Водородный кластер на Сахалине обретает очертания

 

hydrogen-20

Водородный хаб, который должен возникнуть на Сахалине в результате сотрудничества региона с крупными предприятиями, прежде всего «Росатомом», «Газпромом», ОАО РЖД, «Трансмашхолдингом» и автопроизводителями, будет, как планируется, выпускать около 30 тыс. тонн водорода к 2024 году и примерно 100 тыс. тонн — к 2030 году. Основная продукция будет поставляться на экспорт в страны Азиатско-Тихоокеанского региона — пока предполагается, что в виде аммиака. Но часть будет использоваться местными потребителями: железнодорожным, автомобильным и, возможно, морским водородным транспортом, а также ЖКХ.

Первый пилотный

После того как в октябре 2020-го правительство утвердило план развития водородной энергетики до 2024 года, прозвучало много громких заявлений, касающихся будущего производства и экспорта топлива. Так, в начале сентября на International Hydrogen Conference глава Российского энергетического агентства Алексей Кулапин пообещал к 2035 году российский экспорт водорода на уровне 2–12 млн тонн с увеличением до 15–50 млн тонн к 2050-му. Правительство, в свою очередь, устами первого вице-премьера Андрея Белоусова пообещало в перспективе выработать стимулы, в том числе налоговые, для внедрения «зеленых» технологий, в том числе для выработки и применения водорода.

Опробовать «водородную экономику» не в виде единичных предприятий или образцов продукции, а в виде взаимосвязанного кластера решили на Сахалине. Концепция подобного кластера на Дальнем Востоке возникла еще в 2017 году, а вот деталями проект стал обрастать лишь недавно. Как пояснял в апреле текущего года глава Минвостокразвития Алексей Чекунков, у Сахалина масса конкурентных преимуществ, в том числе «географическая близость к потенциальным крупным потребителям водорода, научный задел, комплексные меры государственной поддержки инвестиционных проектов».

«Кластер объединит все основные элементы технологической цепочки и цепочки кооперации, свойственные для водородного кластера,— говорил в начале сентября вице-президент «Русатом Оверсиз» по маркетингу и развитию бизнеса Антон Москвин.— Иногда их называют водородными долинами в разных странах. Фактически это модель изолированной водородной экономики, где разные участники рынка из разных отраслей взаимодействуют друг с другом».

Губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко рассказывал на ВЭФ-2021, что предТЭО проекта, соглашение о разработке которого было подписано в начале года, уже выполнено, в ближайшее время будет заключаться договор на ТЭО. «Дальше нужно делать следующее: нужно делать терминал, чтобы отгружать, например, аммиак, если мы, допустим, идем в эту сторону,— рассказывает он.— Это вложения денежных средств, это выбор места отгрузки. Далее нам нужно заниматься отводом земельных участков, где будет размещаться этот водородный кластер. Нужно сделать инженерное обустройство. Нужно с «Газпромом» подписать соглашение о газе (оно уже подписано.— “Ъ”). И нужно понять принципиально, где будет техприсоединение. Мы должны позаботиться о том, кто будет работать, и отсюда возникает вопрос о водородных специалистах».

«Зеленый» груз

Центральным предприятием кластера станет экспортно ориентированный завод по производству водорода путем паровой конверсии метана. «Мы планируем построить крупнотоннажное производство водорода в рамках соглашения с компанией Air Liquide, планируется сооружение крупного предприятия с производством на первой фазе порядка 30 тыс. тонн водорода и последующим увеличением до 100 тыс. тонн к 2030 году,— говорит Антон Москвин.— Мы планируем выйти на производство уже к 2024 году, первые объемы планируем поставлять на экспорт уже в 2025 году. Ведем консультации с японскими и корейскими заказчиками. Первое соглашение с Японией у нас было подписано в 2019 году, за это время мы проработали фактически предТЭО организации цепочки поставок водорода из России в Японию. Это довольно сложная задача — сейчас практически нет технологий, которые позволяют транспортировать водород в таких объемах, и поэтому мы задумываемся о поставке в форме аммиака. Но тем не менее технологии развиваются, пилотные проекты уже есть, в том числе по специализированному кораблю для перевозки сжиженного водорода — компания Kawasaki этим занимается. Мы эти примеры уже видим и учитываем».

«Мы для себя приняли принципиальное решение, что из нашего сахалинского баланса мы выделяем 200 млн кубометров газа, чтобы произвести в 2024 году 30 тыс. тонн водорода»,— рассказывает Валерий Лимаренко. По его словам, технология производства водорода похожа на технологию производства СПГ (у проекта «Сахалин-2» с 2009 года в Корсакове действует завод по его выпуску), потому что используются близкие технологические приемы. Как пояснил господин Москвин, партнеры планируют выйти на завершение ТЭО к концу текущего года.

