Приразломная. Искусственный остров в Арктике оборудован при помощи норвежских технологий
Представители норвежской нефтегазовой промышленности говорят о комплексных поставках оборудования для платформы Приразломная в Печорском море. Согласно информации норвежской ассоциации INTSOK, поставщики из Норвегии обеспечили до 25% технологической составляющей в оборудовании российской платформы, построенной на верфях «Севмаша» в Мурманске. Запуск промышленной добычи на вызвавшей столько споров платформе запланирован на декабрь текущего года.
В интервью норвежской Teknisk Ukeblad, Хокон Скреттинг, региональный директор по России ассоциации INTSOK, организации, продвигающей норвежскую нефтегазовую промышленность на международном рынке, отметил, что норвежцы обладали 25% долей в контрактах на поставку оборудования (в ценовом отношении) для Приразломной. Представители «Газпрома» не раз отмечали норвежские технологии и компании в презентациях проекта освоения Приразломного месторождения. Скреттинг утверждает, что руководство и менеджеры компании «Газпром нефть шельф» (ранее «Севморнефтегаз»), которой принадлежит лицензия на разработку этого месторождения в Печорском море, два раза были в Норвегии на специальных встречах с норвежскими предприятиями. Кроме того, INTSOK организовал семинар с «Севморнефтегаз» в Москве. «Мы были одними из первых, кто начал работать по этому проекту», – рассказал Teknisk Ukeblad Скреттинг.
Системные поставки из Норвегии.
Вклад норвежской нефтегазовой промышленности в основном состоит из множества небольших по объёмам поставок специального оборудования для Приразломной. Среди них крупные поставки оборудования для системы по отгрузке нефти компаний Pusnes Aker из Арендаля и Hydramarine из Кристиансанда. Данная система состоит из двух кранов, установленных по углам платформы, по которым нефть будет поступать на специально построенные танкеры ледокольного типа, которые обеспечат перевозку нефти с платформы. Есть и другие достижения по интернационализации норвежских технологий в рамках этого российского проекта. Так, норвежское представительство компании Siemens поставило для Приразломной генератор, а компания Frank Mohn обеспечила её пожарными насосами. Oglaend systemer предоставила системы прокладки и крепления кабеля, кабельные лотки лестничного типа. Из Autronica пришли системы пожаро- и газообнаружения. Также Aker MH и Gann Mekaniske предоставили часть оборудования для бурильного комплекса платформы. Базирующаяся в Ставангере Global Maritime участвовала в буксировке Приразломной из Северодвинска в Мурманск, а затем и в операции по транспортировке платформы с верфи «Севмаша» до точки установки на месторождении в 2011 г.
Ледокольные суда обеспечения.
Оба многофункциональных судна снабжения ледокольного типа «Юрий Топчев» и «Владислав Стрижов», которые будут задействованы для работ на Приразломном месторождении, были спроектированы и построены в Норвегии. Moss Maritime обеспечил дизайн, а все надстройки и оснащение были сделаны на верфях Havyards в Лейрвике (Хиллестад). Многофункциональные снабженцы «Юрий Топчев» и «Владислав Стрижов» могут быть также использованы в качестве буксиров, а также задействованы при спасательных операциях и пожаротушении. «Несмотря на то, что Россия остаётся далеко непростым рынком, для поставщиков технологий здесь фактически отсутствуют риски. В качестве примера, можно привести широко практикуемую предоплату поставок оборудования», – рассказал Скреттинг.
Импорт технологий.
Artikkelen fortsetter under annonsen
В одном из пресс-релизов компании «Газпром нефть шельф» был отмечен использованный при проектировании платформы опыт ведущих американских, канадских и норвежских нефтегазовых компаний, работавших в климатических условиях, аналогичных Печорскому морю. «Газпром» ссылается на отчёт проведённого в 2012 г. аудита международных компаний, среди которых были норвежские Aker Solutions и Kværner, подтвердивших «высокое качество нефтегазового строительства на “Севмаше”». Однако из источников в отрасли Pro-Arctic.ru стало известно, что Aker Solutions отклонил предложение участвовать как в проекте, так и в его последующем аудите.
Как сообщает BarentsObserver, норвежские компании могут сыграть ключевую роль в поставках оборудования и для проектов в Карском море. Норвежские компании Siem Offshore и Viking Supply Ships названы среди четырёх победителей тендера на сервисные услуги для первых операций по бурению «Роснефти» в этой части русской Арктики. Российская госкомпания будет разрабатывать ресурсы этого региона в сотрудничестве с ExxonMobil. Бурение первой разведочной скважины на структуре Университетская в Карском море запланировано на 2014 г. По данным газеты Dagens Næringsliv, полупогружная буровая установка West Alpha, с помощью которой будет пробурена эта скважина, принадлежит компании Seadrill и базируется в норвежском Ставангере. В специальном комментарии для Pro-Arctic представитель норвежской нефтегазовой ассоциации INTSOK отметил, что запуск любого из российских проектов на шельфе всегда создаёт хорошие возможности для зарубежных поставщиков оборудования и технологий, в частности норвежских.