНАО Дмитрий Кобылкин

— Впервые об основных арктических приоритетах России глава государства заявил на международном форуме «Арктика – территория диалога» в сентябре 2010 года. Один из основных российских регионов в этой стратегии – Ямал. Что сделано в округе за эти годы?

— Глава государства конкретизировал задачи России в Арктике ещё и на 3-м форуме «Арктика – территория диалога», который прошёл в Салехарде в 2013-м. Он тогда поставил очень чёткие задачи: «Ключевым принципом развития Арктики должно стать природосбережение, обеспечение баланса между хозяйственной деятельностью, присутствием человека и сохранением окружающей среды». При этом президентом было сформулировано, что «…в Арктике сконцентрированы большие интересы – и экономические, и политические, и гуманитарные. Крайне важно объединять усилия для эффективной работы в этом регионе мира и в нашем регионе». Поэтому правительство автономного округа проводит ежедневную работу по сохранению социально-экономической стабильности в регионе и приумножению его потенциала. Это важно для людей, для бизнеса и для власти. Результат такой политики мы видим в основных показателях развития.

На территории Ямала, занимающей десятую часть Арктической зоны России, производится более половины её валового регионального продукта. И он ежегодно растёт. По итогам 2015 года ВРП превысил 1,7 трлн рублей.

Доля округа в общем объёме инвестиций в основной капитал Арктического макрорегиона превышает 66%, а в масштабах России Ямал входит в первую тройку.

Среди приоритетных арктических проектов ключевыми являются ямальские. Это завод «Ямал СПГ», порт Сабетта и Северный широтный ход – часть проекта «Энергия Арктики». Всего в прошлом году в округ поступило почти 800 млрд руб. инвестиций.

Мы в лидерах Арктической зоны по объёму внешнеторгового оборота. По итогам первого полугодия он превысил годовое значение прошлого года и составил около 1,5 млрд рублей.

По итогам 2015 года округ вошел в ТОП-20 регионов Национального рейтинга состояния инвестиционного климата. Напомню, что у нас действуют широкие меры поддержки бизнеса и понятные правила игры. Например, налоговые льготы инвесторам, реализующим проект с капитализацией более 1 млрд рублей, сохранены. Со следующего года аналогичная схема начнет работать для региональных проектов стоимостью свыше 50 млн рублей.

— Действительно, Ямал – привлекательная для инвесторов территория. О каких перспективах можно говорить уже сейчас?

— Дополнительной возможностью для роста экономического потенциала Ямала могут стать планы правительства России в 2017 году распространить на Арктическую зону режим территорий опережающего развития. Это важно для реализации инфраструктурных проектов и привлечения частных инвесторов, что на ближайшие годы остаётся нашим приоритетом.

Особое внимание – малому и среднему бизнесу. На базе отдельных многофункциональных центров мы начали оказывать предпринимателям услуги по принципу «одного окна». В следующем году МФЦ для бизнеса будут открыты во всех крупных городах Ямала. Также в ближайших планах – внедрение Рейтинга инвестиционного климата муниципальных образований. Конкурентная среда позволит органам местного самоуправления активизировать усилия по созданию благоприятной предпринимательской среды на местах.

Привлекая инвесторов, мы должны помнить три постулата: достойное качество жизни ямальцев, неизменные правила для бизнеса и создание дополнительных возможностей для опережающего развития Ямала.

— Как формируется бюджет округа в условиях мирового кризиса и не лучших цен на углеводороды?

— Сегодня все пришли к пониманию, что мы живём в условиях новой реальности: низких цен на сырьё, невозможности внешних займов и вытеснения России с традиционных сырьевых рынков. Надо быть реалистами – происходящие политические перемены в разных странах вряд ли в ближайшее время изменят эту ситуацию.

Наша задача максимально быстро перестроиться, запустив новую модель развития. Мы постепенно идём к этому, снижая зависимость территории от моносырьевой экономики, развивая глубокую переработку и транспортную инфраструктуру.

Объективно в прошлом году наш регион столкнулся со сложностями по формированию бюджета.

Названные выше причины привели к значительному снижению налога на прибыль.Тем не менее, в 2016 году нам удалось сформировать консолидированный бюджет в размере 156 млрд рублей. Он сохранил социальный характер, и все расходные обязательства, прежде всего перед населением, выполнены в полном объёме.

О финансовой стабильности автономного округа свидетельствует выполнение обязательств перед муниципалитетами. Всего за последние шесть лет бюджеты муниципальных образований получили более 300 млрд руб.

— Говоря о росте добычи, диверсификации приоритетных отраслей и развитии глубокой переработки, что вы имеете в виду?

— Хочу подчеркнуть важный момент: впервые за 12 лет добыча нефти в округе перешла в стадию роста. Мы приступили к добыче на континентальном шельфе. Никто в мире так далеко на севере нефть не добывает.