Для энергообеспечения проекта планируется создание на острове ветрогенерирующих мощностей. Соглашение об этом было подписано «Новавиндом», входящим в «Росатом», и Сахалинской областью на ВЭФ. По соглашению запланировано строительство ветропарков общей установленной мощностью до 200 МВт с вводом в эксплуатацию в 2024 году, пояснял «Новавинд». В текущем году, рассказывал Валерий Лимаренко, запланирована установка измерительной системы. «Уже есть три места, где будем измерять ветер»,— добавил он.

vodorod_v2

При этом проект «Новавинда» не единственный ветропарк, который планируется построить на Сахалине. В Углегорском районе острова Восточная горнорудная компания (ВГК, основная угледобывающая компания региона) собирается уже в 2024 году запустить ветропарк на 16 турбин общей мощностью 67,2 МВт. Компания уже приступила к ветроизмерениям, установив на одной из двух потенциальных площадок строительства ветроизмерительный комплекс. Инвестиции в проект оцениваются в 8,5 млрд руб., источником станут как собственные средства ВГК, так и субсидии федерального и регионального бюджетов. Однако прямого отношения к водородному кластеру этот проект не имеет: он направлен на обеспечение основных производственных мощностей ВГК. «Энергия возобновляемых источников будет питать строящийся транспортный угольный конвейер и переводимый на электротягу парк самосвалов,— отметил гендиректор ВГК Максим Куземченко.— В комплексе эти проекты сформируют анонсированный ранее «Зеленый угольный кластер»». По предварительным расчетам компании, реализация проекта позволит снизить углеродный след на 64 тыс. тонн условного углеродного топлива и сократить выбросы в атмосферу CO2 на 125 тыс. тонн ежегодно.

Рельсы и асфальт

Вторая составляющая этого проекта — это транспортная инфраструктура на водороде. В первую очередь речь идет об организации пассажирского железнодорожного сообщения с применением локомотивов на водородных топливных элементах. «Примеров таких проектов в мире достаточно много: в Германии такой проект уже прошел тестовую фазу и сейчас реализуется в коммерческой фазе»,— сказал Валерий Лимаренко.

Водородными локомотивами «Росатом», ОАО РЖД и «Трансмашхолдинг» (ТМХ) занимаются с 2019 года — тогда уже было решено тестировать их на Сахалине. А в начале сентября текущего года правительство Сахалинской области, ОАО РЖД, «Росатом» и ТМХ подписали протокол о признании проекта организации железнодорожного сообщения с применением поездов на водородных топливных ячейках «целесообразным и технически осуществимым». Предполагается проектирование и строительство семи водородных поездов, ТМХ их должен построить к открытию пассажирского движения, запланированному на 2024 год.

Проект обещает быть дорогостоящим. ТМХ оценил затраты на разработку водородного поезда более чем в 1 млрд руб. В конце 2020 года ТМХ сообщал, что ведет разработку как самого поезда, так и силовой установки на водородных топливных элементах, к ее созданию привлечены отечественные и зарубежные партнеры компании. Siemens, являющийся партнером другого российского машиностроителя — «Синара — Транспортные машины», уже предложил ОАО РЖД свое технологическое участие и наработки, рассказывал в сентябре в интервью ТАСС президент Siemens в России Александр Либеров.

Тем не менее перевод поездов на водород связан с рядом нерешенных проблем. В октябре прошлого года технический директор ТМХ Михаил Рожков говорил, что принципиально важно освоить две ключевые технологии. Это снижение веса криогенных баков, «чтобы эффективность, которую мы получаем по сравнению с дизельным топливом, не терять за счет достаточно тяжелых систем хранения, от которых сегодня не можем уйти». Второе — «зеленое» производство самого водорода. Собеседник “Ъ” в машиностроительном комплексе также говорит о единичной мощности силовой установки: пока максимально достигнутая — это 250 кВт, а для грузового движения, например, необходим 1 МВт. Также стоит проблема нелокализованности мембраны.

Над энергоустановками с ОАО РЖД работает «Инэнерджи», партнер «Роснано». Как уточнял в августе главный конструктор «Инэнерджи» Андрей Голодницкий, компании сотрудничают по семи проектам энергоустановок на водороде — для различных типов локомотивов и даже пассажирских вагонов — «и самым масштабным, не имеющим аналогов в мире, станет магистральный локомотив для БАМа».

Но железнодорожный транспорт не единственный логистический сегмент, который планируется сделать водородным. В планах сахалинских властей — запуск автотранспорта на этом виде топлива. «Мы сейчас сотрудничаем с КамАЗом, с ГАЗом, которые прислали свои планы по автомобильным платформам, грузовикам и автобусам,— сказал господин Лимаренко,— то есть они будут работать на электричестве, а генерация будет идти на водородных топливных элементах».

Оба автопроизводителя уже представили образцы своей водородной техники. На Comtrans-2021 КамАЗ показал опытный образец электробуса на водородных топливных элементах, которые он планирует испытать в 2022–2023 годах, и прототип грузовика с полностью водородным двигателем, который будет разрабатываться в сотрудничестве с франко-швейцарской GreenGT. А ГАЗ продемонстрировал две разработанные им модели электробуса на водородных топливных элементах. Глава Минпромторга Денис Мантуров сообщил, что серийный выпуск в России коммерческих транспортных средств на водородном топливе ожидается уже в 2023 году.

На прошлой неделе «Русатом Оверсиз», КамАЗ, Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики (КрДВ) и Корпорация развития Сахалинской области подписали меморандум о взаимопонимании, согласно которому стороны рассмотрят возможность совместного участия в проекте водородного парка и организации транспорта на водородных топливных элементах. Глава КрДВ Игорь Носов пообещал участникам господдержку, напомнив, что в регионе действуют несколько преференциальных режимов: две территории опережающего развития на острове и режим свободного порта Владивосток. «Получив статус резидента одного из них, инвестор сможет рассчитывать на налоговые льготы и административные преференции, в том числе инфраструктурную поддержку»,— отметил он.

/www.kommersant.ru/



Print This Post Print This Post
©2021 Pro-arctic.ru