Введены новые масштабные проекты. Это нефтеналивной терминал «Ворота Арктики», Восточно-Мессояхское и Пякяхинское месторождения. До конца года планируется сдать в эксплуатацию трубопровод «Заполярье – Пурпе – Самотлор». Это один из крупнейших объектов нефтепроводной системы Восточная Сибирь – Тихий океан, по которой нефть пойдёт в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

На полную мощность постепенно выходит уникальное по запасам Бованенковское нефтегазоконденсатное месторождение. Напомню, Бованенково – это стартовая площадка для выхода России на новые арктические территории, на огромные ресурсы и возможности.

Ещё одна значимая составляющая нашей экономики – переработка. По итогам текущего года мы удвоим долю обрабатывающих производств по сравнению с 2010 годом, а с полным запуском завода «Ямал СПГ» в 2020 году каждый четвёртый рубль, созданный в экономике, будет приходиться на переработку, а не на добычу сырья. Ближайшие три года станут переломными для Ямала.

— Как повлияло на текущую деятельность предприятий ТЭКа минувшее лето со вспышкой сибирской язвы и пожарами?

— Как и всем на Ямале, им тоже досталось. Но все сроки, которые мы поставили по запуску месторождений, выдерживаются. Все идет по запланированному графику.

— Транспортная составляющая наряду с ресурсной является не менее важной в подобных проектах…

— Мы продолжаем работу по созданию Арктического транспортного блока. Совместно с компаниями «Газпром» и «Российские железные дороги», частными инвесторами в ближайшее время начнётся реализация инфраструктурного проекта «Энергия Арктики». Он ускорит освоение созвездия арктических месторождений и откроет новые возможности для перерабатывающей промышленности. Бованенковский, Тамбейский, Новопортовский, Мессояхский, Каменномысский центры уже в обозримой перспективе станут локомотивами промышленного роста как автономного округа, так и всей России.

«Энергия Арктики»предполагает строительство двух участков железной дороги: Северный широтный ход и Бованенково-Сабетта, портовой инфраструктуры. События текущего года в очередной раз показали всю остроту и важность решения проблемы транспортной доступности. Над этим мы постоянно работаем, максимально используя все возможности.

Недавно правительство автономного округа подписало соглашение с компанией «РЖД». Уже в ближайшее время госкомпания направит концессионную заявку в правительство Российской Федерации. Таким образом, Северный широтный ход может стать первой концессионной железной дорогой в современной России.

Параллельно частный инвестор проектирует железнодорожную ветку Бованенково-Сабетта, которая соединит транспортную систему России с Северным морским путём. Документация подготовлена, подписано соглашение о государственно-частном партнёрстве.

— В России 2017 год объявлен Годом экологии. Какое место в планах развития региона и освоения его недр занимает тема сохранения природы?

— Новую волну освоения ямальской Арктики без преувеличения можно назвать высокотехнологичной и экологически безопасной. В центрах нефтегазодобычи фиксируется снижение производственных отходов, сокращение вредных выбросов в атмосферу. Такой факт: возле промышленных объектов на Сабетте свободно гнездятся полярные птицы и живут песцы. А на мостах железной дороги на Бованенково свили гнёзда краснокнижные кречеты. Это уникальные примеры для арктического мира!

Объективно такая тенденция является следствием колоссальных вложений, использования новейших разработок и учёта природных и социальных особенностей территории. В этом году мы увидели первые результаты восполнения биоресурсов ямальских водоёмов. В акваторию Оби впервые выпущено более 2,5 млн мальков муксуна, выращенных на собственном Собском рыборазводном заводе. Такого ещё не было в Арктике. Рыбоводный завод на берегу реки Собь – самый мощный в России по воспроизводству сиговых рыб. Его строительство стало возможным благодаря совместной работе правительства округа и нашего стратегического партнёра – компании «НОВАТЭК».

Конечно, работы ещё много, в том числе по ликвидации накопленного ущерба, устранению пробелов в федеральном законодательстве. Подчеркну, что эту тему мы обсуждали на встрече с генеральным прокурором России, а также на экспертном совете с недропользователями. Сегодня все понимают ответственность и значимость экологической безопасности в Арктической зоне. Важно это понимание трансформировать в реальные действия.

— Недавно президент встречался с членами правительства, обсуждали Арктику в том числе. Что для себя вы отметили?

— Я отметил то, что все больше стали понимать, что Арктика — это ледокол, который ломает лед, прорубает новую дорогу России в новый мир. Для нас это экономический, конкурентный новый мир, в котором надо адаптироваться, мир транспортной логистики. Все больше и больше людей это понимают. Одно рабочее место в Арктике требует создания полутора десятков рабочих мест в других регионах. Арктика – это мощный драйвер экономики всей страны. Поэтому меня очень порадовала активная позиция по поводу свободной экономической зоны в Арктике. Считаю, что нужно обратить внимание на те субъекты в Арктике, которые способны придать дополнительный стимул для развития экономики. Это важно для всей страны.

/tass.ru/

 



Print This Post Print This Post
©2024 Pro-arctic.ru